Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.03.2005 N Ф04-995/2005(9027-А27-14)

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 14 марта 2005 года Дело N Ф04-995/2005(9027-А27-14)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 25.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3239/2004-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский центр дорожных исследований" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасский центр дорожных исследований" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 31.12.2003 N 723 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 58923 руб., отчислений на содержание территориальной пожарной охраны в сумме 1258 руб., пеней в соответствующем размере и взыскании штрафа в общей сумме 12037 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату данных налогов и штрафа в размере 2390 руб., начисленного на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса за непредставление деклараций по отчислениям на содержание территориальной пожарной охраны, а также требований N N 3 26860, 3449, 3451 об уплате налогов и санкций. Кроме того, заявлено требование об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет общества налог на добавленную стоимость, отчисления на содержание территориальной пожарной охраны и пени, списанные с расчетного счета на основании инкассовых поручений.
Решением суда от 25.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении требования налогоплательщика, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, регулирующих возмещение и восстановление налога на добавленную стоимость, а также на нарушение требования постановления Администрации г. Кемерово "Об утверждении Временного положения "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны", в нарушение которого Общество в 2001 году не представляло декларации и не уплачивало указанный налог.
В отзыве на жалобу Общество отклонило доводы налогового органа, изложенные в жалобе, просило оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления арбитражного суда, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими частичной отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки деятельности общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский центр дорожных исследований" за период с 01.01.2000 по 30.09.2002 выявлены налоговые правонарушения, о чем налоговым органом составлен акт от 10.12.2003 и с учетом разногласий налогоплательщика принято решение от 31.12.2003 N 723 о доначислении налога на добавленную стоимость, обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной безопасности, пеней в соответствующем размере и взыскании штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и штрафа, начисленного на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса за непредставление деклараций по отчислениям на содержание территориальной пожарной охраны.
Решение налогового органа мотивировано необоснованным применением Обществом в январе 2003 года вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 620 руб., уплаченного с аванса в 2002 году, полученного до перехода на упрощенную систему налогообложения; необходимостью восстановления налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет со стоимости основных средств, приобретенных Обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения; наличием у налогоплательщика обязанности в 2001 году по уплате обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, в каких случаях суммы налога, предъявленные покупателю, в том числе при приобретении товаров, учитываются в стоимости товаров.
Пунктом 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено восстановление только сумм налога на добавленную стоимость, в том числе по приобретенным товарам, которые в нарушение пункта 2 статьи 170 Кодекса неправомерно отнесены налогоплательщиком к налоговым вычетам.
В данном случае налоговый орган не оспаривал тот факт, что на момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, в соответствии с требованиями статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая приведенные нормы права, арбитражный суд правильно указал, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога на остаточную стоимость основных средств и товарно-материальных ценностей в случае принятия сумм налога к вычету и возмещению при постановке на учет приобретенных для использования в производстве основных средств после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Признавая неправомерным отказ налогового органа в праве на вычет налога на добавленную стоимость с суммы авансовых платежей, полученных организацией в 2002 году в счет выполнения работ, арбитражный суд указал на отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации норм об утрате данного права при переходе налогоплательщика на иной режим налогообложения.
Кассационная инстанция считает вывод суда в указанной части ошибочным, поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость и в соответствии со статьей 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товара лицами, не являющимися налогоплательщиками, учитываются в стоимости таких товаров.
Таким образом, с момента перехода на упрощенную систему налогообложения организации, ее применяющие, теряют право на применение налоговых вычетов.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение по данному эпизоду, установлены арбитражным судом, сумма налоговых вычетов не оспаривается лицами, участвующими в деле, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение - об отказе в признании недействительным решения налогового органа от 31.12.2003 N 723 в части вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 620 руб., уплаченного с полученных до перехода на упрощенную систему налогообложения авансовых платежей.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 82-О содержащееся в статье 10 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" положение, предусматривающее обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Решение налогового органа от 31.12.2003, принятое на основании нормативного правового акта, признанного недействующим, правомерно признано судом недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены судебных актов в данной части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.06.2004 и постановление от 01.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3239/2004-6 о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 31.12.2003 N 723 в части, касающейся вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 620 руб., уплаченного с полученных до перехода на упрощенную систему налогообложения авансовых платежей, отменить.
Принять новое решение. Отказать в признании недействительным решения налогового органа в указанной части.
В остальной части решение от 25.06.2004 и постановление от 01.11.2004 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 марта 2005 года Дело N Ф04-995/2005(9027-А27-14)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 25.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3239/2004-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский центр дорожных исследований" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасский центр дорожных исследований" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 31.12.2003 N 723 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 58923 руб., отчислений на содержание территориальной пожарной охраны в сумме 1258 руб., пеней в соответствующем размере и взыскании штрафа в общей сумме 12037 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату данных налогов и штрафа в размере 2390 руб., начисленного на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса за непредставление деклараций по отчислениям на содержание территориальной пожарной охраны, а также требований N N 3 26860, 3449, 3451 об уплате налогов и санкций. Кроме того, заявлено требование об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет общества налог на добавленную стоимость, отчисления на содержание территориальной пожарной охраны и пени, списанные с расчетного счета на основании инкассовых поручений.
Решением суда от 25.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении требования налогоплательщика, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, регулирующих возмещение и восстановление налога на добавленную стоимость, а также на нарушение требования постановления Администрации г. Кемерово "Об утверждении Временного положения "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны", в нарушение которого Общество в 2001 году не представляло декларации и не уплачивало указанный налог.
В отзыве на жалобу Общество отклонило доводы налогового органа, изложенные в жалобе, просило оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления арбитражного суда, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими частичной отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки деятельности общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский центр дорожных исследований" за период с 01.01.2000 по 30.09.2002 выявлены налоговые правонарушения, о чем налоговым органом составлен акт от 10.12.2003 и с учетом разногласий налогоплательщика принято решение от 31.12.2003 N 723 о доначислении налога на добавленную стоимость, обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной безопасности, пеней в соответствующем размере и взыскании штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и штрафа, начисленного на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса за непредставление деклараций по отчислениям на содержание территориальной пожарной охраны.
Решение налогового органа мотивировано необоснованным применением Обществом в январе 2003 года вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 620 руб., уплаченного с аванса в 2002 году, полученного до перехода на упрощенную систему налогообложения; необходимостью восстановления налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет со стоимости основных средств, приобретенных Обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения; наличием у налогоплательщика обязанности в 2001 году по уплате обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, в каких случаях суммы налога, предъявленные покупателю, в том числе при приобретении товаров, учитываются в стоимости товаров.
Пунктом 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено восстановление только сумм налога на добавленную стоимость, в том числе по приобретенным товарам, которые в нарушение пункта 2 статьи 170 Кодекса неправомерно отнесены налогоплательщиком к налоговым вычетам.
В данном случае налоговый орган не оспаривал тот факт, что на момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, в соответствии с требованиями статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая приведенные нормы права, арбитражный суд правильно указал, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога на остаточную стоимость основных средств и товарно-материальных ценностей в случае принятия сумм налога к вычету и возмещению при постановке на учет приобретенных для использования в производстве основных средств после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Признавая неправомерным отказ налогового органа в праве на вычет налога на добавленную стоимость с суммы авансовых платежей, полученных организацией в 2002 году в счет выполнения работ, арбитражный суд указал на отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации норм об утрате данного права при переходе налогоплательщика на иной режим налогообложения.
Кассационная инстанция считает вывод суда в указанной части ошибочным, поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость и в соответствии со статьей 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товара лицами, не являющимися налогоплательщиками, учитываются в стоимости таких товаров.
Таким образом, с момента перехода на упрощенную систему налогообложения организации, ее применяющие, теряют право на применение налоговых вычетов.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение по данному эпизоду, установлены арбитражным судом, сумма налоговых вычетов не оспаривается лицами, участвующими в деле, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение - об отказе в признании недействительным решения налогового органа от 31.12.2003 N 723 в части вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 620 руб., уплаченного с полученных до перехода на упрощенную систему налогообложения авансовых платежей.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 82-О содержащееся в статье 10 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" положение, предусматривающее обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Решение налогового органа от 31.12.2003, принятое на основании нормативного правового акта, признанного недействующим, правомерно признано судом недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены судебных актов в данной части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.06.2004 и постановление от 01.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3239/2004-6 о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 31.12.2003 N 723 в части, касающейся вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 620 руб., уплаченного с полученных до перехода на упрощенную систему налогообложения авансовых платежей, отменить.
Принять новое решение. Отказать в признании недействительным решения налогового органа в указанной части.
В остальной части решение от 25.06.2004 и постановление от 01.11.2004 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)