Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 июня 2003 г. Дело N А-62-153/03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска на Решение от 05.03.2003 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-153/03,
Смоленское государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Кристалл" (далее по тексту - Смоленское ГУП "ПО "Кристалл") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска, выразившегося в невынесении решения о возврате излишне уплаченного земельного налога и обязании руководителя инспекции вынести решение о возврате излишне уплаченного земельного налога за период 2000 - 2002 гг. в сумме 2057291 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска по невозврату Смоленскому ГУП "ПО "Кристалл" излишне уплаченного им земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп. и на инспекцию возложена обязанность возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 541605 руб. 30 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска просит решение суда в части удовлетворенных требований налогоплательщика отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя предприятия, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.
Как видно из материалов дела, Смоленское ГУП "ПО "Кристалл" направило в Инспекцию МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 1999, 2000, 2001, 2002 гг. и заявление, в котором просило возвратить излишне уплаченный налог на землю за 1999 - 2002 гг., полагая, что применяемые предприятием в указанный период коэффициенты, повышающие ставки налога, установленные Законом РФ N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 г.", опубликованным 25.02.99; Законом РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г.", опубликованным 05.01.2000; Законом РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 г.", опубликованным 28.12.2000, Законом РФ N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", увеличивающим ставку земельного налога в 2002 г., опубликованным 20.12.2001, не должны были применяться в силу п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, поскольку указанные нормативные акты вводят повышенную ставку налога не с первого числа очередного налогового периода.
Инспекция оставила указанные заявления плательщика без ответа.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Смоленского ГУП "ПО "Кристалл" в суд с настоящим заявлением.
Отказ суда в удовлетворении требований предприятия в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного земельного налога за 2000 и 2002 гг. и об обязании возвратить налог за указанный период, кассационная инстанция считает обоснованным исходя из следующего.
На основании ст. 16, ст. 17 ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога на землю по каждому земельному участку и уплачивают его равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 году с коэффициентом 2. Следовательно, введение поправочных коэффициентов законодательными актами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Исходя из положений Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.94 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Поскольку упомянутые Федеральные законы содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2002 гг., и они действовали к дате исчисления налога, установленной ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", то у налогового органа отсутствовали законные основания для признания излишне уплаченными спорных сумм земельного налога, показанных Смоленским ГУП "ПО "Кристалл" в уточненных налоговых декларациях, и для принятия решения о возврате согласно ст. 78 НК РФ.
Довод предприятия о том, что данные ставки подлежали применению по истечении года с момента принятия указанных актов, обоснованно признаны судом несостоятельным, поскольку действие Федеральных законов о бюджете распространяется на конкретный год и ограничено временными рамками. Нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов к ставкам земельного налога, не имеют обратной силы и тем самым не нарушают прав налогоплательщиков.
Удовлетворяя требования Смоленского ГУП "ПО "Кристалл" в части признания незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска, выразившегося в отказе возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., и обязании налогового органа возвратить предприятию излишне уплаченный им земельный налог за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., суд исходил из того, что Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" не установлено применение коэффициента к ставке земельного налога.
Между тем, плательщик обжаловал не только бездействие Инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., но и заявил требование об обязании налогового органа возвратить предприятию излишне уплаченный им земельный налог за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., в силу чего судом должны были быть исследованы все фактические обстоятельства дела, входящие в предмет доказывания по данному спору. Однако, исходя из мотивировочной части решения, суд не установил факт уплаты налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., не привел ссылки на документы, подтверждающие это обстоятельство, не проверил соблюдение положений п. 7 ст. 78 НК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение в обжалуемой части нельзя признать отвечающим требованиям арбитражно-процессуального законодательства и прежде всего ст. 170 АПК РФ.
Учитывая, что решение суда в данной части принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного спора, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит предложить предприятию представить соответствующие документы в обоснование расчета суммы земельного налога, подлежащей возврату, с учетом положений ст. 78 НК РФ, при необходимости обязать стороны провести сверку расчетов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 05.03.2003 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-153/03 в части признания незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска по невозврату Смоленскому ГУП "ПО "Кристалл" излишне уплаченного им земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп. и обязании Инспекции возвратить предприятию излишне уплаченный земельный налог за 2001 год в сумме 541605 руб. 30 коп. отменить, а дело в указанной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2003 N А-62-153/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 июня 2003 г. Дело N А-62-153/03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска на Решение от 05.03.2003 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-153/03,
УСТАНОВИЛ:
Смоленское государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Кристалл" (далее по тексту - Смоленское ГУП "ПО "Кристалл") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска, выразившегося в невынесении решения о возврате излишне уплаченного земельного налога и обязании руководителя инспекции вынести решение о возврате излишне уплаченного земельного налога за период 2000 - 2002 гг. в сумме 2057291 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска по невозврату Смоленскому ГУП "ПО "Кристалл" излишне уплаченного им земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп. и на инспекцию возложена обязанность возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 541605 руб. 30 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска просит решение суда в части удовлетворенных требований налогоплательщика отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя предприятия, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.
Как видно из материалов дела, Смоленское ГУП "ПО "Кристалл" направило в Инспекцию МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 1999, 2000, 2001, 2002 гг. и заявление, в котором просило возвратить излишне уплаченный налог на землю за 1999 - 2002 гг., полагая, что применяемые предприятием в указанный период коэффициенты, повышающие ставки налога, установленные Законом РФ N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 г.", опубликованным 25.02.99; Законом РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г.", опубликованным 05.01.2000; Законом РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 г.", опубликованным 28.12.2000, Законом РФ N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", увеличивающим ставку земельного налога в 2002 г., опубликованным 20.12.2001, не должны были применяться в силу п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, поскольку указанные нормативные акты вводят повышенную ставку налога не с первого числа очередного налогового периода.
Инспекция оставила указанные заявления плательщика без ответа.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Смоленского ГУП "ПО "Кристалл" в суд с настоящим заявлением.
Отказ суда в удовлетворении требований предприятия в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного земельного налога за 2000 и 2002 гг. и об обязании возвратить налог за указанный период, кассационная инстанция считает обоснованным исходя из следующего.
На основании ст. 16, ст. 17 ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога на землю по каждому земельному участку и уплачивают его равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 году с коэффициентом 2. Следовательно, введение поправочных коэффициентов законодательными актами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Исходя из положений Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.94 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Поскольку упомянутые Федеральные законы содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2002 гг., и они действовали к дате исчисления налога, установленной ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", то у налогового органа отсутствовали законные основания для признания излишне уплаченными спорных сумм земельного налога, показанных Смоленским ГУП "ПО "Кристалл" в уточненных налоговых декларациях, и для принятия решения о возврате согласно ст. 78 НК РФ.
Довод предприятия о том, что данные ставки подлежали применению по истечении года с момента принятия указанных актов, обоснованно признаны судом несостоятельным, поскольку действие Федеральных законов о бюджете распространяется на конкретный год и ограничено временными рамками. Нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов к ставкам земельного налога, не имеют обратной силы и тем самым не нарушают прав налогоплательщиков.
Удовлетворяя требования Смоленского ГУП "ПО "Кристалл" в части признания незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска, выразившегося в отказе возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., и обязании налогового органа возвратить предприятию излишне уплаченный им земельный налог за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., суд исходил из того, что Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" не установлено применение коэффициента к ставке земельного налога.
Между тем, плательщик обжаловал не только бездействие Инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., но и заявил требование об обязании налогового органа возвратить предприятию излишне уплаченный им земельный налог за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., в силу чего судом должны были быть исследованы все фактические обстоятельства дела, входящие в предмет доказывания по данному спору. Однако, исходя из мотивировочной части решения, суд не установил факт уплаты налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., не привел ссылки на документы, подтверждающие это обстоятельство, не проверил соблюдение положений п. 7 ст. 78 НК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение в обжалуемой части нельзя признать отвечающим требованиям арбитражно-процессуального законодательства и прежде всего ст. 170 АПК РФ.
Учитывая, что решение суда в данной части принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного спора, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит предложить предприятию представить соответствующие документы в обоснование расчета суммы земельного налога, подлежащей возврату, с учетом положений ст. 78 НК РФ, при необходимости обязать стороны провести сверку расчетов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.03.2003 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-153/03 в части признания незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Смоленска по невозврату Смоленскому ГУП "ПО "Кристалл" излишне уплаченного им земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп. и обязании Инспекции возвратить предприятию излишне уплаченный земельный налог за 2001 год в сумме 541605 руб. 30 коп. отменить, а дело в указанной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)