Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.,
судей А., Ч.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З.,
при участии в заседании:
от заявителя: Г. - предприниматель; С. - доверенность от 01.02.2008,
от ответчика: Ю. - доверенность от 29.12.2008 N 03-03-01/0552,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2009 г. по делу N А41-24014/08, принятое судьей Р. по заявлению индивидуального предпринимателя Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области об обязании возвратить излишне уплаченные налоги, страховые взносы и штраф в сумме 12 355 руб. 46 коп.,
индивидуальный предприниматель Г. (ИП Г., предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области (МРИ ФНС России N 18 по Московской области, Инспекция, налоговый орган) об обязании Инспекции возвратить излишне уплаченные налоги, страховые взносы и штраф в сумме 12 355 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части обязания произвести возврат излишне уплаченных платежей по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 119 руб. 43 коп. и об обязании возвратить налогоплательщику переплату по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ, страховая часть - 8 487 руб.; страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, накопительная часть - 2 400 руб., МРИ ФНС России N 18 по Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 18 по Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы, отказавшись от требований в части несогласия с решением суда первой инстанции по возврату предоплаты по НДФЛ в сумме 119 руб. 43 коп. (протокол судебного заседания от 29.04.2009).
Предприниматель и его представитель против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.09.2008 ИП Г. получено информационное письмо от 18.09.2008 N 171 и акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 608 по состоянию на 15.09.2008.
Согласно указанному акту у налогоплательщика имеется переплата в общей сумме 12 355 руб. 46 коп., в том числе:
- - НДФЛ - 119 руб. 43 коп.;
- - страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, страховая часть - 8 478 руб.;
- - страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, накопительная часть - 2 400 руб.;
- - налог на добавленную стоимость (НДС) - 734 руб.;
- - единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы, - 505 руб. 19 коп.;
- - налог на имущество физических лиц - 50 руб. 90 коп.;
- - транспортный налог - 61 руб. 83 коп.;
- - земельный налог - 6 руб. 11 коп.;
- - переплата по пени и штрафам - 100 руб.
Общая сумма недоимки составляет 67 руб. 47 коп., в том числе:
- - единый социальный налог (ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет, налоговый агент - 22, 03 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, налоговый агент - 4, 14 руб.;
- - налог на имущество физических лиц - 0,85 руб.;
- - взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 39, 09 руб.;
- - взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, налоговый агент - 1, 36 руб.
ИП Г. обратился в МРИ ФНС России N 18 по Московской области с заявлением о возврате переплаты по налогам в общей сумме 12 355 руб. 46 коп. Заявление получено Инспекцией 02.10.2008, о чем свидетельствует уведомление (л.д. 10). В ответ на представленное заявление Инспекция письмом от 07.10.2008 N 05-11/1055@ отказала в возврате излишне уплаченных налогов и сборов в связи с тем, что в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения и необходимости зачета переплаты по налога в счет имеющейся недоимки по налогам и пени.
06.11.2008 ИП Г. повторно представил в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченных налогов и сборов в общей сумме 12 355 руб. 46 коп., в котором также сообщил об уплате задолженности согласно указанному акту сверки с приложением копий квитанций об оплате. В материалы дела также представлены копии квитанций, подтверждающие оплату предпринимателем недоимки в общей сумме 67 руб. 47 коп. согласно акту сверки расчетов N 608 по состоянию на 15.09.2008.
Поскольку переплата по налогам и сборам в общей сумме 12 355 руб. 46 коп. предпринимателю возвращена не была, ИП Г. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени регламентирован ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 и ст. 79 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и ст. 333.40 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено в ст. 79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Таким образом, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора по вопросу возврата излишне взысканного налога ст. 79 НК РФ не предусмотрен, заявление о возврате излишне взысканного налога подлежит рассмотрению в суде без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган с соответствующим заявлением и может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить зачет (возврат) уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения и необходимости зачета переплаты по налогу в счет имеющейся недоимки по налогам и пени, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В силу п. 1 ст. 13 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены.
Другого основания возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, у территориальных органов Пенсионного фонда РФ законодательством не установлено.
Следовательно, обязанность по возврату или зачету, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возложена на налоговые органы.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) одним из администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2009 г. по делу N А41-24014/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2009 ПО ДЕЛУ N А41-24014/08
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2009 г. по делу N А41-24014/08
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.,
судей А., Ч.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З.,
при участии в заседании:
от заявителя: Г. - предприниматель; С. - доверенность от 01.02.2008,
от ответчика: Ю. - доверенность от 29.12.2008 N 03-03-01/0552,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2009 г. по делу N А41-24014/08, принятое судьей Р. по заявлению индивидуального предпринимателя Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области об обязании возвратить излишне уплаченные налоги, страховые взносы и штраф в сумме 12 355 руб. 46 коп.,
установил:
индивидуальный предприниматель Г. (ИП Г., предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области (МРИ ФНС России N 18 по Московской области, Инспекция, налоговый орган) об обязании Инспекции возвратить излишне уплаченные налоги, страховые взносы и штраф в сумме 12 355 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части обязания произвести возврат излишне уплаченных платежей по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 119 руб. 43 коп. и об обязании возвратить налогоплательщику переплату по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ, страховая часть - 8 487 руб.; страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, накопительная часть - 2 400 руб., МРИ ФНС России N 18 по Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 18 по Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы, отказавшись от требований в части несогласия с решением суда первой инстанции по возврату предоплаты по НДФЛ в сумме 119 руб. 43 коп. (протокол судебного заседания от 29.04.2009).
Предприниматель и его представитель против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.09.2008 ИП Г. получено информационное письмо от 18.09.2008 N 171 и акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 608 по состоянию на 15.09.2008.
Согласно указанному акту у налогоплательщика имеется переплата в общей сумме 12 355 руб. 46 коп., в том числе:
- - НДФЛ - 119 руб. 43 коп.;
- - страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, страховая часть - 8 478 руб.;
- - страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, накопительная часть - 2 400 руб.;
- - налог на добавленную стоимость (НДС) - 734 руб.;
- - единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы, - 505 руб. 19 коп.;
- - налог на имущество физических лиц - 50 руб. 90 коп.;
- - транспортный налог - 61 руб. 83 коп.;
- - земельный налог - 6 руб. 11 коп.;
- - переплата по пени и штрафам - 100 руб.
Общая сумма недоимки составляет 67 руб. 47 коп., в том числе:
- - единый социальный налог (ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет, налоговый агент - 22, 03 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, налоговый агент - 4, 14 руб.;
- - налог на имущество физических лиц - 0,85 руб.;
- - взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 39, 09 руб.;
- - взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, налоговый агент - 1, 36 руб.
ИП Г. обратился в МРИ ФНС России N 18 по Московской области с заявлением о возврате переплаты по налогам в общей сумме 12 355 руб. 46 коп. Заявление получено Инспекцией 02.10.2008, о чем свидетельствует уведомление (л.д. 10). В ответ на представленное заявление Инспекция письмом от 07.10.2008 N 05-11/1055@ отказала в возврате излишне уплаченных налогов и сборов в связи с тем, что в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения и необходимости зачета переплаты по налога в счет имеющейся недоимки по налогам и пени.
06.11.2008 ИП Г. повторно представил в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченных налогов и сборов в общей сумме 12 355 руб. 46 коп., в котором также сообщил об уплате задолженности согласно указанному акту сверки с приложением копий квитанций об оплате. В материалы дела также представлены копии квитанций, подтверждающие оплату предпринимателем недоимки в общей сумме 67 руб. 47 коп. согласно акту сверки расчетов N 608 по состоянию на 15.09.2008.
Поскольку переплата по налогам и сборам в общей сумме 12 355 руб. 46 коп. предпринимателю возвращена не была, ИП Г. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени регламентирован ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 и ст. 79 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и ст. 333.40 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено в ст. 79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Таким образом, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора по вопросу возврата излишне взысканного налога ст. 79 НК РФ не предусмотрен, заявление о возврате излишне взысканного налога подлежит рассмотрению в суде без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган с соответствующим заявлением и может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить зачет (возврат) уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения и необходимости зачета переплаты по налогу в счет имеющейся недоимки по налогам и пени, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В силу п. 1 ст. 13 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены.
Другого основания возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, у территориальных органов Пенсионного фонда РФ законодательством не установлено.
Следовательно, обязанность по возврату или зачету, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возложена на налоговые органы.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) одним из администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2009 г. по делу N А41-24014/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)