Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д.
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГАБА Интернейшинал"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 16.12.2008 по делу N А68-8403/08-601/15 (судья Андреева Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ГАБА Интернейшинал"
к ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения и об обязании выдать свидетельство
при участии:
от заявителя: не явился,
от ответчика: Рунова И.С. - нач. юр. отдела (дов. б/н от 11.01.2009 - пост.),
Общество с ограниченной ответственностью "ГАБА Интернейшинал" (далее - ООО "ГАБА Интернейшинал") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пролетарскому району г. Тулы (далее - ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы), выразившегося в невыдаче ООО "ГАБА Интернейшинал" свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов в зале игровых автоматов, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32, и обязании ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с заявлением ООО "ГАБА Интернейшинал" от 19.09.2008 г.
Решением суда от 16.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в заседание апелляционной инстанции не направил, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без его участия в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, по приказом N 4-т от 13.06.2007 г. создано обособленное подразделение ООО "ГАБА Интернейшинал" по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32. 13.06.2007 г. обособленное подразделение было поставлено на учет ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы, о чем выдано уведомление.
Заявлением о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес от 21.06.2007 г. ООО "ГАБА Интернейшинал" поставило на учет 4 игровых автомата, а 13.07.2007 г. сняло их с регистрационного учета.
Письмом от 16.07.2007 г. исх. N 3 ООО "ГАБА Интернейшинал" проинформировало ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы о временном приостановлении деятельности игрового клуба по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32 в связи с проведением ремонтных работ.
Письмом от 06.06.2008 г. исх. N 9 ООО "ГАБА Интернейшинал" проинформировало ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы о возобновлении деятельности игрового клуба по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32 в связи с окончанием ремонтных работ.
04.06.2008 г. ООО "ГАБА Интернейшинал" обратилось в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов.
Письмом от 06.06.2008 г. N 13-14/5799 ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы отказала ООО "ГАБА Интернейшинал" в регистрации игровых автоматов на основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, созданных в установленном Законом порядке.
19.09.2008 г. ООО "ГАБА Интернейшинал" повторно обратилось в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов.
Письмом от 23.09.2008 г. N 13-14/10220 ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы отказала ООО "ГАБА Интернейшинал" в регистрации игровых автоматов.
Считая, что отказ налогового органа не соответствует требованиям действующего налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ГАБА Интернейшинал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьей 365 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Понятие "организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса" в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится, поэтому по правилам ст. 11 НК РФ суд первой инстанции обоснованно руководствовался Федеральным законом от 29.12.2006 года N 244-ФЗ, регламентирующий правила ведения деятельности по проведению азартных игр.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007, установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время частью 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 г. без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ в случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 статьи 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом в силу пункта 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона N 244-ФЗ возложен на налоговые органы.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям названных законов, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства. Бездействие налогового органа, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признано судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года, требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр.
В рассматриваемом случае, как указано выше, до 01.07.2007 заявителем было зарегистрировано в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы 4 игровых автомата, расположенных по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32.
Однако согласно п. 8 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее пятидесяти игровых автоматов.
Следовательно, по состоянию на 01.07.2007 г. игорный клуб ООО "ГАБА Интернейшинал", расположенный по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32, не соответствовал требованиям ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
С заявлением о возобновлении деятельности и о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов ООО "ГАБА Интернейшинал" обратилось в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы уже в 2008 году, при том что на основании ч. ч. 1, 2, 6 ст. 16 ФЗ N 244-ФЗ к этому времени его деятельность должна была быть прекращена.
Довод апелляционной жалобы о том, что Обществом исчислялся и уплачивался налог за период с 01.01.2008 по 18.09.2008, отклоняется. Для возврата ошибочно и излишне уплаченной суммы налога порядок установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение суда первой инстанции от 16.12.2008 по делу N А68-8403/08-601/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2009 ПО ДЕЛУ N А68-8403/08-601/15
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу N А68-8403/08-601/15
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д.
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГАБА Интернейшинал"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 16.12.2008 по делу N А68-8403/08-601/15 (судья Андреева Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ГАБА Интернейшинал"
к ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения и об обязании выдать свидетельство
при участии:
от заявителя: не явился,
от ответчика: Рунова И.С. - нач. юр. отдела (дов. б/н от 11.01.2009 - пост.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГАБА Интернейшинал" (далее - ООО "ГАБА Интернейшинал") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пролетарскому району г. Тулы (далее - ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы), выразившегося в невыдаче ООО "ГАБА Интернейшинал" свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов в зале игровых автоматов, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32, и обязании ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с заявлением ООО "ГАБА Интернейшинал" от 19.09.2008 г.
Решением суда от 16.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в заседание апелляционной инстанции не направил, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без его участия в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, по приказом N 4-т от 13.06.2007 г. создано обособленное подразделение ООО "ГАБА Интернейшинал" по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32. 13.06.2007 г. обособленное подразделение было поставлено на учет ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы, о чем выдано уведомление.
Заявлением о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес от 21.06.2007 г. ООО "ГАБА Интернейшинал" поставило на учет 4 игровых автомата, а 13.07.2007 г. сняло их с регистрационного учета.
Письмом от 16.07.2007 г. исх. N 3 ООО "ГАБА Интернейшинал" проинформировало ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы о временном приостановлении деятельности игрового клуба по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32 в связи с проведением ремонтных работ.
Письмом от 06.06.2008 г. исх. N 9 ООО "ГАБА Интернейшинал" проинформировало ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы о возобновлении деятельности игрового клуба по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32 в связи с окончанием ремонтных работ.
04.06.2008 г. ООО "ГАБА Интернейшинал" обратилось в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов.
Письмом от 06.06.2008 г. N 13-14/5799 ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы отказала ООО "ГАБА Интернейшинал" в регистрации игровых автоматов на основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, созданных в установленном Законом порядке.
19.09.2008 г. ООО "ГАБА Интернейшинал" повторно обратилось в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов.
Письмом от 23.09.2008 г. N 13-14/10220 ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы отказала ООО "ГАБА Интернейшинал" в регистрации игровых автоматов.
Считая, что отказ налогового органа не соответствует требованиям действующего налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ГАБА Интернейшинал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьей 365 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Понятие "организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса" в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится, поэтому по правилам ст. 11 НК РФ суд первой инстанции обоснованно руководствовался Федеральным законом от 29.12.2006 года N 244-ФЗ, регламентирующий правила ведения деятельности по проведению азартных игр.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007, установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время частью 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 г. без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ в случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 статьи 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом в силу пункта 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона N 244-ФЗ возложен на налоговые органы.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям названных законов, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства. Бездействие налогового органа, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признано судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года, требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр.
В рассматриваемом случае, как указано выше, до 01.07.2007 заявителем было зарегистрировано в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы 4 игровых автомата, расположенных по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32.
Однако согласно п. 8 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее пятидесяти игровых автоматов.
Следовательно, по состоянию на 01.07.2007 г. игорный клуб ООО "ГАБА Интернейшинал", расположенный по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 32, не соответствовал требованиям ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
С заявлением о возобновлении деятельности и о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов ООО "ГАБА Интернейшинал" обратилось в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы уже в 2008 году, при том что на основании ч. ч. 1, 2, 6 ст. 16 ФЗ N 244-ФЗ к этому времени его деятельность должна была быть прекращена.
Довод апелляционной жалобы о том, что Обществом исчислялся и уплачивался налог за период с 01.01.2008 по 18.09.2008, отклоняется. Для возврата ошибочно и излишне уплаченной суммы налога порядок установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение суда первой инстанции от 16.12.2008 по делу N А68-8403/08-601/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Г.Д.ИГНАШИНА
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Г.Д.ИГНАШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)