Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2010 ПО ДЕЛУ N А55-37127/2009

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. по делу N А55-37127/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2010.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2010.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010
по делу N А55-37127/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мотекс", г. Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, с привлечением в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения N 18-82/35091 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль.

установил:

общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания "Мотекс" (далее - ООО Холдинговая компания "Мотекс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган) N 18-82/35091 "Об отказе в возврате платежей" и обязании осуществить возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в Федеральный бюджет в сумме 2 093 761 руб. 00 коп., налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 4 229 939 руб. 00 коп. (том 1 л. д. 3 - 5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2010 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2010 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, ООО Холдинговая компания "Мотекс", руководствуясь требованиями пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации, уплатило в течение 4 квартала 2008 года и в течение 1 квартала 2009 года авансовые платежи по налогу на прибыль в следующих размерах: в 4 квартале 2008 года - 3 751 485 руб. 00 коп., в том числе в федеральный бюджет - 1 016 028 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями: от 28 октября 2008 года N 868, от 26 декабря 2008 года N 726, от 02 декабря 2008 года N 230) и в бюджет субъектов Российской Федерации - 2 735 457 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями: от 28 октября 2008 года N 867, от 26 декабря 2008 года N 727, от 02 декабря 2008 года N 231); в 1 квартале 2009 года - 3 751 485 руб. 00 коп., в том числе в федеральный бюджет - 1 016 028 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями: от 27 января 2009 года N 205, от 26 февраля 2009 года N 525, от 26 марта 2009 года N 906) и в бюджет субъектов Российской Федерации - 2 735 457 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями: от 27 января 2009 года N 206, от 26 февраля 2009 года N 526, от 26 марта 2009 года N 907).
Кроме того, заявитель уплатил в течение 4 квартала 2008 года налог на прибыль в следующих размерах:
- в соответствии с декларацией по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года исчисленную сумму налога на прибыль к доплате - 1 161 730 руб. 00 коп., в том числе в федеральный бюджет - 307 251 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением от 28 октября 2008 года N 866 и бюджеты субъектов Российской Федерации - 854 479 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением от 28 октября 2008 года N 863;
- по требованию от 14 октября 2008 года N 118343 - недоимку по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере - 187 682 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением от 28 октября 2008 года N 873.
по данным баланса расчетов от 06 ноября 2008 года N 6077 - недоимку по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере - 1 707 441 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением от 07 ноября 2008 года N 993) (том 1 л. д. 136).
Поскольку производственные показатели заявителя за 4 квартал 2008 года и 1 квартал 2009 года существенно снизились, сумма уплаченного налога на прибыль, с учетом произведенных обществом авансовых платежей, превысила сумму исчисленного налога на прибыль, что подтверждается декларацией по налогу на прибыль за 2008 год, декларацией по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 года, актом совместной сверки расчетов от 30 апреля 2009 года по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и актом совместной сверки расчетов от 30 апреля 2009 г. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 12 мая 2009 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением "О возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль" из федерального бюджета - 2 093 761 руб. 00 коп., из бюджета субъекта Российской Федерации - 4 229 939 руб. 00 коп. (том 1 л. д. 7 - 9).
Судами установлено, что 17 июля 2009 года в налоговый орган заявителем представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за 6 месяцев 2008 года и декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, 04 мая 2009 года и 20 июля 2009 года представлены уточненные декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 года.
По результатам рассмотрения представленного заявления ответчиком в ноябре 2009 года принято решение N 18-82/35091 "Об отказе в возврате платежей", которым заявителю отказано в возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в Федеральный бюджет в сумме 2 093 761 руб. 00 коп., налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 4 229 939 руб. 00 коп. (том 1 л. д. 6).
Основанием отказа послужили результаты камеральной проверки, в ходе которой установлено, что переплата по налогу не подтверждена и возврату не подлежит.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, Общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщиков на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (пункты 8 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
По мнению налогового органа, подтвердить правомерность образования у заявителя переплаты по налогу на прибыль организаций за 2008 год и 1 квартал 2009 года не представляется возможным, поскольку имеет место несоответствие сумм исчисленного налога на прибыль организаций за 2003 - 2004 года, суммам отраженным в карточках расчетов с бюджетом и несоответствие общей суммы доходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль организаций за 2008 год и выручки, отраженной по данным бухгалтерского учета, форма N 2 "О прибылях и убытках" за 2008 год.
Суды правомерно указали, что предметом камеральной налоговой проверки, по результатам которой налоговым органом было принято оспариваемое решение, являлись налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2008 года, за 9 месяцев 2008 года, за 2008 год и за 1 квартал 2009 года, но не за 2003 - 2004 год. Указанный период не относится к проверяемому налоговому периоду и не может оказывать влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций в 2008 - 2009 годах, и не является условием для подтверждения возникновения переплаты по налогу на прибыль организаций именно в периодах, являющихся предметом камеральной налоговой проверки.
Кроме того, представленными в материалы дела документами подтверждено отсутствие у заявителя задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за предыдущие налоговые периоды, в том числе по налогу на прибыль организаций за период - 2003 - 2004 года, и установлено наличие у заявителя переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 2 093 761 руб. 00 коп., и по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 4 229 939 руб. 00 коп. (том 1 л. д. 137 - 146). Обратного налоговым органом не доказано.
Таким образом, налоговый орган нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого Решения, его соответствия закону - Налоговому кодексу Российской Федерации, не доказал правомерность отказа заявителю в возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в Федеральный бюджет в сумме 2 093 761 руб. 00 коп. и налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 4 229 939 руб. 00 коп., требования заявителя правомерно удовлетворены судами первой инстанции.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 по делу N А55-37127/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)