Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 02.08.2005 N А39-871/2005-55/11

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 2 августа 2005 года Дело N А39-871/2005-55/11


Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время - Федеральная налоговая служба России, далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.09.2004 N 106 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога и требования об уплате налога от 27.09.2004 N 489 и о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 4676 рублей 27 копеек.
Инспекция предъявила встречное требование о взыскании с Управления 935 рублей 25 копеек штрафа.
Решением суда от 17.05.2005 требования Управления удовлетворены. В удовлетворении встречного заявления налоговому органу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". По мнению налогового органа, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные органы и территориальные отделения являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, не входят в систему органов государственной власти и управления, в связи с чем не имеют права на льготу по земельному налогу, установленную в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", поэтому при наличии в их пользовании земельных участков должны уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
Управление отзыв на жалобу не представило.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Мордовия решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Управлением 28.06.2004 налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год и установила неправомерное использование налогоплательщиком льготы, предусмотренной в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
По результатам проверки руководитель Инспекции принял решение от 27.09.2004 N 106 о привлечении Управления за неуплату земельного налога за 2004 год к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 935 рублей 25 копеек. В этом же решении налогоплательщику предложено уплатить в бюджет 4676 рублей 27 копеек недоимки по данному налогу и 28 рублей 57 копеек пеней по нему, а также внести исправления в бухгалтерский учет.
Требование налогового органа от 27.09.2004 N 489 об уплате налога в сумме 4676 рублей 27 копеек Управление исполнило, однако, посчитав, что имеет право на применение льготы по земельному налогу, обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа от 27.09.2004 N 106 и требования от 27.09.2004 N 489 незаконными.
Арбитражный суд Республики Мордовия разрешил спор, руководствуясь пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 1738-1 "О плате за землю", Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П. При этом суд исходил из того, что Управление правомерно воспользовалось льготой по земельному налогу, в связи с чем удовлетворил заявленные требования Управления и отказал в удовлетворении заявления Инспекции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и направляются на выплату государственных пенсий.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач, отнесен и Пенсионный фонд Российской Федерации, денежные средства которого входят в состав государственной казны Российской Федерации.
В силу статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности, на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. Пенсионный фонд Российской Федерации отнесен к числу таких фондов (статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов "в", "ж"), 72 (пункта "ж" части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Арбитражный суд Республики Мордовия, правомерно руководствуясь названными нормами, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, правомерно сделал вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являющиеся государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, имеют право на льготу по земельному налогу на основании подпункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Управления, признав оспариваемые решение и требование налогового органа незаконными и обязав возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2004 год в сумме 4676 рублей 27 копеек.
Нормы материального права Арбитражный суд Республики Мордовия применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, суд не допустил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя жалобы от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.05.2005 по делу N А39-871/2005-55/11 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)