Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.04.2008 ПО ДЕЛУ N А41-К2-22168/07

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2008 г. по делу N А41-К2-22168/07


18 апреля 2008 г. изготовлен полный текст решения
14 апреля 2008 г. оглашена резолютивная часть решения
Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего: судьи К.
судей (заседателей):
(лицо, которое вело протокол) протокол судебного заседания ведет судья К.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению)
(истец, заявитель) Индивидуального предпринимателя Г.А.В.
(ответчик, третьи лица) к ИФНС РФ по гор. Дмитрову Московской области, МРИ ФНС РФ N 3 по Моск. обл.
(наименование дела, предмет спора) о признании действия (бездействия) незаконными и о возврате излишне упл. налога
при участии в заседании:
от истца: предст. Б. дов. От 08.06.07 г.
от ответчика: зам. нач. юр. отд. Г.Т.А. дов. N 05-05/13479 от 11.09.07 г., спец. С. дов. N 09-19/0021 от 09.01.07 г.
установил:

Индивидуальный предприниматель Г.А.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) ИФНС РФ по гор. Красногорску Московской области, в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 958 725.00 руб., об обязании возвратить указанную сумму.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчики просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам изложенным в отзывах на иск.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в их взаимной связи, суд установил:
Как следует из материалов дела, 12 марта 2002 г. предприниматель Г.А.В. был зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что подтверждается Свидетельством серия 50 N:00269028, выданным МРИ ФНС РФ N 3 по Московской области (т. 1 л.д. 115).
Согласно Лицензии N 001793 Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту индивидуальный предприниматель с 09.06.2003 г. по 09.06.2008 г. имеет право на осуществление вида деятельности: организация и содержание тотализаторов и игорных заведений и в соответствии со статьей 365 НК РФ является налогоплательщиком налога на игорный бизнес, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (т. 1 л.д. 114).
Пункт 1 ст. 366 НК РФ к объектам налогообложения относит игровой автомат, т.е. специальное оборудование, установленное организатором игрового заведения и используемое для проведения азартных игр, без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В силу пункта 2 статьи 366 НК РФ, каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 настоящей статьи (в том числе и игровой автомат), подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения (игрового автомата).
Согласно заявлениям о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес ПБОЮЛ Г.А.В. зарегистрировал игровые автоматы по адресу: Московская область, гор. Красногорск, пересечения ул. Железнодорожная и 50 Лет Октября, павильон "Кубышка" в количестве 27 игровых автоматов 22.03.2005 г. и 24.03.2005 г. (т. II л.д. 21, 25), что также подтверждается Свидетельствами о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 24.03.2005 г. N 5 и от 09.08.2005 г. N 46 (т. II л.д. 24, 27).
В соответствии с пунктом 1 статьи 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
На момент регистрации Г.А.В. в качестве индивидуального предпринимателя действовал Закон Московской области от 31.12.1998 N 66/98-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области" (в редакции от 17.04.2001 г. N 68/2001-ОЗ). Согласно ст. 2 Закона ставка налога на игорный бизнес на территории Московской области за один игровой автомат была установлена в размере 20 МРОТ, т.е. 2 000 руб.
С 01.01.2004 г. налоговая ставка за один игровой автомат составила 3 000 руб. в связи с Законом Московской области от 02.10.2003 N 115/2003-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области".
С 01.01.2005 г. налоговая ставка на игорный бизнес в Московской области составила 3 650 руб., в связи с Законом Московской области от 23.11.2004 N 149/2004-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области".
С 01.09.2005 г. по 31.12.2005 г. ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат составляла 5 500 руб., а с 01.01.2006 г. - 7 500 руб. на основании Закона Московской области от 21.07.2005 N 187/2005-ОЗ. О внесении изменений в статью 1 Закона Московской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области".
На основании квитанций Сбербанка РФ N 10 от 20.04.2005 г., N 42 от 20.05.2005 г., N 10 от 20.06.2005 г., N 125 от 20.07.2005 г., N 29 от 20.08.2005 г., N 44 от 20.09.2005 г., N 29 от 20.10.2005 г., N 43 от 19.11.2005 г., N 44 от 20.12.2005 г., N 43 от 20.01.2006 г., N 29 от 20.02.2006 г., N 31 от 20.03.2006 г., N 6 от 20.04.2006 г. предприниматель Г.А.В. перечислил в бюджет налог на игорный бизнес за период с марта 2005 г. по март 2006 г. в сумме 1 608 725.00 руб. (т. I л.д. 109 - 113).
Согласно пункту 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели отнесены к субъектам малого предпринимательства.
Поскольку предприниматель Г.А.В. является субъектом малого предпринимательства, на него распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 вышеуказанного Закона.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Отсюда следует, что предприниматель Г.А.В. вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действовавшей на момент государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (12 марта 2002 г.), а именно 2 000 руб.
01 августа 2007 г. предприниматель Г.А.В. обратился в налоговую инспекцию по гор. Красногорску с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 958 725 руб. с приложением уточненных налоговых деклараций за период с марта 2005 г. по март 2006 г. что подтверждается квитанцией N 42778 от 10.08.2007 г., описью вложения в ценное письмо и уведомления о получении ценного письма налоговой инспекцией 09.10.2007 г. (т. 1 л.д. 14 - 16).
Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Учитывая, что налоговая инспекция в указанный срок сумму излишне уплаченного налога не возвратила, о принятом решении предпринимателя Г.А.В. в установленные сроки не уведомила, суд считает требования заявителя о признании незаконными действия (бездействия) ИФНС РФ по гор. Красногорску подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Правовая позиция, подтверждающая право предпринимателя Г.А.В. на уплату налога по ставке, действовавшей на момент его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя изложена в Постановлении от 19.06.2003 N 11-П Конституционного Суда Российской Федерации разъяснившим, что статья 9 Федерального закона РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности налогоплательщика ухудшает его положение, создает менее благоприятное условие для предпринимательской деятельности, то предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей в момент его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Отмена Федеральным законом РФ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. с 01.01.2005 г. статьи 9 Закона N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не означает одновременное прекращение действовавшего на момент государственной регистрации предпринимателя льготного порядка налогообложения и не повлияла на право предпринимателя использовать предусмотренные ею гарантии в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановления от 19.06.2003 N 11-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим со дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второй части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Следовательно, нормы Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, отменяющие действия статьи 9 Федерального закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", как ухудшающие положение налогоплательщиков, не должны применяться к длящимся правоотношениям.
Суд считает, что изменение ставки налога в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности налогоплательщика ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, в связи с чем, индивидуальный предприниматель Г.А.В. имеет право уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, действовавшей в момент его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также возврат излишне уплаченной суммы налога.
Согласно п. 5 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Бездействие налогового органа нарушает права и законные интересы предпринимателя Г.А.В. поскольку у индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность по уплате налога на игорный бизнес по ставкам, введенным после его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и сумма налога в размере 958 725.00 руб. является излишне уплаченной.
На момент предъявления настоящего заявления предприниматель Г.А.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по Московской области, что подтверждается Свидетельством от 14.03.2002 г. серия 50 N 003061539 (т. 1 л.д. 116).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд
решил:

исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия (бездействия) ИФНС РФ по гор. Красногорску Московской области, о возврате предпринимателю без образования юридического лица Г.А.В. излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 958 725.00 руб. в установленный месячный срок.
Обязать МРИ ФНС РФ N 3 по Московской области возвратить ИП Г.А.В. излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 958 725.00 руб. на расчетный счет N 42307.810.0.3804.4178483 в дополнительный офис N 7982/0508 Тверского отделения N 7982 Сбербанка России гор. Москва расчетный счет 30301810338000603804 в Сбербанке России к/с 30101810400000000225 ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России БИК 044525225 ИНН 77070883893 КОД по ОКПО 00032537.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд Московской области в месячный срок.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)