Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 ноября 2004 г. Дело N А60-35997/2004-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Лихачевой Г.Г. рассмотрел в судебном заседании 29.11.2004 дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н. к Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области о признании незаконными действий налогового органа.
В заседании участвовали: от заявителя - Ржанникова О.Н. - индивидуальный предприниматель (свидетельство о государственной регистрации N 002453858 серия 66 от 12.05.2004, паспорт 6505002100 выдан Серовским ГРУВД Свердловской области 24.12.2003); от заинтересованного лица - Кривова Г.А. - начальник отдела камеральных проверок (дов. N 15-юр от 27.01.2004); Гордеева К.С. - гос. налог. инспектор (дов. N 31-юр от 22.03.2004).
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемакиной Т.И. Отвода судье не заявлено. Сторонам разъяснены процессуальные права. Заявлений и ходатайств не поступило. После проведения предварительного судебного заседания с согласия сторон на основании ст. 136 - 137 АПК РФ продолжено судебное заседание по I инстанции.
Заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС России N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
В обоснование своих требований заявитель ссылается, что налоговым органом необоснованно отказано в применении упрощенной системы налогообложения, поскольку им выполнены все требования п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования заявителя не признало, считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право применить упрощенную систему налогообложения, поскольку ранее им данная система налогообложения не применялась.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд принял во внимание следующее.
Ржанникова О.Н. с 15.10.1996 является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица согласно свидетельства N 509-96 серия 1-СИ.
03.02.2004 заявителем получено свидетельство N 00316446 серии 66 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированным до 01.01.2004.
В апреле 2004 г. Ржанниковой О.Н. статус индивидуального предпринимателя был утрачен.
12.05.2004 заявитель вновь зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, получила свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя N 002453856 серии 66, а также одновременно подала в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган 31.05.2004 уведомлением N 98 сообщил налогоплательщику о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по причине подачи соответствующего заявления в нарушение п. 1 ст. 316.13 НК РФ, то есть в неустановленные законом сроки (не в период с 01.10.2003 по 30.11.2003).
Заявитель 07.06.2004 обратился в Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области с просьбой о разъяснении указанного уведомления N 98.
Заинтересованное лицо отказ в применении упрощенной системы налогообложения обосновал тем, что, по мнению налогового органа, п. 2 ст. 346.13 НК РФ предусматривает порядок перехода на упрощенную систему налогообложения новых организаций и новых индивидуальных предпринимателей и не распространяется на ранее существовавших налогоплательщиков, которые ликвидировались, либо аннулировали ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а затем были снова созданы либо зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя.
Налоговая инспекция считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право изменить систему налогообложения, поскольку ранее им не применялась упрощенная система налогообложения.
Суд не согласился с доводами заинтересованного лица, на основании следующего:
Согласно с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном 26.2 главой Налогового кодекса.
Согласно с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа указанных норм следует, что законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента своей деятельности.
Кроме того, в налоговом законодательстве не установлен срок, в течение которого физическое лицо после утраты статуса индивидуального предпринимателя может приобрести его вновь, а также не содержится норм, которые предусматривают отказ в применении упрощенной системы налогообложения для лиц, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя.
С данным фактом заинтересованное лицо в судебном заседании согласилось.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
требования индивидуального предпринимателя Ржанниковой Ольги Николаевны удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении ИП Ржанниковой О.Н. упрощенной системы налогообложения.
Обязать Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 рублей, в том числе 980 рублей как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в порядке и сроки, предусмотренные ст. 259 - 260 АПК РФ.
от 29 ноября 2004 г. Дело N А60-35997/2004-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Лихачевой Г.Г. рассмотрел в судебном заседании 29.11.2004 дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н. к Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области о признании незаконными действий налогового органа.
В заседании участвовали: от заявителя - Ржанникова О.Н. - индивидуальный предприниматель (свидетельство о государственной регистрации N 002453858 серия 66 от 12.05.2004, паспорт 6505002100 выдан Серовским ГРУВД Свердловской области 24.12.2003); от заинтересованного лица - Кривова Г.А. - начальник отдела камеральных проверок (дов. N 15-юр от 27.01.2004); Гордеева К.С. - гос. налог. инспектор (дов. N 31-юр от 22.03.2004).
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемакиной Т.И. Отвода судье не заявлено. Сторонам разъяснены процессуальные права. Заявлений и ходатайств не поступило. После проведения предварительного судебного заседания с согласия сторон на основании ст. 136 - 137 АПК РФ продолжено судебное заседание по I инстанции.
Заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС России N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
В обоснование своих требований заявитель ссылается, что налоговым органом необоснованно отказано в применении упрощенной системы налогообложения, поскольку им выполнены все требования п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования заявителя не признало, считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право применить упрощенную систему налогообложения, поскольку ранее им данная система налогообложения не применялась.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд принял во внимание следующее.
Ржанникова О.Н. с 15.10.1996 является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица согласно свидетельства N 509-96 серия 1-СИ.
03.02.2004 заявителем получено свидетельство N 00316446 серии 66 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированным до 01.01.2004.
В апреле 2004 г. Ржанниковой О.Н. статус индивидуального предпринимателя был утрачен.
12.05.2004 заявитель вновь зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, получила свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя N 002453856 серии 66, а также одновременно подала в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган 31.05.2004 уведомлением N 98 сообщил налогоплательщику о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по причине подачи соответствующего заявления в нарушение п. 1 ст. 316.13 НК РФ, то есть в неустановленные законом сроки (не в период с 01.10.2003 по 30.11.2003).
Заявитель 07.06.2004 обратился в Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области с просьбой о разъяснении указанного уведомления N 98.
Заинтересованное лицо отказ в применении упрощенной системы налогообложения обосновал тем, что, по мнению налогового органа, п. 2 ст. 346.13 НК РФ предусматривает порядок перехода на упрощенную систему налогообложения новых организаций и новых индивидуальных предпринимателей и не распространяется на ранее существовавших налогоплательщиков, которые ликвидировались, либо аннулировали ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а затем были снова созданы либо зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя.
Налоговая инспекция считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право изменить систему налогообложения, поскольку ранее им не применялась упрощенная система налогообложения.
Суд не согласился с доводами заинтересованного лица, на основании следующего:
Согласно с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном 26.2 главой Налогового кодекса.
Согласно с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа указанных норм следует, что законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента своей деятельности.
Кроме того, в налоговом законодательстве не установлен срок, в течение которого физическое лицо после утраты статуса индивидуального предпринимателя может приобрести его вновь, а также не содержится норм, которые предусматривают отказ в применении упрощенной системы налогообложения для лиц, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя.
С данным фактом заинтересованное лицо в судебном заседании согласилось.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
требования индивидуального предпринимателя Ржанниковой Ольги Николаевны удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении ИП Ржанниковой О.Н. упрощенной системы налогообложения.
Обязать Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 рублей, в том числе 980 рублей как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в порядке и сроки, предусмотренные ст. 259 - 260 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.11.2004 ПО ДЕЛУ N А60-35997/2004-С5
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2004 г. Дело N А60-35997/2004-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Лихачевой Г.Г. рассмотрел в судебном заседании 29.11.2004 дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н. к Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области о признании незаконными действий налогового органа.
В заседании участвовали: от заявителя - Ржанникова О.Н. - индивидуальный предприниматель (свидетельство о государственной регистрации N 002453858 серия 66 от 12.05.2004, паспорт 6505002100 выдан Серовским ГРУВД Свердловской области 24.12.2003); от заинтересованного лица - Кривова Г.А. - начальник отдела камеральных проверок (дов. N 15-юр от 27.01.2004); Гордеева К.С. - гос. налог. инспектор (дов. N 31-юр от 22.03.2004).
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемакиной Т.И. Отвода судье не заявлено. Сторонам разъяснены процессуальные права. Заявлений и ходатайств не поступило. После проведения предварительного судебного заседания с согласия сторон на основании ст. 136 - 137 АПК РФ продолжено судебное заседание по I инстанции.
Заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС России N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
В обоснование своих требований заявитель ссылается, что налоговым органом необоснованно отказано в применении упрощенной системы налогообложения, поскольку им выполнены все требования п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования заявителя не признало, считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право применить упрощенную систему налогообложения, поскольку ранее им данная система налогообложения не применялась.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд принял во внимание следующее.
Ржанникова О.Н. с 15.10.1996 является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица согласно свидетельства N 509-96 серия 1-СИ.
03.02.2004 заявителем получено свидетельство N 00316446 серии 66 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированным до 01.01.2004.
В апреле 2004 г. Ржанниковой О.Н. статус индивидуального предпринимателя был утрачен.
12.05.2004 заявитель вновь зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, получила свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя N 002453856 серии 66, а также одновременно подала в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган 31.05.2004 уведомлением N 98 сообщил налогоплательщику о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по причине подачи соответствующего заявления в нарушение п. 1 ст. 316.13 НК РФ, то есть в неустановленные законом сроки (не в период с 01.10.2003 по 30.11.2003).
Заявитель 07.06.2004 обратился в Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области с просьбой о разъяснении указанного уведомления N 98.
Заинтересованное лицо отказ в применении упрощенной системы налогообложения обосновал тем, что, по мнению налогового органа, п. 2 ст. 346.13 НК РФ предусматривает порядок перехода на упрощенную систему налогообложения новых организаций и новых индивидуальных предпринимателей и не распространяется на ранее существовавших налогоплательщиков, которые ликвидировались, либо аннулировали ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а затем были снова созданы либо зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя.
Налоговая инспекция считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право изменить систему налогообложения, поскольку ранее им не применялась упрощенная система налогообложения.
Суд не согласился с доводами заинтересованного лица, на основании следующего:
Согласно с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном 26.2 главой Налогового кодекса.
Согласно с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа указанных норм следует, что законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента своей деятельности.
Кроме того, в налоговом законодательстве не установлен срок, в течение которого физическое лицо после утраты статуса индивидуального предпринимателя может приобрести его вновь, а также не содержится норм, которые предусматривают отказ в применении упрощенной системы налогообложения для лиц, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя.
С данным фактом заинтересованное лицо в судебном заседании согласилось.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования индивидуального предпринимателя Ржанниковой Ольги Николаевны удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении ИП Ржанниковой О.Н. упрощенной системы налогообложения.
Обязать Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 рублей, в том числе 980 рублей как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в порядке и сроки, предусмотренные ст. 259 - 260 АПК РФ.
Судья
ЛИХАЧЕВА Г.Г.
ЛИХАЧЕВА Г.Г.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2004 г. Дело N А60-35997/2004-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Лихачевой Г.Г. рассмотрел в судебном заседании 29.11.2004 дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н. к Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области о признании незаконными действий налогового органа.
В заседании участвовали: от заявителя - Ржанникова О.Н. - индивидуальный предприниматель (свидетельство о государственной регистрации N 002453858 серия 66 от 12.05.2004, паспорт 6505002100 выдан Серовским ГРУВД Свердловской области 24.12.2003); от заинтересованного лица - Кривова Г.А. - начальник отдела камеральных проверок (дов. N 15-юр от 27.01.2004); Гордеева К.С. - гос. налог. инспектор (дов. N 31-юр от 22.03.2004).
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемакиной Т.И. Отвода судье не заявлено. Сторонам разъяснены процессуальные права. Заявлений и ходатайств не поступило. После проведения предварительного судебного заседания с согласия сторон на основании ст. 136 - 137 АПК РФ продолжено судебное заседание по I инстанции.
Заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС России N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
В обоснование своих требований заявитель ссылается, что налоговым органом необоснованно отказано в применении упрощенной системы налогообложения, поскольку им выполнены все требования п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования заявителя не признало, считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право применить упрощенную систему налогообложения, поскольку ранее им данная система налогообложения не применялась.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд принял во внимание следующее.
Ржанникова О.Н. с 15.10.1996 является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица согласно свидетельства N 509-96 серия 1-СИ.
03.02.2004 заявителем получено свидетельство N 00316446 серии 66 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированным до 01.01.2004.
В апреле 2004 г. Ржанниковой О.Н. статус индивидуального предпринимателя был утрачен.
12.05.2004 заявитель вновь зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, получила свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя N 002453856 серии 66, а также одновременно подала в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган 31.05.2004 уведомлением N 98 сообщил налогоплательщику о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по причине подачи соответствующего заявления в нарушение п. 1 ст. 316.13 НК РФ, то есть в неустановленные законом сроки (не в период с 01.10.2003 по 30.11.2003).
Заявитель 07.06.2004 обратился в Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области с просьбой о разъяснении указанного уведомления N 98.
Заинтересованное лицо отказ в применении упрощенной системы налогообложения обосновал тем, что, по мнению налогового органа, п. 2 ст. 346.13 НК РФ предусматривает порядок перехода на упрощенную систему налогообложения новых организаций и новых индивидуальных предпринимателей и не распространяется на ранее существовавших налогоплательщиков, которые ликвидировались, либо аннулировали ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а затем были снова созданы либо зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя.
Налоговая инспекция считает, что вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не имеет право изменить систему налогообложения, поскольку ранее им не применялась упрощенная система налогообложения.
Суд не согласился с доводами заинтересованного лица, на основании следующего:
Согласно с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном 26.2 главой Налогового кодекса.
Согласно с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа указанных норм следует, что законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента своей деятельности.
Кроме того, в налоговом законодательстве не установлен срок, в течение которого физическое лицо после утраты статуса индивидуального предпринимателя может приобрести его вновь, а также не содержится норм, которые предусматривают отказ в применении упрощенной системы налогообложения для лиц, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя.
С данным фактом заинтересованное лицо в судебном заседании согласилось.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования индивидуального предпринимателя Ржанниковой Ольги Николаевны удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области, выразившееся в отказе в применении ИП Ржанниковой О.Н. упрощенной системы налогообложения.
Обязать Межрайонную Инспекцию МНС Российской Федерации N 4 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ржанниковой О.Н.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 рублей, в том числе 980 рублей как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в порядке и сроки, предусмотренные ст. 259 - 260 АПК РФ.
Судья
ЛИХАЧЕВА Г.Г.
ЛИХАЧЕВА Г.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)