Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 сентября 2003 года Дело N А56-39053/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "ЛОМО" Дятловой Н.А. (доверенность от 01.09.03 N 101/22-657), рассмотрев 08.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.03 по делу N А56-39053/02 (судья Жбанов В.Б.),
Открытое акционерное общество "ЛОМО" (далее - ОАО "ЛОМО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования N 09003290 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) об уплате налога по состоянию на 07.10.02.
Решением суда от 28.01.03 заявленные ОАО "ЛОМО" требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.01.03 в связи с неправильным применением судом норм материального и нарушением норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ЛОМО" просит оставить принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "ЛОМО" поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако представитель не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЛОМО" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2002 год. При расчете налога использован повышающий коэффициент "2", предусмотренный статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Налоговая инспекция, посчитав расчет земельного налога неправильным, направила ОАО "ЛОМО" требование N 09003290 об уплате 888900 руб. 27 коп. недоимки и пеней по этому налогу.
По мнению налоговой инспекции, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен использовать повышающие коэффициенты "2", "1,2", "2", предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" соответственно. Налоговая инспекция также ссылается на Закон Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", в соответствии с которым при расчете земельного налога в 2002 году следует использовать коэффициент "4,8".
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Согласно статье 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002" установлено, что при расчете земельного налога в 2002 году применяется повышающий коэффициент "2,688" по отношению к 1998 году.
В связи с этим вывод суда о применении коэффициента "2" при расчете земельного налога за 2002 год является ошибочным.
Доводы налоговой инспекции о необходимости последовательного применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, не состоятельны.
Нормы закона о бюджете на конкретный год являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени. Обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициент к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами представительной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
Также не подлежит применению и пункт 10 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", согласно которому расчет земельного налога должен производиться с учетом повышающего коэффициента "4,8".
В силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При таких обстоятельствах повышающий коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2.688", установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год".
Суд кассационной инстанции не может принять новое решение, поскольку в деле отсутствуют расчеты земельного налога с применением коэффициента "2,688".
На основании изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо истребовать от сторон расчет земельного налога, сделанный с применением коэффициента "2,688", установленного Законом Санкт-Петербурга "О бюджете на 2002 год".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.03 по делу N А56-39053/02 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.09.2003 N А56-39053/02
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2003 года Дело N А56-39053/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "ЛОМО" Дятловой Н.А. (доверенность от 01.09.03 N 101/22-657), рассмотрев 08.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.03 по делу N А56-39053/02 (судья Жбанов В.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ЛОМО" (далее - ОАО "ЛОМО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования N 09003290 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) об уплате налога по состоянию на 07.10.02.
Решением суда от 28.01.03 заявленные ОАО "ЛОМО" требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.01.03 в связи с неправильным применением судом норм материального и нарушением норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ЛОМО" просит оставить принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "ЛОМО" поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако представитель не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЛОМО" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2002 год. При расчете налога использован повышающий коэффициент "2", предусмотренный статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Налоговая инспекция, посчитав расчет земельного налога неправильным, направила ОАО "ЛОМО" требование N 09003290 об уплате 888900 руб. 27 коп. недоимки и пеней по этому налогу.
По мнению налоговой инспекции, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен использовать повышающие коэффициенты "2", "1,2", "2", предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" соответственно. Налоговая инспекция также ссылается на Закон Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", в соответствии с которым при расчете земельного налога в 2002 году следует использовать коэффициент "4,8".
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Согласно статье 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002" установлено, что при расчете земельного налога в 2002 году применяется повышающий коэффициент "2,688" по отношению к 1998 году.
В связи с этим вывод суда о применении коэффициента "2" при расчете земельного налога за 2002 год является ошибочным.
Доводы налоговой инспекции о необходимости последовательного применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, не состоятельны.
Нормы закона о бюджете на конкретный год являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени. Обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициент к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами представительной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
Также не подлежит применению и пункт 10 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", согласно которому расчет земельного налога должен производиться с учетом повышающего коэффициента "4,8".
В силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При таких обстоятельствах повышающий коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2.688", установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год".
Суд кассационной инстанции не может принять новое решение, поскольку в деле отсутствуют расчеты земельного налога с применением коэффициента "2,688".
На основании изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо истребовать от сторон расчет земельного налога, сделанный с применением коэффициента "2,688", установленного Законом Санкт-Петербурга "О бюджете на 2002 год".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.03 по делу N А56-39053/02 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
ЛОМАКИН С.А.
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
ЛОМАКИН С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)