Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2009 ПО ДЕЛУ N А68-4271/2008-312/14-454/12

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2009 г. по делу N А68-4271/2008-312/14-454/12


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4391/2008) МИФНС России N 9 по Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.10.2008 по делу N А68-4271/2008-312/14-454/12 (судья Чубарова Н.И.)
по заявлению ОАО "Региональные энергетические сети"
к МИФНС России N 9 по Тульской области
о признании решений незаконными,
при участии:
от заявителя: Пахрин С.С. - представитель (доверенность от 20.05.2008 б/н),
от ответчика: Беляева Н.В. - представитель (доверенность от 25.12.2008 N 04-09/7881),
установил:

открытое акционерное общество "Региональные энергетические сети" (далее - ОАО "РЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области от 27.05.2008 N 2744/1393 и от 27.05.2008 N 2745/1392 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.10.2008 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения от 27.05.2008 N 2744/1393 и решения от 27.05.2008 года N 2745/1392 в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 4 335 рублей, начисления пени в сумме 1 095 рублей 13 копеек и предложения уплатить доначисленную сумму налога в размере 21 675 рублей, штрафа в сумме 4 335 рублей и пени.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворенных требований, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Согласно ч. 5 ст. 268 АПК России в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений от лиц, участвующих в деле, не заявлено, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения присутствующих представителей сторон, изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что решение в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС России N 9 по Тульской области проведена камеральная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления водного налога на основании налоговой декларации по водному налогу за 1 квартал 2007 года, лицензии на право пользования недрами N 57415 серии ТУЛ вида ВЭ, представленной ОАО "Региональные энергетические сети" 22.12.2006 года, журналов учета водопотребления, представленных Обществом. По результатам проверки составлен акт от 24.04.2008 N 1118/2075.
Также Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления водного налога на основании уточненной налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года, лицензии на право пользования недрами N 57415 серии ТУЛ вида ВЭ, журналов учета водопотребления, представленных ОАО "Региональные энергетические сети". По результатам проверки составлен акт от 24.04.2008 N 1115/2067.
Решением от 27.05.2008 N 2744/1393 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату организацией сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 11 273,60 рублей (пункт 1 решения); по состоянию на 27.05.2008 года начислены пени по водному налогу в размере 2 453,42 рублей (пункт 2 решения); доначислен водный налог по сроку уплаты 21.01.2008 года в размере 56 368 рублей (пункт 3 решения).
Основанием доначисления налога, пени, привлечения к ответственности явилось неприменение организацией при заборе воды сверх установленных квартальных лимитов водопользования налоговой ставки в части такового превышения в пятикратном размере по бассейну реки Волга - 1 800 рублей (360 рублей x 5).
Согласно пункту 4.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами лицензии на право пользования недрами N 57415 серии ТУЛ, водоотбор утвержден в размере 228,19 тыс. куб. м/год.
В ответ на требование о представлении документов N 571 от 28.03.2008 года Обществом были предоставлены квартальные лимиты водопотребления, утвержденные генеральным директором ОАО "Региональные энергетические сети", отсутствующие в лицензии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно, как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Таким образом, определенный расчетно-квартальный лимит водопользования составляет 57,048 тыс. куб. м (228,19 тыс. куб. м : 4).
По данным организации (в декларации за 4 квартал 2007 года) объем забора воды составляет 96,430 тыс. куб. м. Согласно предоставленным организацией журналам учета водопотребления объем забора за 4 квартал 2007 года составляет 96,240 тыс. куб. м. Следовательно, сверхлимитный забор воды составляет 39,192 тыс. куб. м (96,240 - 57,048).
По данным проверки сумма водного налога, подлежащего уплате за 4 квартал 2007 года, составляет 91 083 рубля (57,048 тыс. куб. м x 360 рублей + 39,192 тыс. куб. м x 360 рублей x 5).
Таким образом, сумма водного налога, заниженная организацией за 4 квартал 2007 года в результате вышеуказанных неправомерных действий, составляет, по мнению налогового органа, 56 368 рублей (91 083 - 34 715).
По тому же основанию решением от 27.05.2008 N 2745/1392 ОАО "Региональные энергетические сети" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату организацией сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) за 1 квартал 2007 года в виде штрафа в размере 4 335 рублей (пункт 1 решения); по состоянию на 27.05.2008 года начислены пени по водному налогу в размере 1 095,13 рублей (пункт 2 решения); доначислен водный налог по сроку уплаты 20.04.2007 года в размере 21 675 рублей (пункт 3 решения).
В названном решении налоговая инспекция указала, что, по данным организации, объем забора воды составляет 72,1 тыс. куб. м. Следовательно, сверхлимитный забор воды составляет 15,052 тыс. куб. м (72,1 - 57,048).
По данным организации, сумма водного налога, подлежащего уплате за 1 квартал 2007 года, составляет 25 956 рублей (72,1 тыс. куб. м x 360 рублей). По данным проверки, сумма водного налога, подлежащего уплате за 1 квартал 2007 года, составляет 47 631 рубль (57,048 тыс. куб. м x 360 рублей + 15,052 тыс. куб. м x 360 рублей x 5).
Сумма водного налога, заниженная организацией за 1 квартал 2007 года в результате вышеуказанных неправомерных действий, составила 21 675 рублей (47 631 рубль - 25 956 рублей).
Этим же решением ОАО "Региональные энергетические сети" также привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по водному налогу за 1 квартал 2007 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в размере 12 978 рублей.
Не согласившись с указанными решениями, полагая, что ими нарушаются его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.
Согласно п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.
В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
Налоговым периодом признается квартал (статья 333.11 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 названной статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статьям 29, 46 Водного кодекса Российской Федерации права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. В силу статьи 92 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты; соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами. В соответствии со статьей 90 Водного кодекса Российской Федерации лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Как установлено судом, ОАО "Региональные энергетические сети" осуществляло добычу подземных вод на основании лицензии на право пользования недрами ТУЛ N 57415 ВЭ, зарегистрированной 22.12.2006, сроком действия до 31.12.2021. Целевое назначение добычи подземных вод - для технологических нужд водоснабжения котельных и центральных теплопунктов.
В соответствии с пунктом 4.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод ОАО "Региональные энергетические сети" в г. Кимовске Тульской области, являющегося приложением 1 к лицензии, владелец лицензии обязан не превышать установленный лицензией водоотбор в объеме заявленной потребности 1320,92 м 3/сутки (228,19 тыс. м 3/год) из 4 эксплуатационных скважин на заволжский водоносный горизонт с расходом воды на собственные нужды (561,2 м3/сутки, 117,97 тыс. м3/год), на производственные нужды (759,72/сутки, 110,22 тыс. м3/год).
Такой лимит установлен на основании составленного и утвержденного ОАО "Региональные энергетические сети" баланса водопотребления и водоотведения на 2007 год (приложение N 4.3). В свою очередь, указанный баланс составлен для технологического производства на основании паспортов на технологическое оборудование, нормы расхода для остальных водопотребителей взяты по СНиП 2.04.01.85. Внутренний водопровод и канализация зданий (Приложение 3).
Таким образом, годовой лимит водопользования ОАО "Региональные энергетические сети" на 2006 год установлен в размере 228,19 тыс. куб. м/год.
При этом ни в лицензии, ни в приложениях к ней не указаны поквартальные лимиты водопользования.
Кроме того, ОАО "Региональные энергетические сети" является предприятием, которое, согласно его уставу, осуществляет виды деятельности, носящие сезонный характер. Количество потребляемой воды напрямую зависит от отопительного сезона.
В этой связи, исходя из баланса водопотребления и водоотведения, ОАО "Региональные энергетические сети" составило расчетный объем потребляемой воды.
Как следует из справки, составленной ОАО "Региональные энергетические сети", на 2007 год поквартальная разбивка водопотребления следующая: 1 квартал 2007 года - 88,11 тыс. куб. м, 2 квартал 2007 года - 36,45 тыс. куб. м, 3 квартал 2007 года - 3,72 тыс. куб. м, 4 квартал 2007 года - 99,99 тыс. куб. м.
Баланс водопотребления и водоотведения на 2007 год в части водопотребления был составлен исходя из указанной потребности воды на различные нужды в каждом квартале 2007 года (хотя и без конкретной разбивки по кварталам), а, в свою очередь, на основании данного баланса водопотребления и водоотведения на 2007 год установлены суточные и годовой лимит водопотребления на 2007 год.
Баланс водопотребления и водоотведения на 2007 год составлен ОАО "Региональные энергетические сети" с учетом неравномерного потребления воды в зависимости от времени года.
Фактически ОАО "Региональные энергетические сети" потребило: в 1 квартале 2007 года - 72,1 тыс. куб. м, во 2 квартале 2007 года - 24,08 тыс. куб. м, в 3 квартале 2007 года - 0 тыс. куб. м, в 4 квартале 2007 года - 96,43 тыс. куб. м, что соответствует данным, отраженным в налоговых декларациях по водному налогу за 1, 4 кварталы 2007 года (проверяемые периоды), и соответственно за 2, 3 кварталы 2007 года.
Довод налогового органа, положенный в основу апелляционной жалобы, о необходимости применения в данном случае положений п. 2 ст. 333.12 НК РФ, не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
Ставки водного налога в зависимости от целей использования водных объектов устанавливаются статьей 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Апелляционная инстанция считает, что пункт 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения квартальных лимитов может быть применен только в случае превышения водопользователем установленных в лицензии годовых лимитов забора воды. То есть к налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита.
Как установлено судом, лицензией от 22.12.2006 ТУЛ N 57415 ВЭ Обществу не вменено в обязанность равномерное поквартальное использование годового лимита. Повышенная пятикратная налоговая ставка также не может быть применена за нарушение этой равномерности водопользования, для этих целей предприятию установлен суточный лимит водопользования - 1 320,92 тыс. куб. м в сутки.
При этом суд принимает во внимание тот факт, что если бы предприятие ежесуточно осуществляло водоотбор в размере установленного ему суточного лимита, то еще до окончания календарного года превысило бы годовой лимит (1 320,92 тыс. куб. м/сут. x 365 дней 482 135,80 тыс. куб. м/сут.). Таким образом, установленные предприятию лимиты свидетельствуют о возможности заведомо неравномерного водоотбора. Поэтому баланс водопотребления на 2007 год утвержден налогоплательщиком исходя из особенностей его хозяйственной деятельности.
С учетом сказанного не может быть признана правомерной позиция Инспекции, согласно которой Общество в первом и последнем квартале 2007 года, не превысив установленный годовой лимит, превысило лимит за указанные налоговые периоды.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "Региональные энергетические сети" не допустило сверхлимитного забора воды за 1 и 4 кварталы 2007 года, является правомерным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение арбитражного суда Тульской области от 27.10.2008 по делу N А68-4271/08-312/14-454/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
О.Г.ТУЧКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)