Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 сентября 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Евдокимова А.И.,
при участии в судебном заседании: представителя от истца - Пасикова Е.А. (доверенность от 25.04.2003 N 4),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Иркутской области на решение от 19 июня 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8323/03-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.),
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тайшете и Тайшетском районе (Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Иркутской области (налоговая инспекция) о признании незаконным письма налогового органа от 18 апреля 2003 года N 01-3360 об отказе возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 152 рублей 4 копеек.
Решением от 19 июня 2003 года требования Пенсионного фонда удовлетворены полностью.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе заявитель указывает на ошибочность вывода суда в части признания Пенсионного фонда Российской Федерации органом государственной власти и управления.
Заявитель полагает, что Пенсионный фонд является страховщиком, осуществляющим оперативное управление средствами обязательного государственного пенсионного страхования, следовательно, не может иметь статус органа государственной власти и управления и пользоваться льготой, предоставленной законодателем названным органам.
Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 5491 - 5492 от 05.09.2003), но налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании возразила против доводов жалобы и просила оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд является землепользователем земельного участка площадью 96 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. 8 Марта, 8, уч. N 1А-2Н, кадастровый номер 38:29:011302:0002. На основании постановления мэра г. Тайшета от 10.07.2002 N 977 земельный участок предоставлен Пенсионному фонду в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование серии 38-АБ N 036912).
За 2002 год Пенсионным фондом был уплачен земельный налог в сумме 152 рублей 4 копеек (из расчета: ставка земельного налога за 1 кв.м (1,564 рубля) x на площадь земельного участка (96 кв.м)).
Считая сумму земельного налога излишне уплаченной, Пенсионный фонд обратился в налоговую инспекцию с заявлением о ее возврате от 14.02.2003 N 09/172.
Налоговая инспекция письмом от 18.04.2003 N 01-3360 сообщила, что Пенсионный фонд Российской Федерации не имеет права на льготу по земельному налогу и сумма уплаченного налога не может быть возвращена.
В связи с отказом налогового органа возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога Пенсионный фонд обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налоговой инспекции - письма от 18.04.2003 N 01-3360.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Пенсионный фонд выполняет функции органа государственного управления и имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождены от уплаты земельного налога.
Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
При таком нормативном регулировании вывод суда о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, его структурные подразделения выполняют функции органов государственной власти и управления и согласно вышеназванному законодательству на него распространяется льгота по земельному налогу, является правильным.
В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось законных оснований для отказа в возврате истцу суммы излишне уплаченного в бюджет земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 19 июня 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8323/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2003 N А19-8323/03-15-Ф02-3151/03-С1
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 сентября 2003 г.
Дело N А19-8323/03-15-Ф02-3151/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Евдокимова А.И.,
при участии в судебном заседании: представителя от истца - Пасикова Е.А. (доверенность от 25.04.2003 N 4),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Иркутской области на решение от 19 июня 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8323/03-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тайшете и Тайшетском районе (Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Иркутской области (налоговая инспекция) о признании незаконным письма налогового органа от 18 апреля 2003 года N 01-3360 об отказе возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 152 рублей 4 копеек.
Решением от 19 июня 2003 года требования Пенсионного фонда удовлетворены полностью.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе заявитель указывает на ошибочность вывода суда в части признания Пенсионного фонда Российской Федерации органом государственной власти и управления.
Заявитель полагает, что Пенсионный фонд является страховщиком, осуществляющим оперативное управление средствами обязательного государственного пенсионного страхования, следовательно, не может иметь статус органа государственной власти и управления и пользоваться льготой, предоставленной законодателем названным органам.
Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 5491 - 5492 от 05.09.2003), но налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании возразила против доводов жалобы и просила оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд является землепользователем земельного участка площадью 96 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. 8 Марта, 8, уч. N 1А-2Н, кадастровый номер 38:29:011302:0002. На основании постановления мэра г. Тайшета от 10.07.2002 N 977 земельный участок предоставлен Пенсионному фонду в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование серии 38-АБ N 036912).
За 2002 год Пенсионным фондом был уплачен земельный налог в сумме 152 рублей 4 копеек (из расчета: ставка земельного налога за 1 кв.м (1,564 рубля) x на площадь земельного участка (96 кв.м)).
Считая сумму земельного налога излишне уплаченной, Пенсионный фонд обратился в налоговую инспекцию с заявлением о ее возврате от 14.02.2003 N 09/172.
Налоговая инспекция письмом от 18.04.2003 N 01-3360 сообщила, что Пенсионный фонд Российской Федерации не имеет права на льготу по земельному налогу и сумма уплаченного налога не может быть возвращена.
В связи с отказом налогового органа возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога Пенсионный фонд обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налоговой инспекции - письма от 18.04.2003 N 01-3360.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Пенсионный фонд выполняет функции органа государственного управления и имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождены от уплаты земельного налога.
Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
При таком нормативном регулировании вывод суда о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, его структурные подразделения выполняют функции органов государственной власти и управления и согласно вышеназванному законодательству на него распространяется льгота по земельному налогу, является правильным.
В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось законных оснований для отказа в возврате истцу суммы излишне уплаченного в бюджет земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 июня 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8323/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)