Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2003 N Ф08-843/2003-325А

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 25 марта 2003 года Дело N Ф08-843/2003-325А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от истца - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, представителя от ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по Апшеронскому району на решение от 16.12.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16010/2002-45/477, установил следующее.
ГУ ОПФ России по Краснодарскому краю (далее - Пенсионный фонд) обратилось с иском к ИМНС России по Апшеронскому району (далее - налоговая инспекция) о возврате 1096 рублей 68 копеек излишне уплаченного земельного налога.
Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что истец, выполняя функции органа государственного управления, имеет льготу по уплате земельного налога согласно пункту 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что, поскольку служба уполномоченных Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства отнесена к коду 96310 "Государственное пенсионное обеспечение", а не к кодам 97000 "Управление" и 97300 "Государственная власть Российской Федерации", Пенсионный фонд не может иметь льготу по уплате земельного налога по пункту 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
В судебном заседании представитель ответчика повторил доводы кассационной жалобы и просил отменить решение суда.
Представитель истца в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании, считая судебный акт законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Пенсионный фонд является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: г. Апшеронск, ул. Ворошилова, 1 "Б", на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельств о праве бессрочного пользования от 06.03.2000 - серия КК N 112947, от 19.07.2001 - серия 23-АА N 273464. Указанный участок площадью 760 кв. м выделен истцу для строительства административного здания постановлениями главы администрации Апшеронского городского округа от 16.11.99 N 1240 и от 21.11.2000 N 1019.
За период с 1999 год по 2001 год Пенсионным фондом произведена уплата в бюджет земельного налога в общей сумме 1096 рублей 68 копеек, в том числе платежными поручениями N 620 от 14.03.2000 - 530 рублей, N 883 от 26.09.2001 - 316 рублей 68 копеек, N 305 от 31.03.2000 - 150 рублей, N 1631 от 28.06.2000 - 100 рублей.
Письмом от 26.06.2001 N ЮМ-09-27/5310 Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовал региональным отделениям ставить перед налоговыми органами вопрос об освобождении земель, отведенных им на праве собственности или бессрочного пользования, от уплаты земельного налога. В связи с чем 16.07.2002 истец обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате уплаченного земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 1096 рублей 68 копеек согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Поскольку письмом от 05.08.2002 N 4809 налоговая инспекция отказала истцу в возврате уплаченного земельного налога, указав, что Пенсионный фонд не имеет право на льготу и обязан уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке, истец обратился в арбитражный суд.
Пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождены от уплаты земельного налога.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Согласно ст. 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что Пенсионный фонд, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняет функции органа государственного управления и, следовательно, имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Факт оплаты земельного налога в исковой сумме ответчиком не отрицается и подтвержден материалами дела.
Из материалов дела видно, что заявление о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога подано Пенсионным фондом в налоговую инспекцию в пределах установленного трехгодичного срока.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа истцу в возврате излишне уплаченной суммы налога.
Ссылка налогового органа в жалобе на Общероссийский классификатор несостоятельна, поскольку налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате земельного налога с кодами Общероссийского классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ).
Следовательно, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.12.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16010/2002-45/477 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)