Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2012 ПО ДЕЛУ N А56-66697/2011

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2012 г. по делу N А56-66697/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.Д.Абакумовой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания А.Г.Куписок
без вызова сторон
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10550/2012) Федеральной таможенной службы и Центральной акцизной таможни на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 по делу N А56-66697/2011 (судья В.В.Апранич), принятое
по иску ЗАО "Научно-производственное предприятие "Метрологические системы"
к Федеральной таможенной службе и Центральной акцизной таможне
о взыскании убытков

установил:

Закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Метрологические системы" ОГРН 1037821024262, юридический адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 6, п. 7-Н (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральной таможенной службе Российской Федерации ОГРН 1047730023703, юридический адрес: 121087, г. Москва, Новозаводская ул., 11/5 (далее - ФТС РФ) и Центральной акцизной таможне ОГРН 1027700552065, юридический адрес: 109240, г. Москва, Яузская ул., 8. о взыскании 15 359 720,08 руб. убытков
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования и просит взыскать 13 250 920,08 руб. убытков с ФТС РФ и Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного поста (специализированного).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ФТС РФ и Центральная акцизная таможня заявили ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, ссылаясь на то, что ответчики зарегистрированы как юридические лица в городе Москве и согласно статье 35 АПК РФ дело должно рассматриваться по их месту нахождения.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 отказано в передаче дела в Арбитражный суд города Москвы.
В апелляционной жалобе ФТС РФ и Центральная акцизная таможня, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, просят определение отменить и передать дело на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в судебном заседании в соответствии с пунктом 3 статьи 39 АПК РФ без вызова сторон.
Принимая судебный акт об отказе в передаче дела по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, суд первой инстанции установил, что из содержания искового заявления и других материалов дела усматривается, что данный иск вытекает из деятельности обособленного подразделения, а именно Северо-Западного акцизного поста (специализированного), что дает Обществу право, предусмотренное частью 5 статьи 36 АПК РФ обратиться с иском в суд по месту нахождения обособленного подразделения, т.е. в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда о подсудности рассматриваемого спора Арбитражному суду города Санкт-Петербурга и Ленинградской области правомерными.
Согласно статье 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
При этом в силу положений части 5 статьи 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему (часть первая статьи 9 Закона N 311-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Закона N 311-ФЗ таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В силу пунктов 1 и 2 Общего положения о таможенном посте, утвержденного Приказом ФТС РФ от 13.08.2007 N 965, таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС РФ, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста. Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС РФ. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.
Согласно пункту 2 Приказа ФТС РФ от 03.04.2007 N 400 "О реорганизации Центральной акцизной и Северо-Западной акцизной таможен" создан и подчинен Центральной акцизной таможне Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) с местонахождением в Санкт-Петербурге.
Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, и является обособленным подразделением Центральной акцизной таможни, осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредственным руководством Центральной акцизной таможни (пункт 1 части 1 Положения о Северо-Западном акцизном таможенном посте, утвержденного Приказом ФТС РФ от 05.07.2007 N 815).
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал ФТС РФ и Центральной акцизной таможне в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, поскольку в силу пункта 5 статьи 36 АПК РФ право выбора подсудности дела в случае предъявления иска к юридическому лицу, вытекающего из деятельности его филиала, представительства (в данном случае обособленного подразделения, которое является таможенным органом), предоставлено истцу.
Данная позиция нашла подтверждение в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.01.2010 N ВАС-17543/09.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 по делу N А56-66697/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10550/2012) Федеральной таможенной службы и Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Д.АБАКУМОВА

Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)