Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2004 N Ф04/3139-359/А75-2004

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 15 июня 2004 года Дело N Ф04/3139-359/А75-2004


Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция), выраженного в письме от 22.09.2003, исх. N 12433/18, о возврате излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых незаконным и обязании налоговой инспекции произвести зачет переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 18271122,16 руб. в счет предстоящих платежей по указанному налогу.
Решением от 19.11.2003 арбитражный суд удовлетворил требования ОАО "Сургутнефтегаз".
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Сургутнефтегаз" требований. Полагает, что у заявителя отсутствовали правовые основания для самостоятельного исчисления ставки налога на основании полученных неофициальных данных о ежедневных котировках цен нефти сорта "Юралс" и количества дней торгов в соответствующем налоговом периоде. Считает, что ответчиком по данному делу должно выступать Минэкономразвития России, которому официально делегированы полномочия по порядку расчета средней цены сорта нефти "Юралс".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" отмечает, что выводы арбитражного суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, просит оставить судебные акты по делу без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.06.2003 ОАО "Сургутнефтегаз" представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья за III квартал 2002 года, где указало сумму налога, подлежащую уплате, в сумме 9489935870,48 руб. После этого, 16.09.2003, ОАО "Сургутнефтегаз" в адрес налоговой инспекции направлено заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в размере 18271122,16 руб.
Налоговая инспекция письмом от 22.09.2003, исх. N 12433/18, отказала в возврате излишне уплаченной суммы по причине отсутствия переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
ОАО "Сургутнефтегаз", считая отказ налоговой инспекции в возврате излишне уплаченной суммы налога незаконным, необоснованным и нарушающим законные права и интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, признавая отказ налоговой инспекции в возврате излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых незаконным, правомерно исходили из следующего.
Статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ) установлено, что в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц. Данный коэффициент определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:
Кц = (Ц - 8) x Р / 252,
- где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за баррель;
- Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.
Разногласия между заявителем и налоговой инспекцией возникли в связи с применением сторонами различной методики исчисления среднего за налоговый период уровня цен сорта нефти "Юралс".
Согласно части 5 статьи 5 названного Закона средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
Средние за истекший месяц уровни цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 5 указанного Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 1118-р Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по доведению через официальные источники информации средней за истекший месяц цены на нефть сорта "Юралс", определяемой как сумма средних арифметических цены покупки и цены продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов в истекшем месяце, деленная на количество таких дней. Пунктом 2 названного распоряжения Минэкономразвития России вменено в обязанность обеспечивать с августа 2002 г. ежемесячно, не позднее 15-го числа, опубликование в "Российской газете" средней за предыдущий месяц цены на нефть сорта "Юралс".
При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Между тем опубликованные Минэкономразвития России данные среднего уровня цен нефти сорта "Юралс" за истекший месяц исключают возможность правильно рассчитать средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" в соответствии с требованиями статьи 5 Закона N 126-ФЗ с учетом количества дней торгов в соответствующем налоговом периоде, поскольку опубликованная в "Российской газете" информация не содержит сведений о количестве дней торгов и ценах на нефтяное сырье в дни торгов.
Информация о ежедневных котировках средних цен нефти сорта "Юралс" получена ОАО "Сургутнефтегаз" в частном порядке от информационного агентства "Рейтер" в соответствии с условиями контракта о предоставлении услуг от 18.07.2001.
При таких обстоятельствах следует признать, что определенный заявителем средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" при исчислении коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, не противоречит порядку, установленному статьей 5 Закона N 126-ФЗ.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией отклоняются, как основанные на ошибочном их толковании налоговой инспекцией.
Минэкономразвития России не делегированы полномочия по порядку расчета средней цены сорта нефти "Юралс". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 1118-р Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по доведению через официальные источники информации средней за истекший месяц цены на нефть сорта "Юралс".
Предметом заявленных требований является признание незаконным отказа налоговой инспекции в возврате излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых, поскольку оспариваемое действие совершено налоговой инспекцией, следовательно, данный орган является надлежащим ответчиком.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 19.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2650-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 июня 2004 года Дело N Ф04/3139-359/А75-2004


Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция), выраженного в письме от 22.09.2003, исх. N 12433/18, о возврате излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых незаконным и обязании налоговой инспекции произвести зачет переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 18271122,16 руб. в счет предстоящих платежей по указанному налогу.
Решением от 19.11.2003 арбитражный суд удовлетворил требования ОАО "Сургутнефтегаз".
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Сургутнефтегаз" требований. Полагает, что у заявителя отсутствовали правовые основания для самостоятельного исчисления ставки налога на основании полученных неофициальных данных о ежедневных котировках цен нефти сорта "Юралс" и количества дней торгов в соответствующем налоговом периоде. Считает, что ответчиком по данному делу должно выступать Минэкономразвития России, которому официально делегированы полномочия по порядку расчета средней цены сорта нефти "Юралс".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" отмечает, что выводы арбитражного суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, просит оставить судебные акты по делу без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.06.2003 ОАО "Сургутнефтегаз" представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья за III квартал 2002 года, где указало сумму налога, подлежащую уплате, в сумме 9489935870,48 руб. После этого, 16.09.2003, ОАО "Сургутнефтегаз" в адрес налоговой инспекции направлено заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в размере 18271122,16 руб.
Налоговая инспекция письмом от 22.09.2003, исх. N 12433/18, отказала в возврате излишне уплаченной суммы по причине отсутствия переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
ОАО "Сургутнефтегаз", считая отказ налоговой инспекции в возврате излишне уплаченной суммы налога незаконным, необоснованным и нарушающим законные права и интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, признавая отказ налоговой инспекции в возврате излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых незаконным, правомерно исходили из следующего.
Статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ) установлено, что в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц. Данный коэффициент определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:
Кц = (Ц - 8) x Р / 252,
- где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за баррель;
- Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.
Разногласия между заявителем и налоговой инспекцией возникли в связи с применением сторонами различной методики исчисления среднего за налоговый период уровня цен сорта нефти "Юралс".
Согласно части 5 статьи 5 названного Закона средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
Средние за истекший месяц уровни цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 5 указанного Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 1118-р Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по доведению через официальные источники информации средней за истекший месяц цены на нефть сорта "Юралс", определяемой как сумма средних арифметических цены покупки и цены продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов в истекшем месяце, деленная на количество таких дней. Пунктом 2 названного распоряжения Минэкономразвития России вменено в обязанность обеспечивать с августа 2002 г. ежемесячно, не позднее 15-го числа, опубликование в "Российской газете" средней за предыдущий месяц цены на нефть сорта "Юралс".
При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Между тем опубликованные Минэкономразвития России данные среднего уровня цен нефти сорта "Юралс" за истекший месяц исключают возможность правильно рассчитать средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" в соответствии с требованиями статьи 5 Закона N 126-ФЗ с учетом количества дней торгов в соответствующем налоговом периоде, поскольку опубликованная в "Российской газете" информация не содержит сведений о количестве дней торгов и ценах на нефтяное сырье в дни торгов.
Информация о ежедневных котировках средних цен нефти сорта "Юралс" получена ОАО "Сургутнефтегаз" в частном порядке от информационного агентства "Рейтер" в соответствии с условиями контракта о предоставлении услуг от 18.07.2001.
При таких обстоятельствах следует признать, что определенный заявителем средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" при исчислении коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, не противоречит порядку, установленному статьей 5 Закона N 126-ФЗ.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией отклоняются, как основанные на ошибочном их толковании налоговой инспекцией.
Минэкономразвития России не делегированы полномочия по порядку расчета средней цены сорта нефти "Юралс". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 1118-р Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по доведению через официальные источники информации средней за истекший месяц цены на нефть сорта "Юралс".
Предметом заявленных требований является признание незаконным отказа налоговой инспекции в возврате излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых, поскольку оспариваемое действие совершено налоговой инспекцией, следовательно, данный орган является надлежащим ответчиком.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 19.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2650-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)