Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
при участии:
от ООО "Совет" - директор - Васильев Владимир Викторович; представитель - Дыбова Александра Владимировна, доверенность от 25.11.2009 г.,
от Управления потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей - представитель - Бондарева Татьяна Михайловна, доверенность от 14.08.2009 г. N 17.7/35д; Теларова Ирина Вячеславовна, доверенность от 09.12.2009 г. N 17.4.5/1636,
от Администрации Аксайского района Ростовской области - представитель - Антонова Елена Викторовна, доверенность от 14.07.2009 г. N 1558,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совет"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2009 г. по делу N А53-15699/2009,
принятое в составе судьи Еремина Ф. Ф.
по заявлению Администрации Аксайского района Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Совет"
при участии третьего лица Управления потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области
об аннулировании лицензии
установил:
Администрация Аксайского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Совет" (далее - общество) об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции N 4302569 серия АРО N 159059 от 15.11.05 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области (далее - управление).
Решением суда от 25.09.09 г. заявленные администрацией требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов готовой продукции без федеральных специальных и акцизных марок, чем нарушило подпункт "в" п. 54 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, утвержденного Администрацией Ростовской области от 20.02.06 г. N 43.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что в акте проверки не зафиксировано нарушение ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). Факт продажи алкогольной продукции обществом без марок в акте проверки не зафиксирован, материалами дела не подтверждается. Продукция, выявленная в ходе проверки в торговом зале, была маркирована. Объяснительная руководителя общества, где указано, что причиной отслоения марок могло быть плохое качество клея, высокая температура, не была принята во внимание администрацией.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что факт продажи алкогольной продукции без марок в акте проверки не зафиксирован и материалами дела не подтверждается. Продукция, выставленная в ходе проверки в торговом зале, была маркирована. Марки частично отслоились из-за плохого качества клея и высокой температуры. После приостановления действия лицензии обществом представлены в администрацию все необходимые документы в подтверждение устранения нарушений, после чего администрацией принято решение о возобновлении действия лицензии. В ГТД, подтверждающих ввоз алкогольной продукции, указано, что товар маркирован акцизными марками. При проведении проверки у общества не истребовались документы, удостоверяющие легальность производства оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Представитель администрации Аксайского района против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что действие лицензии было приостановлено ввиду отсутствия в момент проверки документов, удостоверяющих легальность производства оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Поскольку обществом впоследствии документы были представлены, действие лицензии возобновлено. Поскольку ООО "Совет" осуществляло оборот алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок, то в соответствии со ст. 20 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" лицензирующим органом принято решение об обращении в суд с требованием об аннулировании лицензии.
Представители Управления потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Пояснили, что лицензирующий орган законно приостановил действие лицензии. Отсутствие федеральных акцизных марок и документов на алкогольную продукцию является нарушением Положения о лицензировании и является основанием для обращения лицензирующего органа в суд с требованием об аннулировании лицензии.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзывы на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано 24.12.04 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 19 по Ростовской области в качестве юридического лица.
15.11.05 г. администрацией обществу выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059 (т. 1, л.д. 9).
28.05.09 г. ведущим специалистом службы по контролю за торговлей и защиты прав потребителей администрации Антоновой Е.В., с участием представителей Министерства экономики Ростовской области и ГОУ "Ростсистема" на основании распоряжения N 23 от 28.05.08 г. (т. 1, л.д. 22) проведена проверка соблюдения обществом правил торговли, оказания услуг, соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности общества, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г.Аксай, ул. Шолохова, 3.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: алкогольная продукция с содержанием спирта более 9 процентов объема готовой продукции без федеральных специальных и акцизных марок (8 наименований алкогольной продукции) и без сопроводительных документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
28.05.09 г. выявленные нарушения ст. 10.2 и ст. 12 Закона N 171-ФЗ зафиксированы в акте N 32 проведения внепланового мероприятия по проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции (т. 1, л.д. 7).
08.06.09 г. заместителем Главы администрации вынесено постановление о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059, приложения к ней и документов, подтверждающих наличие лицензии на срок 1 месяц со дня подписания настоящего постановления (т. 1, л.д. 25-26).
26.06.09 г. постановлением Главы администрации N 690 на основании заявления директора общества, об устранении обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, а именно: представление документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, указанной в акте - возобновлено действие лицензии выданной обществу регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059 (т. 1, л.д. 31).
27.07.09 г. администрация обратилась в Арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059, в связи с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок (т. 1, л.д. 3).
25.09.09 г. решением суда первой инстанции лицензия общества аннулирована.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно аннулировал лицензию общества, поскольку оно осуществляло розничную торговлю алкогольной продукции без акцизных марок.
В соответствии с Областным законом N 374-ЗС от 22.10.05 г. "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции", государственные полномочия Ростовской области по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции переданы на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области.
Администрация как лицензирующий орган, в соответствии с п. п. "в" п. 2 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 20.02.06 г. N 43 (далее - Положение о лицензировании), осуществляет полномочия по лицензированию, то есть мероприятия, связанные с выдачей лицензии, приложения к ней и документов, подтверждающих наличие лицензии, переоформлением лицензии и (или) приложения к ней, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, продлением срока действия лицензии, приостановлением, возобновлением и прекращением действия лицензии, аннулированием лицензии и контролем за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.
Согласно п. 3 указанного положения действие лицензии, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных объектов при условии указания в приложении к лицензии мест их нахождения и выдачи на обособленный объект документа, подтверждающего наличие лицензии.
Согласно п. 41 Положения о лицензировании указано, что контроль за деятельностью лицензиатов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль и надзор за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, министерством, лицензирующими органами в пределах их компетенции. Пунктами 42, 43 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции предусмотрены полномочия лицензирующего органа по проведению плановых и внеплановых мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов.
В соответствии с п. 54 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, утвержденного Администрацией Ростовской области от 20.02.06 г. N 43 лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является:
а) обнаружение недостоверных сведений в документах, представленных организацией для получения лицензии;
б) розничная продажа алкогольной продукции на обособленных объектах, не указанных в приложении к лицензии;
в) оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции без маркировки федеральными специальными марками либо акцизными марками, либо поддельными марками, за исключением алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками либо акцизными марками;
г) оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе;
е) непредставление лицензиатом лицензирующему органу возможности провести обследование обособленного объекта на соответствие лицензионным требованиям и условиям, проверку сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже, а также и (или) необоснованный отказ лицензиата от представления документов лицензирующему органу, министерству при осуществлении контроля в пределах их компетенции;
ж) невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;
з) неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;
и) повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;
к) повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов готовой продукции без федеральных специальных и акцизных марок, чем нарушило подпункт "в" п. 54 Положения о лицензировании.
Довод общества о том, что ст. 5 Областного закона от 28.12.05 N 441-ЗС "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области" не наделяет ГОУ "Ростсистема" полномочиями контроля и надзора за соблюдением законодательства правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 6 ст. 5 Областного закона установлено: "ГОУ Ростсистема" осуществляет иные функции в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренные уставом учреждения и нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области. Это позволяет сделать вывод о законности участия вышеуказанного учреждения в совместной проверке с лицензирующим органом.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проверки общества 28.05.09 г., ГОУ "Ростсистема" проводила только мониторинг качества и безопасности алкогольной продукции, то есть закупала алкогольную продукцию, находившуюся в продаже общества. Поэтому, в рамках возложенных полномочий, акт проверки, являющийся предметом рассматриваемого данного дела, был составлен и подписан только уполномоченными органами - лицензирующим органом Аксайского района и министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области (т. 1, л.д. 23-24).
Судом первой инстанции также правильно не принят во внимание довод общества о том, что алкогольная продукция с отклеившимися акцизными марками находилась в витрине магазина и не предназначалась для реализации, в связи с чем, это не является основанием для аннулировании лицензии.
В соответствии с ч. 2 ст. 494 ГК РФ, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Доказательств того, что общество явно определило, что алкогольная продукция в витрине продаже не подлежит, не представлено судам первой и апелляционной инстанций, доказательств этого не установлено и в момент проверки.
Отсутствие федеральных специальных и акцизных марок на алкогольной продукции в витрине магазина общества подтверждается материалами дела: актом проведения внепланового мероприятия N 32 от 28.05.09 г. (т. 1 л.д. 23-24), объяснительной директора общества В.В. Васильева исх. N 33 от 29.05.09 г. (т. 1, л.д. 27), постановлением заместителя главы администрации N 652 от 08.06.09 г. (т. 1, л.д. 25-26).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт розничной продажи алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными и акцизными марками доказан администрацией и подтверждается материалами дела.
Аннулирование лицензии является одной из мер воздействия, направленных на защиту жизни и здоровья населения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал подлежащей аннулированию лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серии АРО N 159059, регистрационный N 4302569 от 15.11.05 г., выданную обществу администрацией.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 сентября 2009 года по делу А53-15699/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2009 N 15АП-9973/2009 ПО ДЕЛУ N А53-15699/2009
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2009 г. N 15АП-9973/2009
Дело N А53-15699/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
при участии:
от ООО "Совет" - директор - Васильев Владимир Викторович; представитель - Дыбова Александра Владимировна, доверенность от 25.11.2009 г.,
от Управления потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей - представитель - Бондарева Татьяна Михайловна, доверенность от 14.08.2009 г. N 17.7/35д; Теларова Ирина Вячеславовна, доверенность от 09.12.2009 г. N 17.4.5/1636,
от Администрации Аксайского района Ростовской области - представитель - Антонова Елена Викторовна, доверенность от 14.07.2009 г. N 1558,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совет"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2009 г. по делу N А53-15699/2009,
принятое в составе судьи Еремина Ф. Ф.
по заявлению Администрации Аксайского района Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Совет"
при участии третьего лица Управления потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области
об аннулировании лицензии
установил:
Администрация Аксайского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Совет" (далее - общество) об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции N 4302569 серия АРО N 159059 от 15.11.05 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области (далее - управление).
Решением суда от 25.09.09 г. заявленные администрацией требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов готовой продукции без федеральных специальных и акцизных марок, чем нарушило подпункт "в" п. 54 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, утвержденного Администрацией Ростовской области от 20.02.06 г. N 43.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что в акте проверки не зафиксировано нарушение ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). Факт продажи алкогольной продукции обществом без марок в акте проверки не зафиксирован, материалами дела не подтверждается. Продукция, выявленная в ходе проверки в торговом зале, была маркирована. Объяснительная руководителя общества, где указано, что причиной отслоения марок могло быть плохое качество клея, высокая температура, не была принята во внимание администрацией.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что факт продажи алкогольной продукции без марок в акте проверки не зафиксирован и материалами дела не подтверждается. Продукция, выставленная в ходе проверки в торговом зале, была маркирована. Марки частично отслоились из-за плохого качества клея и высокой температуры. После приостановления действия лицензии обществом представлены в администрацию все необходимые документы в подтверждение устранения нарушений, после чего администрацией принято решение о возобновлении действия лицензии. В ГТД, подтверждающих ввоз алкогольной продукции, указано, что товар маркирован акцизными марками. При проведении проверки у общества не истребовались документы, удостоверяющие легальность производства оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Представитель администрации Аксайского района против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что действие лицензии было приостановлено ввиду отсутствия в момент проверки документов, удостоверяющих легальность производства оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Поскольку обществом впоследствии документы были представлены, действие лицензии возобновлено. Поскольку ООО "Совет" осуществляло оборот алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок, то в соответствии со ст. 20 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" лицензирующим органом принято решение об обращении в суд с требованием об аннулировании лицензии.
Представители Управления потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Пояснили, что лицензирующий орган законно приостановил действие лицензии. Отсутствие федеральных акцизных марок и документов на алкогольную продукцию является нарушением Положения о лицензировании и является основанием для обращения лицензирующего органа в суд с требованием об аннулировании лицензии.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзывы на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано 24.12.04 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 19 по Ростовской области в качестве юридического лица.
15.11.05 г. администрацией обществу выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059 (т. 1, л.д. 9).
28.05.09 г. ведущим специалистом службы по контролю за торговлей и защиты прав потребителей администрации Антоновой Е.В., с участием представителей Министерства экономики Ростовской области и ГОУ "Ростсистема" на основании распоряжения N 23 от 28.05.08 г. (т. 1, л.д. 22) проведена проверка соблюдения обществом правил торговли, оказания услуг, соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности общества, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г.Аксай, ул. Шолохова, 3.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: алкогольная продукция с содержанием спирта более 9 процентов объема готовой продукции без федеральных специальных и акцизных марок (8 наименований алкогольной продукции) и без сопроводительных документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
28.05.09 г. выявленные нарушения ст. 10.2 и ст. 12 Закона N 171-ФЗ зафиксированы в акте N 32 проведения внепланового мероприятия по проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции (т. 1, л.д. 7).
08.06.09 г. заместителем Главы администрации вынесено постановление о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059, приложения к ней и документов, подтверждающих наличие лицензии на срок 1 месяц со дня подписания настоящего постановления (т. 1, л.д. 25-26).
26.06.09 г. постановлением Главы администрации N 690 на основании заявления директора общества, об устранении обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, а именно: представление документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, указанной в акте - возобновлено действие лицензии выданной обществу регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059 (т. 1, л.д. 31).
27.07.09 г. администрация обратилась в Арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу регистрационный номер 4302569 серия АРО N 159059, в связи с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок (т. 1, л.д. 3).
25.09.09 г. решением суда первой инстанции лицензия общества аннулирована.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно аннулировал лицензию общества, поскольку оно осуществляло розничную торговлю алкогольной продукции без акцизных марок.
В соответствии с Областным законом N 374-ЗС от 22.10.05 г. "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции", государственные полномочия Ростовской области по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции переданы на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области.
Администрация как лицензирующий орган, в соответствии с п. п. "в" п. 2 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 20.02.06 г. N 43 (далее - Положение о лицензировании), осуществляет полномочия по лицензированию, то есть мероприятия, связанные с выдачей лицензии, приложения к ней и документов, подтверждающих наличие лицензии, переоформлением лицензии и (или) приложения к ней, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, продлением срока действия лицензии, приостановлением, возобновлением и прекращением действия лицензии, аннулированием лицензии и контролем за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.
Согласно п. 3 указанного положения действие лицензии, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных объектов при условии указания в приложении к лицензии мест их нахождения и выдачи на обособленный объект документа, подтверждающего наличие лицензии.
Согласно п. 41 Положения о лицензировании указано, что контроль за деятельностью лицензиатов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль и надзор за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, министерством, лицензирующими органами в пределах их компетенции. Пунктами 42, 43 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции предусмотрены полномочия лицензирующего органа по проведению плановых и внеплановых мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов.
В соответствии с п. 54 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, утвержденного Администрацией Ростовской области от 20.02.06 г. N 43 лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является:
а) обнаружение недостоверных сведений в документах, представленных организацией для получения лицензии;
б) розничная продажа алкогольной продукции на обособленных объектах, не указанных в приложении к лицензии;
в) оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции без маркировки федеральными специальными марками либо акцизными марками, либо поддельными марками, за исключением алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками либо акцизными марками;
г) оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе;
е) непредставление лицензиатом лицензирующему органу возможности провести обследование обособленного объекта на соответствие лицензионным требованиям и условиям, проверку сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже, а также и (или) необоснованный отказ лицензиата от представления документов лицензирующему органу, министерству при осуществлении контроля в пределах их компетенции;
ж) невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;
з) неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;
и) повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;
к) повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов готовой продукции без федеральных специальных и акцизных марок, чем нарушило подпункт "в" п. 54 Положения о лицензировании.
Довод общества о том, что ст. 5 Областного закона от 28.12.05 N 441-ЗС "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области" не наделяет ГОУ "Ростсистема" полномочиями контроля и надзора за соблюдением законодательства правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 6 ст. 5 Областного закона установлено: "ГОУ Ростсистема" осуществляет иные функции в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренные уставом учреждения и нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области. Это позволяет сделать вывод о законности участия вышеуказанного учреждения в совместной проверке с лицензирующим органом.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проверки общества 28.05.09 г., ГОУ "Ростсистема" проводила только мониторинг качества и безопасности алкогольной продукции, то есть закупала алкогольную продукцию, находившуюся в продаже общества. Поэтому, в рамках возложенных полномочий, акт проверки, являющийся предметом рассматриваемого данного дела, был составлен и подписан только уполномоченными органами - лицензирующим органом Аксайского района и министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области (т. 1, л.д. 23-24).
Судом первой инстанции также правильно не принят во внимание довод общества о том, что алкогольная продукция с отклеившимися акцизными марками находилась в витрине магазина и не предназначалась для реализации, в связи с чем, это не является основанием для аннулировании лицензии.
В соответствии с ч. 2 ст. 494 ГК РФ, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Доказательств того, что общество явно определило, что алкогольная продукция в витрине продаже не подлежит, не представлено судам первой и апелляционной инстанций, доказательств этого не установлено и в момент проверки.
Отсутствие федеральных специальных и акцизных марок на алкогольной продукции в витрине магазина общества подтверждается материалами дела: актом проведения внепланового мероприятия N 32 от 28.05.09 г. (т. 1 л.д. 23-24), объяснительной директора общества В.В. Васильева исх. N 33 от 29.05.09 г. (т. 1, л.д. 27), постановлением заместителя главы администрации N 652 от 08.06.09 г. (т. 1, л.д. 25-26).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт розничной продажи алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными и акцизными марками доказан администрацией и подтверждается материалами дела.
Аннулирование лицензии является одной из мер воздействия, направленных на защиту жизни и здоровья населения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал подлежащей аннулированию лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серии АРО N 159059, регистрационный N 4302569 от 15.11.05 г., выданную обществу администрацией.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 сентября 2009 года по делу А53-15699/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)