Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
9 августа 2006 г. Дело N А40-43019/06-107-209
Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2006.
Решение в полном объеме изготовлено 14.08.2006.
Арбитражный суд в составе судьи Б.-Н., при ведении протокола судьей Б.-Н., с участием представителей: от заявителя - Т.А.Н., Т.Л.А., от ответчика - М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Пермтрансгаз" к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконными решения и требования,
ООО "Пермтрансгаз" обратилось в суд с требованиями к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконными решения от 28.02.2006 N 44 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 56 об уплате налога по состоянию на 28.02.2006.
Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на неправомерное применение заявителем ставки акциза в размере 15 процентов по природному газу, отгруженному до 01.04.1997 и оплаченному в 2005 году, в связи с чем, по мнению ответчика, заявитель занизил сумму акциза на 1343879 руб.
Выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с представленной ООО "Пермтрансгаз" в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговой декларации по акцизу на природный газ за ноябрь 2005 г. предприятие исчислило к уплате в бюджет сумму акциза в размере 1343879 руб.
14.03.2006 налоговый орган письмом от 28.02.2006 N 53-18-09/3169 уведомил заявителя о принятом 28.02.2006 решении N 44 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым ООО "Пермтрансгаз" был доначислен акциз на природный газ в размере 1343879 руб., а также пени в сумме 23240 руб. 80 коп. в связи с неправомерным применением налоговой ставки по оплаченной дебиторской задолженности за отгруженный до 01.04.1997 природный газ. Заявителю также направлено Требование N 56 об уплате налога и пени по состоянию на 28.02.2006.
Вывод ответчика обосновывается тем, что заявитель не имел права применять к полученной в 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный до 01.04.1997, ставку налогообложения в размере 15%, а обязан был применять ставку налогообложения 30%, действовавшую в момент отгрузки газа. При этом налоговый орган указывает, что в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" положения гл. 22 "Акцизы" распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2001. Поскольку в период до 01.04.1997 ООО "Пермтрансгаз" предъявляло к оплате сумму акциза на природный газ по ставкам, действующим в момент отгрузки, то при последующем погашении сформировавшейся в этот период дебиторской задолженности организация обязана уплатить в бюджет предъявленную покупателю сумму акциза на природный газ, т.е. из расчета ставки 30%.
Суд считает указанную позицию ответчика ошибочной в связи со следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Согласно п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 и 53 Кодекса можно сделать вывод о том, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться заявителем в соответствий с требованиями гл. 22 Кодекса - "Акцизы", которая вступила в силу с 01.01.2001.
В соответствии со пп. 18 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизом по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории России газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 Кодекса налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 Кодекса налогообложение акцизом природного газа, реализуемого на территории Российской Федерации, осуществлялось по налоговым ставкам 15%.
В соответствии со п. 1 ст. 195 Кодекса дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 Кодекса (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Таким образом, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у ООО "Пермтрансгаз" в 2005 году, должен осуществляться с учетом положений гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, должны применяться установленные этой главой налоговые ставки.
Кроме того, ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах установлено, что часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применятся к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. В соответствии со ст. 2 Закона признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах"), а также Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие ставки акциза в периоды до 2001 г., на которые в оспариваемом Решении ссылается ответчик - от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ"; от 01.09.1995 N 859 "О ставке акциза на природный газ"; от 03.09.1998 N 1018 "О ставке акциза на природный газ".
Также, 01.01.2004 в силу вступил Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров.
При этом, положениями ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ было установлено специальное правило, согласно которому по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку до 01.01.2004, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, порядок взимания акцизов по природному газу регулировался положениями гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, которые устанавливали дату реализации подакцизного минерального сырья как день его оплаты (п. 1 ст. 195) и ставку по налогу в размере 15% (ст. 193), ООО "Пермтрансгаз" правомерно применило в 2005 г. при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ налоговую ставку 15%.
Судом не принимается довод ответчика о том, что акциз является косвенным налогом, поэтому уплата его в бюджет, должна осуществляться по ставкам, которые были заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа, так как в соответствии с порядком исчисления акциза, установленным Законом Российской Федерации "Об акцизах" в 90-х годах, акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от НДС и налога с продаж, не взимался "сверху". Требование о выделении в расчетных документах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона об акцизах дополнения, в соответствии с которым сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об акцизах").
В договорных и расчетных документах до 01.04.1997 акциз отдельной строкой не выделялся.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сформированная до 01.04.1997 дебиторская задолженность ООО "Пермтрансгаз" по отгруженному, но не оплаченному газу, реально отражала цену природного газа. Однако это вовсе не означает, что в цене присутствовала конкретная и точная сумма акциза как косвенного налога. Размер акциза при отгрузке имел условную величину и конкретно, т.е. для целей внесения в бюджет, точный его размер мог быть определен только после оплаты товара, т.е. после возникновения объекта налогообложения и формирования налоговой базы, к которой и применялась соответствующая налоговая ставка, действующая на дату реализации.
Таким образом, при исчислении акциза на природный газ в ноябре 2005 г. заявитель правомерно применял нормы главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем Решение ответчика от 28.02.2006 N 44 выставленное на основании данного решения Требование N 56 по состоянию на 28.02.2006 об уплате акциза на природный газ в размере 1343879 руб. и пени в сумме 23240,80 руб., являются незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 44, 52, 53, гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 65, 167 - 170, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительными как не соответствующие налоговому законодательству решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 28.02.2006 N 44 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование N 56 об уплате налога по состоянию на 28.02.2006, вынесенные в отношении ООО "Пермтрансгаз". В этой части решение подлежит немедленному исполнению.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 4000 руб.
Решение можно обжаловать в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 09.08.2006, 14.08.2006 ПО ДЕЛУ N А40-43019/06-107-209
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
9 августа 2006 г. Дело N А40-43019/06-107-209
Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2006.
Решение в полном объеме изготовлено 14.08.2006.
Арбитражный суд в составе судьи Б.-Н., при ведении протокола судьей Б.-Н., с участием представителей: от заявителя - Т.А.Н., Т.Л.А., от ответчика - М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Пермтрансгаз" к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконными решения и требования,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пермтрансгаз" обратилось в суд с требованиями к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконными решения от 28.02.2006 N 44 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 56 об уплате налога по состоянию на 28.02.2006.
Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на неправомерное применение заявителем ставки акциза в размере 15 процентов по природному газу, отгруженному до 01.04.1997 и оплаченному в 2005 году, в связи с чем, по мнению ответчика, заявитель занизил сумму акциза на 1343879 руб.
Выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с представленной ООО "Пермтрансгаз" в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговой декларации по акцизу на природный газ за ноябрь 2005 г. предприятие исчислило к уплате в бюджет сумму акциза в размере 1343879 руб.
14.03.2006 налоговый орган письмом от 28.02.2006 N 53-18-09/3169 уведомил заявителя о принятом 28.02.2006 решении N 44 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым ООО "Пермтрансгаз" был доначислен акциз на природный газ в размере 1343879 руб., а также пени в сумме 23240 руб. 80 коп. в связи с неправомерным применением налоговой ставки по оплаченной дебиторской задолженности за отгруженный до 01.04.1997 природный газ. Заявителю также направлено Требование N 56 об уплате налога и пени по состоянию на 28.02.2006.
Вывод ответчика обосновывается тем, что заявитель не имел права применять к полученной в 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный до 01.04.1997, ставку налогообложения в размере 15%, а обязан был применять ставку налогообложения 30%, действовавшую в момент отгрузки газа. При этом налоговый орган указывает, что в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" положения гл. 22 "Акцизы" распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2001. Поскольку в период до 01.04.1997 ООО "Пермтрансгаз" предъявляло к оплате сумму акциза на природный газ по ставкам, действующим в момент отгрузки, то при последующем погашении сформировавшейся в этот период дебиторской задолженности организация обязана уплатить в бюджет предъявленную покупателю сумму акциза на природный газ, т.е. из расчета ставки 30%.
Суд считает указанную позицию ответчика ошибочной в связи со следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Согласно п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 и 53 Кодекса можно сделать вывод о том, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться заявителем в соответствий с требованиями гл. 22 Кодекса - "Акцизы", которая вступила в силу с 01.01.2001.
В соответствии со пп. 18 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизом по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории России газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 Кодекса налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 Кодекса налогообложение акцизом природного газа, реализуемого на территории Российской Федерации, осуществлялось по налоговым ставкам 15%.
В соответствии со п. 1 ст. 195 Кодекса дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 Кодекса (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Таким образом, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у ООО "Пермтрансгаз" в 2005 году, должен осуществляться с учетом положений гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, должны применяться установленные этой главой налоговые ставки.
Кроме того, ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах установлено, что часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применятся к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. В соответствии со ст. 2 Закона признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах"), а также Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие ставки акциза в периоды до 2001 г., на которые в оспариваемом Решении ссылается ответчик - от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ"; от 01.09.1995 N 859 "О ставке акциза на природный газ"; от 03.09.1998 N 1018 "О ставке акциза на природный газ".
Также, 01.01.2004 в силу вступил Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров.
При этом, положениями ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ было установлено специальное правило, согласно которому по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку до 01.01.2004, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, порядок взимания акцизов по природному газу регулировался положениями гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, которые устанавливали дату реализации подакцизного минерального сырья как день его оплаты (п. 1 ст. 195) и ставку по налогу в размере 15% (ст. 193), ООО "Пермтрансгаз" правомерно применило в 2005 г. при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ налоговую ставку 15%.
Судом не принимается довод ответчика о том, что акциз является косвенным налогом, поэтому уплата его в бюджет, должна осуществляться по ставкам, которые были заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа, так как в соответствии с порядком исчисления акциза, установленным Законом Российской Федерации "Об акцизах" в 90-х годах, акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от НДС и налога с продаж, не взимался "сверху". Требование о выделении в расчетных документах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона об акцизах дополнения, в соответствии с которым сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об акцизах").
В договорных и расчетных документах до 01.04.1997 акциз отдельной строкой не выделялся.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сформированная до 01.04.1997 дебиторская задолженность ООО "Пермтрансгаз" по отгруженному, но не оплаченному газу, реально отражала цену природного газа. Однако это вовсе не означает, что в цене присутствовала конкретная и точная сумма акциза как косвенного налога. Размер акциза при отгрузке имел условную величину и конкретно, т.е. для целей внесения в бюджет, точный его размер мог быть определен только после оплаты товара, т.е. после возникновения объекта налогообложения и формирования налоговой базы, к которой и применялась соответствующая налоговая ставка, действующая на дату реализации.
Таким образом, при исчислении акциза на природный газ в ноябре 2005 г. заявитель правомерно применял нормы главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем Решение ответчика от 28.02.2006 N 44 выставленное на основании данного решения Требование N 56 по состоянию на 28.02.2006 об уплате акциза на природный газ в размере 1343879 руб. и пени в сумме 23240,80 руб., являются незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 44, 52, 53, гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 65, 167 - 170, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействительными как не соответствующие налоговому законодательству решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 28.02.2006 N 44 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование N 56 об уплате налога по состоянию на 28.02.2006, вынесенные в отношении ООО "Пермтрансгаз". В этой части решение подлежит немедленному исполнению.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 4000 руб.
Решение можно обжаловать в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)