Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2007 ПО ДЕЛУ N А26-1360/2006-215

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 13 марта 2007 года Дело N А26-1360/2006-215
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Подвального И.О., Троицкой Н.В., рассмотрев 13.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лоухской поселковой администрации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2006 (судья Лазарев А.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2006 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Шестакова М.А.) по делу N А26-1360/2006,
УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Лоухской поселковой администрации (далее - поселковая администрация) 272987 руб. налогов, 131642 руб. пеней и 489520 руб. штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена администрация Лоухского муниципального района.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.10.2006, требования налогового органа удовлетворены частично: с поселковой администрации взысканы заявленные суммы налогов и пеней, а сумма подлежащих взысканию налоговых санкций снижена до 50000 руб.
В кассационной жалобе поселковая администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Податель жалобы указывает на то, что взыскиваемые суммы налогов уплачены за него администрацией Лоухского муниципального района.
Представители сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения поселковой администрацией налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 30.09.2005, результаты которой отражены в акте от 28.10.2005 N 70.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в 2002 - 2003 годах поселковая администрация удерживала со своих работников, но не перечисляла в бюджет налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), не уплачивала единый социальный налог (далее - ЕСН) и не представляла в Инспекцию расчеты и декларации по ЕСН.
Рассмотрев материалы проверки и возражения поселковой администрации по акту проверки, налоговый орган вынес решение от 29.11.2005 N 74, которым доначислил ей 89932 руб. НДФЛ и 183055 руб. ЕСН, начислил соответствующие пени и штрафы на основании пункта 1 статьи 122, статьи 123, пункта 2 статьи 119 и пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Инспекция выставила поселковой администрации требования от 29.11.2005 N 147 об уплате налоговой санкции и N 148 об уплате налогов и пеней по состоянию на 29.11.2005.
Поселковая администрация не исполнила требования в добровольном порядке, что и послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о взыскании с нее 894149 руб. налогов, пеней и штрафов.
Суды частично удовлетворили заявление, признав обоснованным доначисление ответчику налогов и начисление пеней и уменьшив до 50000 руб. сумму взыскиваемых штрафов с учетом обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность поселковой администрации.
Кассационная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в силу следующего.
Согласно подпунктам 1, 4, 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В подпункте 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
В силу положений статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Такие организации именуются налоговыми агентами.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
Статьей 123 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются организации, производящие выплаты физическим лицам. Объектом налогообложения для таких организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 НК РФ).
Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, установлен статьей 243 НК РФ. Согласно пункту 3 названной статьи данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Плательщики ЕСН представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 7 статьи 243 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), пунктом 2 статьи 119 НК РФ - ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, регламентируется пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Считая решение Инспекции от 29.11.2005 N 74 незаконным, ответчик указывает на то, что в 2002 - 2003 годах перечисление в бюджет НДФЛ, уплату ЕСН и представление расчетов и деклараций по ЕСН за него производила администрация Лоухского муниципального района. В подтверждение данного довода в материалы дела представлены реестры поступления платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации от страхователя - поселковой администрации за 2002 - 2003 годы. Суды оценили указанные документы и признали, что реестры не могут служить подтверждением перечисления поселковой администрацией НДФЛ и уплаты ЕСН в бюджет.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Между тем ни в ходе налоговой проверки, ни во исполнение определений суда первой инстанции от 03.03.2006, от 24.03.2006 и от 05.05.2006 поселковая администрация не представила доказательств исполнения ею обязанности по перечислению и уплате в бюджет спорных сумм налогов, а также представления в налоговые органы расчетов и деклараций по ЕСН за 2002 - 2003 годы.
Как следует из протокола заседания суда первой инстанции, представители ответчика и третьего лица признали, что поселковая администрация не представляла в 2002 - 2003 годах расчеты и декларации по ЕСН.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что администрация Лоухского муниципального района перечисляет НДФЛ, уплачивает ЕСН и представляет расчеты и декларации по ЕСН за поселковую администрацию начиная с 2004 года.
Таким образом, суды обоснованно отклонили довод ответчика и признали правомерным доначисление ему 89932 руб. НДФЛ и 183055 руб. ЕСН, начисление пеней и привлечение его к ответственности за неправомерное неперечисление НДФЛ, неуплату ЕСН, непредставление деклараций и расчетов по ЕСН. При этом суды оценили обстоятельства совершения поселковой администрацией перечисленных налоговых нарушений и в порядке пункта 4 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ уменьшили размер взыскиваемых налоговых санкций до 50000 руб., распределив эту сумму пропорционально первоначально начисленным налоговым органом штрафам.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения жалобы поселковой администрации не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2006 по делу N А26-1360/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Лоухской поселковой администрации - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
ПОДВАЛЬНЫЙ И.О.
ТРОИЦКАЯ Н.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)