Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 августа 2004 года Дело N Ф04-5498/2004(А46-3577-33)
Открытое акционерное общество "Большереченское хлебоприемное предприятие" (далее - ОАО "Большереченское ХПП") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 9 по Омской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными пункта 2 решения налоговой инспекции N 03/150 от 11.09.2003 о доначислении суммы земельного налога за 2003 год в размере 153215,04 руб. и требования N 03/48 от 16.09.2003.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 заявленные требования ОАО "Большереченское ХПП" удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что какие-либо документы, расчеты, подтверждающие правовую обоснованность применения дифференцированных ставок и повышающих коэффициентов, налоговый орган в суд не представил. Также суд указал на то, что налоговый орган не обосновал необходимость применять к ставкам земельного налога последовательно каждый из коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2004 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Большереченское ХПП".
В кассационной жалобе ОАО "Большереченское ХПП" просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционной инстанцией незаконно применен нормативно-правовой документ органа местного самоуправления Большереченского района об установлении ставок земельного налога на 1999 год с повышающим коэффициентом 2 к ставкам 1998 года при исчислении земельного налога на 2003 год.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Большереченское ХПП" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган принял решение N 03/150 от 11.09.2003, которым доначислил налог на землю в сумме 153215 руб. 04 коп. и направил требование N 03/48 от 16.09.2003 с предложением уплатить начисленный налог в добровольном порядке.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2003 год не учел, что к существующей ставке земельного налога следовало применить повышающие коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о бюджете, принимаемыми на очередной финансовый год.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции и требованием уплатить начисленный налог на землю, ОАО "Большереченское ХПП" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что требования налогоплательщика и выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм налогового и бюджетного законодательства. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. При расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящих от пользователей земли.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за 2003 год, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Установив, что при исчислении размера земельного налога за 2003 год налогоплательщик использовал ставку, действующую в 1998 г. с коэффициентом 1,8, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, но без применения других повышающих коэффициентов, определяемых Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, налоговая инспекция приняла обоснованное решение о доначислении ОАО "Большереченское ХПП" 153215,04 руб. налога.
Законность применения при расчете размеров земельного налога за конкретные налоговые периоды повышающих коэффициентов, предусмотренных Законами о федеральном бюджете на очередной год, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2004 N 48-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Уралцемент" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога".
Утверждение кассационной жалобы о том, что ставки земельного налога, установленные решением Большереченского районного Совета депутатов N 134 от 14.09.99 при исчислении земельного налога в Большереченском районе Омской области не подлежали применению, кассационной инстанцией отклоняется, поскольку данный довод не заявлялся налогоплательщиком в качестве самостоятельного основания для удовлетворения заявленных требований и данное обстоятельство не было предметом рассмотрения суда первой и суда апелляционной инстанций.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Судебными инстанциями дана оценка всем доводам ОАО "Большереченское ХПП" по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, податель жалобы повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте. На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что при принятии кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на ОАО "Большереченское ХПП".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Постановление апелляционной инстанции от 28.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-560/03 (А-86/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Большереченское хлебоприемное предприятие" государственную пошлину в сумме 500 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 16 августа 2004 года Дело N Ф04-5498/2004(А46-3577-33)
Открытое акционерное общество "Большереченское хлебоприемное предприятие" (далее - ОАО "Большереченское ХПП") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 9 по Омской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными пункта 2 решения налоговой инспекции N 03/150 от 11.09.2003 о доначислении суммы земельного налога за 2003 год в размере 153215,04 руб. и требования N 03/48 от 16.09.2003.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 заявленные требования ОАО "Большереченское ХПП" удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что какие-либо документы, расчеты, подтверждающие правовую обоснованность применения дифференцированных ставок и повышающих коэффициентов, налоговый орган в суд не представил. Также суд указал на то, что налоговый орган не обосновал необходимость применять к ставкам земельного налога последовательно каждый из коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2004 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Большереченское ХПП".
В кассационной жалобе ОАО "Большереченское ХПП" просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционной инстанцией незаконно применен нормативно-правовой документ органа местного самоуправления Большереченского района об установлении ставок земельного налога на 1999 год с повышающим коэффициентом 2 к ставкам 1998 года при исчислении земельного налога на 2003 год.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Большереченское ХПП" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган принял решение N 03/150 от 11.09.2003, которым доначислил налог на землю в сумме 153215 руб. 04 коп. и направил требование N 03/48 от 16.09.2003 с предложением уплатить начисленный налог в добровольном порядке.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2003 год не учел, что к существующей ставке земельного налога следовало применить повышающие коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о бюджете, принимаемыми на очередной финансовый год.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции и требованием уплатить начисленный налог на землю, ОАО "Большереченское ХПП" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что требования налогоплательщика и выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм налогового и бюджетного законодательства. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. При расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящих от пользователей земли.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за 2003 год, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Установив, что при исчислении размера земельного налога за 2003 год налогоплательщик использовал ставку, действующую в 1998 г. с коэффициентом 1,8, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, но без применения других повышающих коэффициентов, определяемых Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, налоговая инспекция приняла обоснованное решение о доначислении ОАО "Большереченское ХПП" 153215,04 руб. налога.
Законность применения при расчете размеров земельного налога за конкретные налоговые периоды повышающих коэффициентов, предусмотренных Законами о федеральном бюджете на очередной год, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2004 N 48-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Уралцемент" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога".
Утверждение кассационной жалобы о том, что ставки земельного налога, установленные решением Большереченского районного Совета депутатов N 134 от 14.09.99 при исчислении земельного налога в Большереченском районе Омской области не подлежали применению, кассационной инстанцией отклоняется, поскольку данный довод не заявлялся налогоплательщиком в качестве самостоятельного основания для удовлетворения заявленных требований и данное обстоятельство не было предметом рассмотрения суда первой и суда апелляционной инстанций.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Судебными инстанциями дана оценка всем доводам ОАО "Большереченское ХПП" по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, податель жалобы повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте. На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что при принятии кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на ОАО "Большереченское ХПП".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Постановление апелляционной инстанции от 28.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-560/03 (А-86/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Большереченское хлебоприемное предприятие" государственную пошлину в сумме 500 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2004 N Ф04-5498/2004(А46-3577-33)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 августа 2004 года Дело N Ф04-5498/2004(А46-3577-33)
Открытое акционерное общество "Большереченское хлебоприемное предприятие" (далее - ОАО "Большереченское ХПП") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 9 по Омской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными пункта 2 решения налоговой инспекции N 03/150 от 11.09.2003 о доначислении суммы земельного налога за 2003 год в размере 153215,04 руб. и требования N 03/48 от 16.09.2003.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 заявленные требования ОАО "Большереченское ХПП" удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что какие-либо документы, расчеты, подтверждающие правовую обоснованность применения дифференцированных ставок и повышающих коэффициентов, налоговый орган в суд не представил. Также суд указал на то, что налоговый орган не обосновал необходимость применять к ставкам земельного налога последовательно каждый из коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2004 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Большереченское ХПП".
В кассационной жалобе ОАО "Большереченское ХПП" просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционной инстанцией незаконно применен нормативно-правовой документ органа местного самоуправления Большереченского района об установлении ставок земельного налога на 1999 год с повышающим коэффициентом 2 к ставкам 1998 года при исчислении земельного налога на 2003 год.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Большереченское ХПП" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган принял решение N 03/150 от 11.09.2003, которым доначислил налог на землю в сумме 153215 руб. 04 коп. и направил требование N 03/48 от 16.09.2003 с предложением уплатить начисленный налог в добровольном порядке.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2003 год не учел, что к существующей ставке земельного налога следовало применить повышающие коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о бюджете, принимаемыми на очередной финансовый год.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции и требованием уплатить начисленный налог на землю, ОАО "Большереченское ХПП" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что требования налогоплательщика и выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм налогового и бюджетного законодательства. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. При расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящих от пользователей земли.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за 2003 год, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Установив, что при исчислении размера земельного налога за 2003 год налогоплательщик использовал ставку, действующую в 1998 г. с коэффициентом 1,8, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, но без применения других повышающих коэффициентов, определяемых Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, налоговая инспекция приняла обоснованное решение о доначислении ОАО "Большереченское ХПП" 153215,04 руб. налога.
Законность применения при расчете размеров земельного налога за конкретные налоговые периоды повышающих коэффициентов, предусмотренных Законами о федеральном бюджете на очередной год, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2004 N 48-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Уралцемент" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога".
Утверждение кассационной жалобы о том, что ставки земельного налога, установленные решением Большереченского районного Совета депутатов N 134 от 14.09.99 при исчислении земельного налога в Большереченском районе Омской области не подлежали применению, кассационной инстанцией отклоняется, поскольку данный довод не заявлялся налогоплательщиком в качестве самостоятельного основания для удовлетворения заявленных требований и данное обстоятельство не было предметом рассмотрения суда первой и суда апелляционной инстанций.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Судебными инстанциями дана оценка всем доводам ОАО "Большереченское ХПП" по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, податель жалобы повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте. На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что при принятии кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на ОАО "Большереченское ХПП".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 28.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-560/03 (А-86/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Большереченское хлебоприемное предприятие" государственную пошлину в сумме 500 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 августа 2004 года Дело N Ф04-5498/2004(А46-3577-33)
Открытое акционерное общество "Большереченское хлебоприемное предприятие" (далее - ОАО "Большереченское ХПП") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 9 по Омской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными пункта 2 решения налоговой инспекции N 03/150 от 11.09.2003 о доначислении суммы земельного налога за 2003 год в размере 153215,04 руб. и требования N 03/48 от 16.09.2003.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 заявленные требования ОАО "Большереченское ХПП" удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что какие-либо документы, расчеты, подтверждающие правовую обоснованность применения дифференцированных ставок и повышающих коэффициентов, налоговый орган в суд не представил. Также суд указал на то, что налоговый орган не обосновал необходимость применять к ставкам земельного налога последовательно каждый из коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2004 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Большереченское ХПП".
В кассационной жалобе ОАО "Большереченское ХПП" просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционной инстанцией незаконно применен нормативно-правовой документ органа местного самоуправления Большереченского района об установлении ставок земельного налога на 1999 год с повышающим коэффициентом 2 к ставкам 1998 года при исчислении земельного налога на 2003 год.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Большереченское ХПП" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган принял решение N 03/150 от 11.09.2003, которым доначислил налог на землю в сумме 153215 руб. 04 коп. и направил требование N 03/48 от 16.09.2003 с предложением уплатить начисленный налог в добровольном порядке.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2003 год не учел, что к существующей ставке земельного налога следовало применить повышающие коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о бюджете, принимаемыми на очередной финансовый год.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции и требованием уплатить начисленный налог на землю, ОАО "Большереченское ХПП" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что требования налогоплательщика и выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм налогового и бюджетного законодательства. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. При расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящих от пользователей земли.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за 2003 год, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Установив, что при исчислении размера земельного налога за 2003 год налогоплательщик использовал ставку, действующую в 1998 г. с коэффициентом 1,8, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, но без применения других повышающих коэффициентов, определяемых Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, налоговая инспекция приняла обоснованное решение о доначислении ОАО "Большереченское ХПП" 153215,04 руб. налога.
Законность применения при расчете размеров земельного налога за конкретные налоговые периоды повышающих коэффициентов, предусмотренных Законами о федеральном бюджете на очередной год, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2004 N 48-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Уралцемент" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога".
Утверждение кассационной жалобы о том, что ставки земельного налога, установленные решением Большереченского районного Совета депутатов N 134 от 14.09.99 при исчислении земельного налога в Большереченском районе Омской области не подлежали применению, кассационной инстанцией отклоняется, поскольку данный довод не заявлялся налогоплательщиком в качестве самостоятельного основания для удовлетворения заявленных требований и данное обстоятельство не было предметом рассмотрения суда первой и суда апелляционной инстанций.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Судебными инстанциями дана оценка всем доводам ОАО "Большереченское ХПП" по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, податель жалобы повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте. На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что при принятии кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на ОАО "Большереченское ХПП".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 28.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-560/03 (А-86/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Большереченское хлебоприемное предприятие" государственную пошлину в сумме 500 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)