Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2010 ПО ДЕЛУ N А48-2576/2009

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2010 г. по делу N А48-2576/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Орловской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.09 г. по делу N А48-2576/2009,
установил:

открытое акционерное общество "Орловские черноземы" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Орловской области (далее - налоговый орган) от 06.04.09 г. N 104.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.07.09 г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.09 г. решение суда отменено, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемое постановление следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по ЕСН за 2007 год, представленной Обществом 07.11.08 г.
По результатам проверки составлен акт от 24.02.09 г. N 361 и принято решение от 06.04.09 г. N 104 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 163200 руб.
Указанным решением Обществу доначислен ЕСН в общей сумме 852801 рубль, а также начислены пени за несвоевременную уплату данного налога в общей сумме 91099 рублей.
Решением Управления ФНС по Орловской области от 18.05.09 г. N 93 решение налогового органа от 06.04.09 г. N 104 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Общество, полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 241 НК РФ предусмотрены пониженные ставки ЕСН, в том числе для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Статьей 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" от 06.08.01 г. N 110-ФЗ определено, что налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в 2004 - 2007 г.г. в размере 0 процентов.
Вместе с тем, Федеральный закон от 06.08.01 г. N 110-ФЗ и положение главы 25 НК РФ определение понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" не содержат.
Данное понятие содержится в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, где под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.95 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
Вышеуказанное определение используется в целях главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" для разграничения круга лиц, имеющих право перейти на систему уплаты единого сельскохозяйственного налога, о чем прямо указано в п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
Однако в ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.01 г. N 110-ФЗ говорится о тех сельскохозяйственных товаропроизводителях, которые не перешли на систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.1 НК РФ, следовательно, судом правильно сделан вывод, что понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" необходимо применять в том значении, которое установлено гл. 26.1 НК РФ.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что заявитель на уплату единого сельскохозяйственного налога в 2007 году не переходил.
В спорный период Общество осуществляло производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, что является основным и уставным видом деятельности налогоплательщика.
При определении своего статуса как сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик исходил из критерия соотношения доли дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции в составе доходов от реализации всей продукции, без учета внереализационных доходов.
В связи с этим, доходы Общества за 2007 год от реализации составили 394642993 руб., при этом доход от реализации сельскохозяйственной продукции - 281371435 руб., что составляет 71% от общего объема дохода от реализации.
Поэтому суд обоснованно указал, что налогоплательщик соответствует признакам сельскохозяйственного товаропроизводителя и имеет право на применение льготной налоговой ставки по единому социальному налогу.
Ссылка налогового органа на необходимость включения в расчет доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции также внереализационных доходов отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку внереализационные доходы Общества в большей части сложились в связи с получением в 2007 году государственных субсидий на поддержку сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Учет данных выплат в составе общих доходов Общества от реализации противоречит правовой природе полученных субсидий.
На основании изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу единого социального налога за 2007 год, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2009 года по делу N А48-2576/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)