Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.07.2001 N А54-1003/01-С7

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 26 июля 2001 г. Дело N А54-1003/01-С7

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ЗАО "Рязанский картонно-рубероидный завод" (далее ЗАО "Рязанский КРЗ") на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2001 по делу N А54-1003/01-С7,
УСТАНОВИЛ:

ЗАО "Рязанский КРЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия должностного лица Инспекции МНС РФ по г. Рязани N 3, выразившегося в отказе исполнить требования общества, изложенные в заявлении N 536 от 06.02.2001, как не соответствующего ст. ст. 32 (ч. 1 пп. 5 и ч. 7), 54 (ч. 1), 55, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушающего права налогоплательщика, установленные ст. ст. 21, 52 Кодекса, и обязании устранить нарушения прав налогоплательщика: направить суммы уплаченных ЗАО "Рязанский КРЗ" дополнительных платежей в размере 3456275 руб. на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пени, погашение недоимки, уменьшить начисления по налогу на прибыль на сумму начисленных дополнительных платежей в размере 4349429 руб. и внести соответствующие изменения в карточке лицевого счета.
Решением арбитражного суда от 26.04.2001 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ЗАО "Рязанский КРЗ" просит отменить решение, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, истец направил ответчику дополнительные расчеты (декларации) дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированные на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом с 1 квартала 1999 г. по 2 квартал 2000 г., расчеты налога от фактической прибыли за период со 2 квартала 1999 г. по 3 квартал 2000 г. и другие документы.
Инспекция МНС РФ по г. Рязани N 3 в письме от 01.03.2001 N 02-09/1005 отказала в исполнении требований истца, указав, что дополнительные платежи уплачиваются налогоплательщиком вместе с основной суммой налога в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль, и взыскиваются из бюджета вместе с основной суммой налога, т.е. дополнительные платежи не представляют собой отдельного налога и не являются налоговой санкцией.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с настоящим Законом. Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые платежи налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой налога, подлежащего внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в истекшем квартале.
Согласно акту сверки расчетов, составленному Инспекцией МНС РФ по г. Рязани N 3 и ЗАО "Рязанский КРЗ", сумма дополнительных платежей, уплаченных истцом за период с 1 квартала 1999 г. по 3 квартал 2000 г., составила 3456275 руб.
Установленный п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дополнительный платеж не является штрафом и пеней, а представляет собой предусмотренный законом способ внесения в бюджет налога на прибыль, обеспечивающий его равномерное поступление в течение установленного отчетного периода.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что дополнительные платежи по налогу на прибыль нельзя считать платежами, установленными в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат применению в соответствии с частью первой Кодекса.
Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в том числе и п. 2 ст. 8 не отменены, следовательно, обязательны для исполнения всеми плательщиками налога на прибыль.
Следует согласиться с выводами суда о том, что то обстоятельство, что сумма (рассчитанная по ставке рефинансирования) дополнительного платежа не отнесена законом к налогам, пеням, штрафам, не исключает наличие обязанности по ее уплате налогоплательщиком в бюджет одновременно с суммой налога по фактически полученной прибыли за каждый отчетный период. Данный вывод основывается на положениях ст. ст. 1, 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы, а также иные взносы и платежи.
Исходя из изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда от 26.04.2001 по делу N А54-1003/01-С7 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 26 июля 2001 г. Дело N А54-1003/01-С7

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ЗАО "Рязанский картонно-рубероидный завод" (далее ЗАО "Рязанский КРЗ") на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2001 по делу N А54-1003/01-С7,
УСТАНОВИЛ:

ЗАО "Рязанский КРЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия должностного лица Инспекции МНС РФ по г. Рязани N 3, выразившегося в отказе исполнить требования общества, изложенные в заявлении N 536 от 06.02.2001, как не соответствующего ст. ст. 32 (ч. 1 пп. 5 и ч. 7), 54 (ч. 1), 55, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушающего права налогоплательщика, установленные ст. ст. 21, 52 Кодекса, и обязании устранить нарушения прав налогоплательщика: направить суммы уплаченных ЗАО "Рязанский КРЗ" дополнительных платежей в размере 3456275 руб. на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пени, погашение недоимки, уменьшить начисления по налогу на прибыль на сумму начисленных дополнительных платежей в размере 4349429 руб. и внести соответствующие изменения в карточке лицевого счета.
Решением арбитражного суда от 26.04.2001 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ЗАО "Рязанский КРЗ" просит отменить решение, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, истец направил ответчику дополнительные расчеты (декларации) дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированные на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом с 1 квартала 1999 г. по 2 квартал 2000 г., расчеты налога от фактической прибыли за период со 2 квартала 1999 г. по 3 квартал 2000 г. и другие документы.
Инспекция МНС РФ по г. Рязани N 3 в письме от 01.03.2001 N 02-09/1005 отказала в исполнении требований истца, указав, что дополнительные платежи уплачиваются налогоплательщиком вместе с основной суммой налога в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль, и взыскиваются из бюджета вместе с основной суммой налога, т.е. дополнительные платежи не представляют собой отдельного налога и не являются налоговой санкцией.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с настоящим Законом. Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые платежи налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой налога, подлежащего внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в истекшем квартале.
Согласно акту сверки расчетов, составленному Инспекцией МНС РФ по г. Рязани N 3 и ЗАО "Рязанский КРЗ", сумма дополнительных платежей, уплаченных истцом за период с 1 квартала 1999 г. по 3 квартал 2000 г., составила 3456275 руб.
Установленный п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дополнительный платеж не является штрафом и пеней, а представляет собой предусмотренный законом способ внесения в бюджет налога на прибыль, обеспечивающий его равномерное поступление в течение установленного отчетного периода.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что дополнительные платежи по налогу на прибыль нельзя считать платежами, установленными в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат применению в соответствии с частью первой Кодекса.
Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в том числе и п. 2 ст. 8 не отменены, следовательно, обязательны для исполнения всеми плательщиками налога на прибыль.
Следует согласиться с выводами суда о том, что то обстоятельство, что сумма (рассчитанная по ставке рефинансирования) дополнительного платежа не отнесена законом к налогам, пеням, штрафам, не исключает наличие обязанности по ее уплате налогоплательщиком в бюджет одновременно с суммой налога по фактически полученной прибыли за каждый отчетный период. Данный вывод основывается на положениях ст. ст. 1, 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы, а также иные взносы и платежи.
Исходя из изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда от 26.04.2001 по делу N А54-1003/01-С7 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)