Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия - Ходоевой В.Г. (доверенность от 20.10.2003 N 150),
от открытого акционерного общества "Бурятзолото" - Атриковой О.К. (доверенность от 05.01.2004 N 96),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 23 октября 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2842/03-20 (суд первой инстанции - Григорьева И.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Бурятзолото" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 16.04.2003 N 0323-14-459 в части взыскания 424 845 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
Решением суда от 23 октября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда о наличии у ОАО "Бурятзолото" права при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применять налоговую ставку 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Из кассационной жалобы следует, что до вступления в силу Правил по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001, порядок утверждения таких нормативов регулировался Инструкцией по согласованию годовых планов развития горных пород, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.99 N 85. Поскольку названные Правила вступили в силу только с 01.01.2002, нормативы потерь на 2002 год подлежали утверждению в соответствии с указанной Инструкцией в годовом плане развития горных пород до 15.12.2001. Поэтому, как считает налоговый орган, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзор России совместным письмом разъяснили, что утвержденные в установленном порядке нормативы потерь на 2002 год повторному утверждению не подлежат.
Также заявитель указывает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь налогообложение должно производиться в общеустановленном порядке.
ОАО "Бурятзолото" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что фактические потери при добыче серебра не превышали проектные нормативы потерь по соответствующим рудникам, а также нормативы потерь, утвержденные на 2003 год, которые Бурятское управление Госгортехнадзора признало плановыми и на 2002 год.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией при проведении выездной налоговой проверки выявлена неполная уплата ОАО "Бурятзолото" налога на добычу полезных ископаемых за первый и второй кварталы 2002 года, в том числе в результате неправомерного применения обществом налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь при добыче серебра в отсутствие утвержденных нормативов потерь при добыче серебра на 2002 год.
По результатам проверки составлен акт от 11.03.2003 N 0323-14-246 и принято решение от 16.04.2003 N 0323-14-459 о привлечении ОАО "Бурятзолото" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 38 266 рублей. Налогоплательщику предложено уплатить 457 368 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
ОАО "Бурятзолото" в судебном порядке оспаривает решение налоговой инспекции в части дополнительного начисления 424 845 рублей налога на добычу полезных ископаемых в связи с отсутствием утвержденных нормативов потерь при добыче серебра.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что налогоплательщиком не были утверждены нормативы потерь по серебру на 2002 год в связи с отсутствием механизма реализации Правил по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. Также судом учтено, что фактические потери серебра при его добыче в 2002 году не превышали проектные нормативы потерь при добыче серебра по соответствующим рудникам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Госгортехнадзор России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации письмами от 11.01.2002 N 04-35/26, 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и 13.08.2002 N АС-04-35/472 разъяснили, что в связи с отсутствием порядка нормирования согласование нормативов потерь по названным выше Правилам возможно только при рассмотрении планов развития горных работ на 2003 год.
Следовательно, налогоплательщик не имел возможности утвердить нормативы потерь по серебру на 2002 год в соответствии с названными Правилами.
Нормативы потерь при добыче серебра на 2003 года были утверждены в соответствии с пунктом 3 названных Правил, что подтверждается протоколом Бурятского управления Госгортехнадзора России от 18.02.2003 N 29, протоколами Бурятской территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 18.02.2003 NN 2, 3, утвержденными начальником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Бурятия.
Письмом от 14.04.2003 Бурятское управление Госгортехнадзора России сообщило ОАО "Бурятзолото" о том, что проектные потери серебра при переработке на Самартинской и Ирокиндинской ЗИФ в размере соответственно 49% и 47% считать плановыми на 2002 год.
Из материалов дела следует, что фактически потери при добыче серебра в 2002 году по соответствующим рудникам не превысили указанные нормативы, а также установленные техническими проектами соответствующих рудников нормативы потерь при добыче серебра.
Арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что фактические потери полезного ископаемого налогоплательщиком были понесены, их размеры не превышали проектных нормативов потерь и были предметом контроля и согласования Бурятским управлением Госгортехнадзора.
Таким образом, налогоплательщик в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на добычу полезных ископаемых правомерно применил ставку 0 процентов к тому объему фактических потерь, которые не превышали установленные проектные нормативы потерь при добыче серебра, поэтому налоговой инспекцией необоснованно доначислен налог на добычу полезных ископаемых за первый и второй кварталы 2002 года в сумме 424 845 рублей.
С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 23 октября 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2842/03-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.01.2004 N А10-2842/03-20-Ф02-4871/03-С1 ПО ДЕЛУ N А10-2842/03-20
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2004 г. N А10-2842/03-20-Ф02-4871/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия - Ходоевой В.Г. (доверенность от 20.10.2003 N 150),
от открытого акционерного общества "Бурятзолото" - Атриковой О.К. (доверенность от 05.01.2004 N 96),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 23 октября 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2842/03-20 (суд первой инстанции - Григорьева И.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Бурятзолото" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 16.04.2003 N 0323-14-459 в части взыскания 424 845 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
Решением суда от 23 октября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда о наличии у ОАО "Бурятзолото" права при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применять налоговую ставку 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Из кассационной жалобы следует, что до вступления в силу Правил по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001, порядок утверждения таких нормативов регулировался Инструкцией по согласованию годовых планов развития горных пород, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.99 N 85. Поскольку названные Правила вступили в силу только с 01.01.2002, нормативы потерь на 2002 год подлежали утверждению в соответствии с указанной Инструкцией в годовом плане развития горных пород до 15.12.2001. Поэтому, как считает налоговый орган, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзор России совместным письмом разъяснили, что утвержденные в установленном порядке нормативы потерь на 2002 год повторному утверждению не подлежат.
Также заявитель указывает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь налогообложение должно производиться в общеустановленном порядке.
ОАО "Бурятзолото" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что фактические потери при добыче серебра не превышали проектные нормативы потерь по соответствующим рудникам, а также нормативы потерь, утвержденные на 2003 год, которые Бурятское управление Госгортехнадзора признало плановыми и на 2002 год.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией при проведении выездной налоговой проверки выявлена неполная уплата ОАО "Бурятзолото" налога на добычу полезных ископаемых за первый и второй кварталы 2002 года, в том числе в результате неправомерного применения обществом налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь при добыче серебра в отсутствие утвержденных нормативов потерь при добыче серебра на 2002 год.
По результатам проверки составлен акт от 11.03.2003 N 0323-14-246 и принято решение от 16.04.2003 N 0323-14-459 о привлечении ОАО "Бурятзолото" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 38 266 рублей. Налогоплательщику предложено уплатить 457 368 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
ОАО "Бурятзолото" в судебном порядке оспаривает решение налоговой инспекции в части дополнительного начисления 424 845 рублей налога на добычу полезных ископаемых в связи с отсутствием утвержденных нормативов потерь при добыче серебра.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что налогоплательщиком не были утверждены нормативы потерь по серебру на 2002 год в связи с отсутствием механизма реализации Правил по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. Также судом учтено, что фактические потери серебра при его добыче в 2002 году не превышали проектные нормативы потерь при добыче серебра по соответствующим рудникам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Госгортехнадзор России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации письмами от 11.01.2002 N 04-35/26, 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и 13.08.2002 N АС-04-35/472 разъяснили, что в связи с отсутствием порядка нормирования согласование нормативов потерь по названным выше Правилам возможно только при рассмотрении планов развития горных работ на 2003 год.
Следовательно, налогоплательщик не имел возможности утвердить нормативы потерь по серебру на 2002 год в соответствии с названными Правилами.
Нормативы потерь при добыче серебра на 2003 года были утверждены в соответствии с пунктом 3 названных Правил, что подтверждается протоколом Бурятского управления Госгортехнадзора России от 18.02.2003 N 29, протоколами Бурятской территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 18.02.2003 NN 2, 3, утвержденными начальником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Бурятия.
Письмом от 14.04.2003 Бурятское управление Госгортехнадзора России сообщило ОАО "Бурятзолото" о том, что проектные потери серебра при переработке на Самартинской и Ирокиндинской ЗИФ в размере соответственно 49% и 47% считать плановыми на 2002 год.
Из материалов дела следует, что фактически потери при добыче серебра в 2002 году по соответствующим рудникам не превысили указанные нормативы, а также установленные техническими проектами соответствующих рудников нормативы потерь при добыче серебра.
Арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что фактические потери полезного ископаемого налогоплательщиком были понесены, их размеры не превышали проектных нормативов потерь и были предметом контроля и согласования Бурятским управлением Госгортехнадзора.
Таким образом, налогоплательщик в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на добычу полезных ископаемых правомерно применил ставку 0 процентов к тому объему фактических потерь, которые не превышали установленные проектные нормативы потерь при добыче серебра, поэтому налоговой инспекцией необоснованно доначислен налог на добычу полезных ископаемых за первый и второй кварталы 2002 года в сумме 424 845 рублей.
С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 23 октября 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2842/03-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)