Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2004 N А72-9823/03-Ш633

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 13 июля 2004 года Дело N 72-9823/03-Ш633






Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение от 12 апреля 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-9823/03-Ш633
по заявлению Открытого акционерного общества "Симбирск - Лада", г. Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконными ненормативных актов,
в соответствии со ст. 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 13.07.2004 до 9 час. 45 мин.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Симбирск - Лада" обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными: решения Инспекции МНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска N 480-04 от 16.10.2003 о привлечении к налоговой ответственности, требования N 16-04-12/10397 от 19.09.2003 о внесении изменений в декларации за 2000, 2001, 2002 гг., требования N 5638 от 16.10.2003 об уплате налога, требования N 5644 от 16.10.2003 об уплате налоговой санкции - и обязать Инспекцию МНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска произвести зачет образовавшейся переплаты по земельному налогу за 2001, 2002 гг. в сумме 405295 руб. 67 коп. в счет предстоящих платежей за землю.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Симбирск - Лада" уточнило заявление и просило исключить из заявленных требований признание недействительным требования налогового органа N 16-04-12/10397 о внесении изменений в декларацию за 2000 г.
Решением арбитражного суда от 12.04.2004 заявление в части признания недействительными решения и требований налогового органа удовлетворено. Требование о зачете выделено в отдельное производство.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска просит решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 30.07.2003 ОАО "Симбирск - Лада" поданы в Инспекцию МНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2000, 2001, 2002 гг.
19.09.2003 по результатам камеральной проверки деклараций налоговым органом направлено налогоплательщику требование N 16-04-12/10397 о внесении изменений в декларации в связи с неправильным применением ставок налога.
16.10.2003 ответчиком вынесено решение N 480-04 о привлечении к налоговой ответственности, по которому начислены: земельный налог за 2001 г. - в сумме 6080 руб. 02 коп., за 2002 г. - 82076 руб. 51 коп. и санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ. Заявитель при исчислении налога применил ставку земельного налога, установленную решениями Ульяновской городской Думы: в 2001 г. в размере 3,60 руб. на основании решения N 95 от 19.05.99, в 2002 г. - в размере 4,77 руб. на основании решения N 120 от 26.09.2001.
Налоговый орган при исчислении налога применил федеральную среднюю ставку земельного налога, предусмотренную Законом РФ "О плате за землю" с последовательным умножением действовавших бюджетных коэффициентов, начиная с 1994 г. по 2002 г.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, исходил из того, что при расчете земельного налога необходимо руководствоваться решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога на 1999 г.", а не средней ставкой, установленной ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными и основанными на действующем законодательстве в силу следующего.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким Законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 в соответствии с решением Городской Думы от 19.11.2003 N 140 утратило силу лишь с 01.01.2004, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости при исчислении земельного налога за 2001 - 2002 гг. руководствоваться вышеназванным решением.
Однако выводы суда в части исчисления суммы налога суд кассационной инстанции находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались Законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных Законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. Причем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон РФ "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 НК РФ.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 НК РФ.
Поэтому Общество при уплате земельного налога за 2001 г. должно было применить ставку земельного налога, утвержденного решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99, и умножить на коэффициент 1,2, установленный на 2000 г. Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", поскольку в 2001 г. для всех категорий земель применяются ставки, действовавшие в 2000 г., и умножить на площадь участка.
При уплате земельного налога за 2002 г. Общество должно было применить ставку земельного налога, утвержденного решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99, с применением повышающих коэффициентов, соответственно 1,2 и 2, установленных Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", поскольку в 2001 г. для всех категорий земель применяются ставки, действовавшие в 2000 г., и Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г.", устанавливающим коэффициент 2.
При таких обстоятельствах выводы Арбитражного суда Ульяновской области о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога применяются только на тот год, на который они установлены Федеральным законом, судебная коллегия находит несостоятельными, решение - подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо проверить обоснованность расчетов с позиции, изложенной в Постановлении кассационной инстанции.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 3 ст. 287, п. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 апреля 2004 г. по делу N А 72-9823/03-Ш633 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 июля 2004 года Дело N 72-9823/03-Ш633






Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение от 12 апреля 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-9823/03-Ш633
по заявлению Открытого акционерного общества "Симбирск - Лада", г. Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконными ненормативных актов,
в соответствии со ст. 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 13.07.2004 до 9 час. 45 мин.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Симбирск - Лада" обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными: решения Инспекции МНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска N 480-04 от 16.10.2003 о привлечении к налоговой ответственности, требования N 16-04-12/10397 от 19.09.2003 о внесении изменений в декларации за 2000, 2001, 2002 гг., требования N 5638 от 16.10.2003 об уплате налога, требования N 5644 от 16.10.2003 об уплате налоговой санкции - и обязать Инспекцию МНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска произвести зачет образовавшейся переплаты по земельному налогу за 2001, 2002 гг. в сумме 405295 руб. 67 коп. в счет предстоящих платежей за землю.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Симбирск - Лада" уточнило заявление и просило исключить из заявленных требований признание недействительным требования налогового органа N 16-04-12/10397 о внесении изменений в декларацию за 2000 г.
Решением арбитражного суда от 12.04.2004 заявление в части признания недействительными решения и требований налогового органа удовлетворено. Требование о зачете выделено в отдельное производство.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска просит решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 30.07.2003 ОАО "Симбирск - Лада" поданы в Инспекцию МНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2000, 2001, 2002 гг.
19.09.2003 по результатам камеральной проверки деклараций налоговым органом направлено налогоплательщику требование N 16-04-12/10397 о внесении изменений в декларации в связи с неправильным применением ставок налога.
16.10.2003 ответчиком вынесено решение N 480-04 о привлечении к налоговой ответственности, по которому начислены: земельный налог за 2001 г. - в сумме 6080 руб. 02 коп., за 2002 г. - 82076 руб. 51 коп. и санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ. Заявитель при исчислении налога применил ставку земельного налога, установленную решениями Ульяновской городской Думы: в 2001 г. в размере 3,60 руб. на основании решения N 95 от 19.05.99, в 2002 г. - в размере 4,77 руб. на основании решения N 120 от 26.09.2001.
Налоговый орган при исчислении налога применил федеральную среднюю ставку земельного налога, предусмотренную Законом РФ "О плате за землю" с последовательным умножением действовавших бюджетных коэффициентов, начиная с 1994 г. по 2002 г.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, исходил из того, что при расчете земельного налога необходимо руководствоваться решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога на 1999 г.", а не средней ставкой, установленной ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными и основанными на действующем законодательстве в силу следующего.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким Законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 в соответствии с решением Городской Думы от 19.11.2003 N 140 утратило силу лишь с 01.01.2004, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости при исчислении земельного налога за 2001 - 2002 гг. руководствоваться вышеназванным решением.
Однако выводы суда в части исчисления суммы налога суд кассационной инстанции находит несостоятельным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались Законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных Законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. Причем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон РФ "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 НК РФ.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 НК РФ.
Поэтому Общество при уплате земельного налога за 2001 г. должно было применить ставку земельного налога, утвержденного решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99, и умножить на коэффициент 1,2, установленный на 2000 г. Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", поскольку в 2001 г. для всех категорий земель применяются ставки, действовавшие в 2000 г., и умножить на площадь участка.
При уплате земельного налога за 2002 г. Общество должно было применить ставку земельного налога, утвержденного решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99, с применением повышающих коэффициентов, соответственно 1,2 и 2, установленных Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", поскольку в 2001 г. для всех категорий земель применяются ставки, действовавшие в 2000 г., и Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г.", устанавливающим коэффициент 2.
При таких обстоятельствах выводы Арбитражного суда Ульяновской области о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога применяются только на тот год, на который они установлены Федеральным законом, судебная коллегия находит несостоятельными, решение - подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо проверить обоснованность расчетов с позиции, изложенной в Постановлении кассационной инстанции.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 3 ст. 287, п. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 апреля 2004 г. по делу N А 72-9823/03-Ш633 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)