Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2008 N 07АП-5608/08 ПО ДЕЛУ N А67-5210/07

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2008 г. N 07АП-5608/08


06.11.2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зенкова С.А.,

судей: Залевской Е.А.,
Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.,
при участии:

- от заявителя: Аранжина А.В. по доверенности от 29.08.2008 г., паспорт;
- Велитченко Т.И. по доверенности от 29.08.2008 г., паспорт;
- Лаконкина А.В. по доверенности от 29.08.2008 г., паспорт;
- от заинтересованного лица: Каргапольцевой Е.Н. по доверенности от
- 21.08.2008 г.;
- Кудрявцева А.П. по доверенности от 05.11.2008 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СТС-Сервис"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 25.06.08 г. по делу N А67-5210/07
по заявлению ООО "СТС-Сервис"
к ИФНС России по г. Томску
о признании недействительным решения,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "СТС-Сервис" (далее по тексту - ООО "СТС-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Томску (далее по тексту - ИФНС, налоговый орган) о признании незаконным решения N 29/3-28в от 29.06.2007 г. в части пунктов 3.2 (частично) и 3.3 (полностью).
Решением Арбитражного суда Томской области от 25.06.08 г. по делу N А67-5210/07 в удовлетворении заявленного требования ООО "СТС-Сервис" о признании незаконным решения N 29/3-28в от 29.06.2007 г. в части пунктов 3.2 и 3.3 отказано.
Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, общество обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе ООО "СТС-Сервис" с решением не согласилось, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ИФНС в отзыве на апелляционную жалобу указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, на основании решений N 71/3-28в от 22.08.06 г. и N 60/3-28в от 26.09.06 г. должностными лицами ИФНС проведена выездная налоговая проверка ООО "СТС-Сервис" по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам: правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций за период с 01.01.05 г. по 31.12.05 г., налога на добавленную стоимость за период с 01.01.05 г. по 31.07.06 г.
Результаты выездной налоговой проверки зафиксированы в акте N 21/3-28в от 10.04.2007 года.
18.05.2007 г. принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, обществу предложено представить копии документов по которым проводилась выездная налоговая проверка.
29.06.2007 года по итогам рассмотрения представленных документов и материалов проверки было принято решение N 29/3-28в о привлечении к ответственности за совершение налоговое правонарушение ООО "СТС-Сервис".
Полагая данное решение незаконным в части пунктов 3.2 и 3.3, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
В судебном заседании заявитель не доказал факт нахождения спорных скважин у него в собственности или в аренде, а также то, что эти скважины считаются вновь пробуренными и введенными в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Из материалов дела следует, что скважины 180, 181, 183 находятся на 87 лицензионном участке недр Западно-Лугинецком - месторождении Томской области, Парабельского района, право на использование недр которого ООО "СТС-Сервис" получил в установленном законом порядке, путем участия в аукционных торгах.
Право пользования недрами Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения подтверждено Лицензией, неотъемлемой частью которой является Лицензионное соглашение, определяющее порядок и условия использования недр.
На всех лицензионных участках Российская Федерация для определения запасов проводило геологоразведочные работы, в Томской области их проводило Государственное объединение Томскнефтегазгеология (с 1995 года ОАО "Томскнефтегазгеология"), на балансе которого числились указанные скважины. (Постановление Правительства Российской Федерации N 499 от 20.05.1994 г.). Впоследствии указанные скважины были ликвидированы в установленном законом порядке в силу Закона "О недрах", а также Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 56) и Инструкции "О Порядке ликвидации, консервации скважин..." N 22 от 22.05.2002 года.
Пунктом 2.1. указанной выше Инструкции ликвидация скважин происходит в случаях, когда ее дальнейшее функциональное назначение невозможно или пользователь недр принял решение не использовать данное сооружение.
В связи с изложенным апелляционный суд полагает обоснованным довод ООО "СТС-Сервис" о том, что утверждение налогового органа о произведении на скважинах ремонта, либо каких-то работ на "ликвидированных скважинах" не соответствует фактическим обстоятельствам. Объект, которого нет, можно только заново построить. Следовательно, право собственности на указанные скважины может быть получено только в том случае, если скважина, будет построена и введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Документы, свидетельствующие о том, что план пробной эксплуатации согласован в Госгортехнадзоре у ООО "СТС-Сервис" имеются.
Апелляционный суд приходит к выводу, что обществом соблюдены все условия для применения налоговых вычетов, для проведения текущих камеральных проверок, выездной налоговой проверки организация представила в ИФНС все необходимые документы, а именно счета-фактуры, акты выполненных работ, товарные накладные, КС-2, КС-3, книги покупок и продаж, расчеты, карточки счетов, лицензионное соглашение и другие документы по требованию налогового органа.
В связи с чем, апелляционный суд полагает, что суммы НДС в размере 16 099 541 рублей были предъявлены к вычету обществом правомерно.
Решением N 29/3-28в от 29.06.2007 г. также обществу отказано в вычете в декабре 2005 года в сумме 167 796 рублей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 261 НК РФ к расходам на освоение природных ресурсов относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах.
Пунктом 2 статьи 261 НК РФ предусмотрено, что расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 НК РФ. Расходы, предусмотренные абзацем 3 пункта 1 статьи 261 НК РФ, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев.
Абзацами 5, 6 пункта 3 статьи 325 НК РФ предусмотрено, что текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (в том числе расходы на оплату труда, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией временных сооружений, и иные подобные расходы), а также расходы на доразведку месторождения или его участков, находящихся в пределах горного или земельного отвода организации, в полной сумме включаются в состав расходов того отчетного (налогового периода), в котором они произведены. При этом к расходам на доразведку относятся расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям.
Указанный порядок учета относится к расходам по всем геолого-поисковым и геологоразведочным работам, в том числе осуществленным расходам по работам, признаваемым безрезультатными, бесперспективными, либо продолжение которых признано нецелесообразным.
Из материалов дела следует, что между ООО "СТС-Сервис" и ТомскНИПИнефть ВНК был заключен договор подряда, согласно которому ТомскНИПИнефть ВНК выполняло работы по анализу и обоснованием геологоразведочных работ - экспертной оценкой запасов и ресурсов нефти месторождений, и структур, подготовленных к глубокому бурению в пределах 87 (Западно-Лугинецкого) лицензионного участка.
Апелляционный суд соглашается с мнением налогоплательщика, что в силу статьи 325 НК РФ расходы, произведенные по указанному договору не являются расходами, связанными с созданием объектом капитального строительства, а являются общими расходами по осваиваемому месторождению в целом.
Обществом данный вид расходов принят к учету в 2005 году, в бухгалтерском учете отражается на счет 97 как "Расходы будущих периодов".
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 93-О от 15.02.2005 г., название статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации - "Порядок применения налоговых вычетов", и буквальный смысл абзаца второго ее пункта 1 позволяют сделать однозначный вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Факты выполнения работ, оплаты и принятия их на учет подтверждены документами и не оспаривается налоговым органом.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к мнению о необоснованности вывода налогового органа и суда первой инстанции о правомерности отказа в вычете по налогу на добавленную стоимость в размере 167 796 рублей.
Налоговым органом в решении N 29/3-28в от 29.06.2007 года сделан вывод о неправомерности принятия налогоплательщиком в качестве расходов для исчисления налога на прибыль денежной суммы в размере 3 150 000 рублей по договору от 01.06.2005 года, заключенному ООО "СТС-Сервис" с ООО "Управляющая компания "Малка", на оказание консультационных услуг в связи с их экономической неоправданностью и отсутствием документального подтверждения. В решении налоговый орган делает вывод, что деятельность ООО "Управляющая компания "Малка" не приводит в ООО "СТС-Сервис" к положительному финансовому результату. Апелляционный суд не может принять данный вывод в качестве вывода влекущего отказ в принятии налогоплательщиком в качестве расходов для исчисления налога на прибыль денежной суммы в размере 3 150 000 рублей, так как он сделан на основе предположений.
Согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В силу подпунктов 14, 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 г. N 320-О-П Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует налогообложение прибыли организаций и устанавливает в этих целях определенную соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли. Так, перечень затрат, подлежащих включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, содержит материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, включая расходы на ремонт основных средств, направленные на развитие производства и сохранение его прибыльности (статьи 253 - 255, 260 - 264 Налогового кодекса Российской Федерации). Этот же критерий прямо обозначен в абзаце четвертом пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации как основное условие признания затрат обоснованными или экономически оправданными: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из этого же исходит и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавший в Постановлении от 12 октября 2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды, как отмечается в том же Постановлении, не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала.
Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Проанализировав нормы указанных выше статей Налогового кодекса РФ, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности мнения общества о том, экономическая обоснованность расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а общей целевой направленностью на получение дохода в результате всей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
На основании изложенного выше, апелляционный суд приходит к мнению о недоказанности вывода налогового органа о неправомерности принятия ООО "СТС-Сервис" в качестве расходов для исчисления налога на прибыль денежная сумма в размере 3 150 000 рублей.
Из совокупности доказательств не усматривается наличия признаков недобросовестности налогоплательщика, а доводы налогового органа являются необоснованными.
По смыслу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 г. N 329-О и пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщиков и их контрагентов возложена на налоговые органы.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Такой же правовой позиции придерживается Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъяснивший в Постановлении от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным решение ИФНС России по г. Томску N 29/3-28в от 29.06.2007 г. по п. 3.2. в сумме 16 267 337 руб., по п. 3.3. в сумме 3 150 000 руб.
Исходя из изложенного ранее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Томску взыскиваются в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТС-Сервис" расходы по государственной пошлине пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (п. 2), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 25.06. 2008 г. по делу N А67-5210/07 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску N 29/3-28в от 29.06.2007 г. по п. 3.2. в сумме 16 267 337 руб., по п. 3.3. в сумме 3 150 000 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Томску в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТС-Сервис" расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.А.ЗЕНКОВ

Судьи
Е.А.ЗАЛЕВСКАЯ
С.Н.ХАЙКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)