Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 июля 2004 года Дело N Ф04-5027/2004(А46-3120-31)
Закрытое акционерное общество "Сибкорн" (далее - ЗАО "Сибкорн") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 30.09.2003 N 368 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования от 30.09.2003 N 11207 об уплате налога и требования от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
В судебном заседании до принятия судом решения по существу спора представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет заявленных требований и просил признать недействительными решение от 30.09.2003 N 368 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции исходил из того, что решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации ставки, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, вступили в действие с 01.01.2003, следовательно, при определении размера земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, подлежит применению ставка налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,0 руб. / кв. м в год.
Коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке не могут быть применены, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При этом апелляционная инстанция указала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по иным основаниям, поскольку является необоснованным содержащийся в оспариваемом решении налогового органа вывод о необходимости исчисления налога на землю за 2003 год с применением повышающего коэффициента 2, установленного Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять постановление об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Сибкорн" требований.
Полагает, что при исчислении налога на землю в 2003 году необходимо применять ставки, установленные решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом требований Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", а именно с коэффициентом 2, и с учетом Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с коэффициентом 1,8).
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Сибкорн" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Сибкорн" поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Сибкорн" 30.06.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
Специалистами налоговой инспекции была проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой было вынесено решение от 30.09.2003 N 368 о доначислении земельного налога за 2003 год в сумме 368595 руб. и о привлечении ЗАО "Сибкорн" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20080,76 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период.
Впоследствии налоговой инспекцией на основании указанного решения в адрес налогоплательщика были направлены требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции в указанных выше размерах.
Не соглашаясь с оспариваемым решением и требованиями налоговой инспекции, ЗАО "Сибкорн" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя по делу без изменения судебные акты арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате ЗАО "Сибкорн" в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" (ставка налога по 33-й оценочной зоне составляла 4,08 руб. / кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение налоговой от 30.09.2003 N 368 и требования от 06.11.2003 N 13786, а также от 30.09.2003 N 11219 обоснованно признаны арбитражным судом недействительными.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что мотивировочная часть постановления апелляционной инстанции подлежит изменению, поскольку содержащийся в ней вывод основан на ошибочном толковании норм налогового и бюджетного законодательства, следовательно, мотивировочная часть решения суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-749/03 (А-114/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 26 июля 2004 года Дело N Ф04-5027/2004(А46-3120-31)
Закрытое акционерное общество "Сибкорн" (далее - ЗАО "Сибкорн") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 30.09.2003 N 368 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования от 30.09.2003 N 11207 об уплате налога и требования от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
В судебном заседании до принятия судом решения по существу спора представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет заявленных требований и просил признать недействительными решение от 30.09.2003 N 368 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции исходил из того, что решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации ставки, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, вступили в действие с 01.01.2003, следовательно, при определении размера земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, подлежит применению ставка налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,0 руб. / кв. м в год.
Коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке не могут быть применены, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При этом апелляционная инстанция указала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по иным основаниям, поскольку является необоснованным содержащийся в оспариваемом решении налогового органа вывод о необходимости исчисления налога на землю за 2003 год с применением повышающего коэффициента 2, установленного Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять постановление об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Сибкорн" требований.
Полагает, что при исчислении налога на землю в 2003 году необходимо применять ставки, установленные решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом требований Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", а именно с коэффициентом 2, и с учетом Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с коэффициентом 1,8).
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Сибкорн" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Сибкорн" поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Сибкорн" 30.06.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
Специалистами налоговой инспекции была проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой было вынесено решение от 30.09.2003 N 368 о доначислении земельного налога за 2003 год в сумме 368595 руб. и о привлечении ЗАО "Сибкорн" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20080,76 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период.
Впоследствии налоговой инспекцией на основании указанного решения в адрес налогоплательщика были направлены требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции в указанных выше размерах.
Не соглашаясь с оспариваемым решением и требованиями налоговой инспекции, ЗАО "Сибкорн" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя по делу без изменения судебные акты арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате ЗАО "Сибкорн" в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" (ставка налога по 33-й оценочной зоне составляла 4,08 руб. / кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение налоговой от 30.09.2003 N 368 и требования от 06.11.2003 N 13786, а также от 30.09.2003 N 11219 обоснованно признаны арбитражным судом недействительными.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что мотивировочная часть постановления апелляционной инстанции подлежит изменению, поскольку содержащийся в ней вывод основан на ошибочном толковании норм налогового и бюджетного законодательства, следовательно, мотивировочная часть решения суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-749/03 (А-114/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.07.2004 N Ф04-5027/2004(А46-3120-31)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 июля 2004 года Дело N Ф04-5027/2004(А46-3120-31)
Закрытое акционерное общество "Сибкорн" (далее - ЗАО "Сибкорн") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 30.09.2003 N 368 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования от 30.09.2003 N 11207 об уплате налога и требования от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
В судебном заседании до принятия судом решения по существу спора представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет заявленных требований и просил признать недействительными решение от 30.09.2003 N 368 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции исходил из того, что решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации ставки, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, вступили в действие с 01.01.2003, следовательно, при определении размера земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, подлежит применению ставка налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,0 руб. / кв. м в год.
Коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке не могут быть применены, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При этом апелляционная инстанция указала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по иным основаниям, поскольку является необоснованным содержащийся в оспариваемом решении налогового органа вывод о необходимости исчисления налога на землю за 2003 год с применением повышающего коэффициента 2, установленного Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять постановление об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Сибкорн" требований.
Полагает, что при исчислении налога на землю в 2003 году необходимо применять ставки, установленные решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом требований Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", а именно с коэффициентом 2, и с учетом Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с коэффициентом 1,8).
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Сибкорн" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Сибкорн" поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Сибкорн" 30.06.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
Специалистами налоговой инспекции была проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой было вынесено решение от 30.09.2003 N 368 о доначислении земельного налога за 2003 год в сумме 368595 руб. и о привлечении ЗАО "Сибкорн" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20080,76 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период.
Впоследствии налоговой инспекцией на основании указанного решения в адрес налогоплательщика были направлены требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции в указанных выше размерах.
Не соглашаясь с оспариваемым решением и требованиями налоговой инспекции, ЗАО "Сибкорн" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя по делу без изменения судебные акты арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате ЗАО "Сибкорн" в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" (ставка налога по 33-й оценочной зоне составляла 4,08 руб. / кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение налоговой от 30.09.2003 N 368 и требования от 06.11.2003 N 13786, а также от 30.09.2003 N 11219 обоснованно признаны арбитражным судом недействительными.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что мотивировочная часть постановления апелляционной инстанции подлежит изменению, поскольку содержащийся в ней вывод основан на ошибочном толковании норм налогового и бюджетного законодательства, следовательно, мотивировочная часть решения суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-749/03 (А-114/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 июля 2004 года Дело N Ф04-5027/2004(А46-3120-31)
Закрытое акционерное общество "Сибкорн" (далее - ЗАО "Сибкорн") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 30.09.2003 N 368 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования от 30.09.2003 N 11207 об уплате налога и требования от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
В судебном заседании до принятия судом решения по существу спора представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет заявленных требований и просил признать недействительными решение от 30.09.2003 N 368 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2003 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции исходил из того, что решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации ставки, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, вступили в действие с 01.01.2003, следовательно, при определении размера земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, подлежит применению ставка налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,0 руб. / кв. м в год.
Коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке не могут быть применены, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При этом апелляционная инстанция указала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по иным основаниям, поскольку является необоснованным содержащийся в оспариваемом решении налогового органа вывод о необходимости исчисления налога на землю за 2003 год с применением повышающего коэффициента 2, установленного Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять постановление об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Сибкорн" требований.
Полагает, что при исчислении налога на землю в 2003 году необходимо применять ставки, установленные решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом требований Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", а именно с коэффициентом 2, и с учетом Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с коэффициентом 1,8).
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Сибкорн" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Сибкорн" поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Сибкорн" 30.06.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год.
Специалистами налоговой инспекции была проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой было вынесено решение от 30.09.2003 N 368 о доначислении земельного налога за 2003 год в сумме 368595 руб. и о привлечении ЗАО "Сибкорн" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20080,76 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период.
Впоследствии налоговой инспекцией на основании указанного решения в адрес налогоплательщика были направлены требование от 06.11.2003 N 13786 об уплате налога и требование от 30.09.2003 N 11219 об уплате налоговой санкции в указанных выше размерах.
Не соглашаясь с оспариваемым решением и требованиями налоговой инспекции, ЗАО "Сибкорн" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя по делу без изменения судебные акты арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 33 - в размере 7,0 руб. / кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате ЗАО "Сибкорн" в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" (ставка налога по 33-й оценочной зоне составляла 4,08 руб. / кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение налоговой от 30.09.2003 N 368 и требования от 06.11.2003 N 13786, а также от 30.09.2003 N 11219 обоснованно признаны арбитражным судом недействительными.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что мотивировочная часть постановления апелляционной инстанции подлежит изменению, поскольку содержащийся в ней вывод основан на ошибочном толковании норм налогового и бюджетного законодательства, следовательно, мотивировочная часть решения суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-749/03 (А-114/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)