Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.10.2006, 10.10.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-12227/06

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


3 октября 2006 г. Дело N А41-К2-12227/06

10 октября 2006 г. текст решения изготовлен в полном объеме.
03 октября 2006 г. в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи К., протокол судебного заседания ведет судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "ДЭПП-К" к МРИ ФНС России N 18 по Московской области о признании недействительными решений, при участии в заседании от истца: К. - представитель, дов. от 24.11.2005; от ответчика: Ф. - дов. N 02-969 от 21.03.2006,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ДЭПП-К" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Московской области от 15.05.2006 N 218, 219, 221, 222, 224 - 232 в части отказа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2337550 руб. за период с 01.01.2005 по 31.01.2006.
В обоснование заявленных требований ООО "ДЭПП-К" указало, что изменение ставки налога на игорный бизнес в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, ухудшает его положение и создает менее благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности.
Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 18 по Московской области, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать. В обоснование возражений указал, что на территории Московской области установлены ставки налога на игорный бизнес в пределах размера ставок налога, установленных федеральным законодательством, а именно, ст. 369 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснение сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил, что 22.04.2004 МРИ ФНС России N 18 по Московской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО "ДЭПП-К" за N 1045003850980, о чем выдано свидетельство серии 50 N 004058862 (т. 1 л.д. 49).
ООО "ДЭПП-К" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на основании лицензии N 004949 от 15.07.2004, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму (т. 1 л.д. 54).
За налоговые периоды январь - декабрь 2005 г. и январь 2006 г. налогоплательщиком исчислен и уплачен в бюджет налог на игорный бизнес в общей сумме 6852550 руб. (т. 1 л.д. 55, т. 2 л.д. 7 - 21).
Посчитав, что по ранее представленным в инспекцию налоговым декларациям по налогу на игорный бизнес за период с 01.01.2005 по 31.01.2006 обществом неправильно исчислен и переплачен налог на игорный бизнес, ООО "ДЭПП-К" 28 февраля 2006 г. представило в МРИ ФНС России N 18 по Московской области уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за январь - декабрь 2005 г. и январь 2006 г., в которых пересчитало сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по ставкам налога, установленным Законом Московской области от 02.10.2003 N 115/2003-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области", действовавшим на момент его государственной регистрации, в соответствии с которыми исчислило налог на игорный бизнес, подлежащий уплате в бюджет за указанные периоды, в общей сумме 4515000 руб. (т. 1 л.д. 79 - 150, т. 2 л.д. 1 - 6).
03 марта 2006 г. ООО "ДЭПП-К" обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2323550 руб. на расчетный счет организации (т. 1 л.д. 33 - 34).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций руководителем инспекции приняты решения от 15.05.2006:
- - N 218 о доначислении организации за январь 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 70200 руб. (т. 1 л.д. 7 - 8);
- - N 219 о доначислении организации за февраль 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 71500 руб. (т. 1 л.д. 9 - 10);
- - N 221 о доначислении организации за март 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 73775 руб. (т. 1 л.д. 11 - 12);
- - N 222 о доначислении организации за апрель 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 75725 руб. (т. 1 л.д. 13 - 14);
- - N 224 о доначислении организации за май 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 76375 руб. (т. 1 л.д. 15 - 16);
- - N 225 о доначислении организации за июнь 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 76700 руб. (т. 1 л.д. 17 - 18);
- - N 226 о доначислении организации за июль 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 76700 руб. (т. 1 л.д. 19 - 20);
- - N 227 о доначислении организации за август 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 75075 руб. (т. 1 л.д. 21 - 22);
- - N 228 о доначислении организации за сентябрь 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 280000 руб. (т. 1 л.д. 23 - 24);
- - N 229 о доначислении организации за октябрь 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 307500 руб. (т. 1 л.д. 25 - 26);
- - N 230 о доначислении организации за ноябрь 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 305000 руб. (л.д. 27 - 28);
- - N 231 о доначислении организации за декабрь 2005 г. налога на игорный бизнес в сумме 300000 руб. (т. 1 л.д. 29 - 30);
- - N 232 о доначислении организации за январь 2006 г. налога на игорный бизнес в сумме 549200 руб. (т. 1 л.д. 31 - 32).
Не согласившись с решениями инспекции, ООО "ДЭПП-К" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению общества, расчет налога на игорный бизнес по ставкам, установленным Законами Московской области от 23.11.2004 N 149/2004-ОЗ и от 21.07.2005 N 187/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области" ухудшает его положение как налогоплательщика и противоречит п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд отклоняет ссылку общества на положения абзаца 2 п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ, поскольку, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 445-О, на которое заявитель также ссылается, положения законов, не устанавливающие правила о повороте к худшему при регулировании отношений, возникших до дня официального введения нового регулирования, не нарушают конституционных прав заявителей. А законодатель имеет право принимать и изменять федеральные законы, регулирующие общие принципы налогообложения.
Понятие "порядок налогообложения", используемое в Законе N 88-ФЗ, не являющемся нормативным актом, регулирующим вопросы налогообложения, не содержится ни в одном законодательном акте о налогах и сборах, включая и Налоговый кодекс Российской Федерации. Также термин "порядок налогообложения" не включен в состав элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 НК РФ.
Так как изменение ставок налога на игорный бизнес не относится к изменению порядка налогообложения и, следовательно, не может ухудшать положения заявителя как налогоплательщика.
Предельные размеры ставок налога на игорный бизнес определены статьей 369 НК РФ, в соответствии с которой налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в указанных в этой статье пределах.
Из производного характера полномочий субъекта РФ на установление налога вытекает и его право конкретизировать общие правовые положения федеральных законов, в том числе детально определять способы исчисления конкретных ставок (Определение Конституционного Суда РФ N 342-О от 10.07.2003).
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в Определении от 01.07.1999 N 111-О, на которое ссылается заявитель, состоит в том, что такое регулирование не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, то есть нарушать конституционный принцип равенства.
На территории Московской области ставки налога на игорный бизнес установлены Законом Московской области от 02.10.2003 N 115/2003-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области", которые изменялись Законами Московской области от 23.11.2004 N 149/2004-ОЗ и от 21.07.2005 N 187/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области". Ставки введены в равных размерах для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса на территории Московской области, и не являются дискриминирующими по отношению к их отдельным категориям.
Более того, ставки налога на игорный бизнес установлены Законами Московской области от 23.11.2004 N 149/2004-ОЗ и от 21.07.2005 N 187/2005-ОЗ в пределах размеров ставок, установленных федеральным законодателем в ст. 369 НК РФ, действовавшей на момент регистрации заявителя. Данный факт заявителем не оспаривается.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П, на которое ссылается заявитель, говорится о необходимости соблюдения принципа равенства единого налогового режима для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
То есть, позиция Конституционного Суда РФ сводится к незаконности возложения на субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налогов и сборов, от которых они были освобождены на момент их государственной регистрации.
Между тем, в силу прямого указания в пп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Однако, изменение налоговой ставки Законами Московской области от 23.11.2004 N 149/2004-ОЗ и от 21.07.2005 N 187/2005-ОЗ не является возложением на заявителя ранее не предусмотренных законодательством новых для него обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес, а также обязанности по представлению в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций по этому налога.
Согласно ст. 17 НК РФ налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, а не налоговой льготой, от использования которой налогоплательщик вправе в соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ отказаться, применение регрессивной шкалы ставок по налогу на игорный бизнес, установленных ст. 369 НК РФ, является обязательным.
ООО "ДЭПП-К" не оспаривается, что и до января 2005 г. исходя из вида осуществляемой деятельности и других установленных законом критериев, определяющих статус налогоплательщика, оно являлось плательщиком налога на игорный бизнес. Все элементы налогообложения налогом на игорный бизнес, определенные главой 29 НК РФ, использовались ООО "ДЭПП-К" в период осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности до января 2005 г. в целях исчисления налога на игорный бизнес.
Статья 369 НК РФ, которой установлены предельные ставки налога на игорный бизнес, действовала на момент регистрации ООО "ДЭПП-К".
Изменение ставок налога на игорный бизнес не изменило условий и порядка налогообложения, не повлекло в целом изменения системы налогообложения деятельности общества в области игорного бизнеса, носит инфляционно-корректирующий характер и направлено на соблюдение баланса публичного и частного интересов.
Поэтому, по мнению суда, не имеется препятствий для применения обществом положений ст. 369 НК РФ и Законов Московской области от 23.11.2004 N 149/2004-ОЗ и от 21.07.2005 N 187/2005-ОЗ при расчете суммы налога на игорный бизнес в спорный период.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция правомерно приняла оспариваемые решения, применив при расчете налога на игорный бизнес в спорных периодах ставки налога, установленные Законами Московской области от 23.11.2004 N 149/2004-ОЗ и от 21.07.2005 N 187/2005-ОЗ в пределах размера ставок, установленных федеральным законодателем в ст. 369 НК РФ, действовавшей на момент регистрации заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)