Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от общества Черняева А.С. по доверенности от 03.05.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2011 года по делу N А05-3558/2011 (судья Чурова А.А.),
установил:
Вельское городское потребительское общество (далее - общество, Вельское горпо) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе внести в справку о состоянии расчетов сведения об утрате возможности взыскания следующей задолженности: прочих местных налогов и сборов в сумме 21 736 руб. 68 коп., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 294 840 руб. 04 коп., штрафных санкций по налогу на доходы: физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 184 782 руб. 59 коп. и 38 675 руб. 31 коп. пеней, пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 14 371 руб. 56 коп., штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 6517 руб. 99 коп., пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 32 588 руб. 61 коп., штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 17 380 руб. 97 коп., пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 29 776 руб. 90 коп., штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 2172 руб. 99 коп., а также о возложении обязанности выдать справку о состоянии расчетов с указанием сведений об утрате возможности взыскания этой задолженности.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.2011 по делу N А05-3558/2011 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, в связи с этим инспекция не вправе выдать обществу справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 16.12.2010 с отражением в ней информации о невозможности взыскания указанных выше сумм в принудительном порядке.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило. В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы, просит решение оставить без изменения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассматривается в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Вельское горпо обратилось в налоговую инспекцию с запросом от 16.12.2010 исх. N 771 о предоставлении для участия в конкурсе справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам без учета недоимок, по которым истек срок исковой давности взыскания.
Инспекция выдала обществу справку N 35025 о состоянии расчетов на 16.12.2010, в которой указала наличие у него задолженности по налогам, пеням, штрафам. При этом в сопроводительном письме от 17.12.2010 N 229 отразила, что форма справки N 39-1 утверждена приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н и не предусматривает указание информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке.
Не согласившись с оспариваемыми действиями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки, утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, и форма справки N 39-1, утвержденная приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, не предусматривают отражения в них сведений о невозможности принудительного взыскания задолженности.
В материалах дела усматривается, что налоговый орган по заявлению общества выдал ему справку N 35025 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 16.12.2010, в которой отразил наличие задолженности в следующих размерах:
- по прочим местным налогам и сборам в сумме 21 736 руб. 68 коп.,
- по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 294 840 руб. 04 коп.,
- по штрафным санкциям по НДФЛ в размере 184 782 руб. 59 коп.,
- по пеням по НДФЛ в размере 38 675 руб. 31 коп.,
- по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 14 371 руб. 56 коп.,
- по штрафным санкциям по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 6517 руб. 99 коп.,
- по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 32 588 руб. 61 коп.,
- по штрафным санкциям по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 17 380 руб. 97 коп.,
- по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 2 9776 руб. 90 коп.,
- по штрафным санкциям по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 2172 руб. 99 коп.
Вместе с тем, задолженность по прочим местным налогам и сборам возникла у общества до 23.06.2005, по налогу на пользователей автомобильных дорог - до 01.01.2004, штрафные санкции по НДФЛ начислены решением от 29.12.2005, пени по налогам в указанных суммах рассчитаны по состоянию на 01.01.2004.
В данной справке о состоянии расчетов N 35025 информация о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке не отражена.
Вместе с тем тот факт, что описанная выше задолженность является нереальной к взысканию в принудительном порядке, не оспаривается налоговым органом.
Инспекция считает правомерным отражение в справке наличие данной задолженности без указания на утрату возможности ее взыскания, ссылаясь при этом на отсутствие судебного акта, которым задолженность признана безнадежной к взысканию.
Апелляционная коллегия считает позицию налогового органа ошибочной.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, установленные НК РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
В связи с этим должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, действительно не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, исключать из лицевого счета налогоплательщика нереальные к взысканию долги по налогам и сборам.
В рассматриваемом случае спорная задолженность не подлежит взысканию с общества и оснований для ее списания из карточки у инспекции не имеется.
В то же время неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
Таким образом, лицевой счет налогоплательщика должен содержать достоверную информацию, отражающую действительную обязанность плательщика налогов и сборов, на основании которой формируются справки о расчетах с бюджетом, выдаваемые налогоплательщикам по их запросу.
Приказ, которым утверждена форма справки, не предусматривающая информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Кроме того, по данному делу общество не заявляет требования о списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам как признанных безнадежными к взысканию, а просит указать в справке о состоянии расчетов на утрату возможности их принудительного взыскания.
В связи с этим апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что действия налогового органа по указанию в спорной справке задолженности без отражения сведений об утрате налоговым органом возможности ее взыскания в отношении той задолженности, срок для взыскания которой истек, являются неправомерным. Данные сведения должны быть отражены в лицевом счете налогоплательщика.
Обязанность на инспекцию по восстановлению нарушенного права и законных интересов общества в установленном законом порядке возложена правомерно, в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права соблюдены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2011 года по делу N А05-3558/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2011 ПО ДЕЛУ N А05-3558/2011
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2011 г. по делу N А05-3558/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от общества Черняева А.С. по доверенности от 03.05.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2011 года по делу N А05-3558/2011 (судья Чурова А.А.),
установил:
Вельское городское потребительское общество (далее - общество, Вельское горпо) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе внести в справку о состоянии расчетов сведения об утрате возможности взыскания следующей задолженности: прочих местных налогов и сборов в сумме 21 736 руб. 68 коп., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 294 840 руб. 04 коп., штрафных санкций по налогу на доходы: физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 184 782 руб. 59 коп. и 38 675 руб. 31 коп. пеней, пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 14 371 руб. 56 коп., штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 6517 руб. 99 коп., пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 32 588 руб. 61 коп., штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 17 380 руб. 97 коп., пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 29 776 руб. 90 коп., штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 2172 руб. 99 коп., а также о возложении обязанности выдать справку о состоянии расчетов с указанием сведений об утрате возможности взыскания этой задолженности.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.2011 по делу N А05-3558/2011 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, в связи с этим инспекция не вправе выдать обществу справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 16.12.2010 с отражением в ней информации о невозможности взыскания указанных выше сумм в принудительном порядке.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило. В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы, просит решение оставить без изменения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассматривается в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Вельское горпо обратилось в налоговую инспекцию с запросом от 16.12.2010 исх. N 771 о предоставлении для участия в конкурсе справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам без учета недоимок, по которым истек срок исковой давности взыскания.
Инспекция выдала обществу справку N 35025 о состоянии расчетов на 16.12.2010, в которой указала наличие у него задолженности по налогам, пеням, штрафам. При этом в сопроводительном письме от 17.12.2010 N 229 отразила, что форма справки N 39-1 утверждена приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н и не предусматривает указание информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке.
Не согласившись с оспариваемыми действиями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки, утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, и форма справки N 39-1, утвержденная приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, не предусматривают отражения в них сведений о невозможности принудительного взыскания задолженности.
В материалах дела усматривается, что налоговый орган по заявлению общества выдал ему справку N 35025 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 16.12.2010, в которой отразил наличие задолженности в следующих размерах:
- по прочим местным налогам и сборам в сумме 21 736 руб. 68 коп.,
- по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 294 840 руб. 04 коп.,
- по штрафным санкциям по НДФЛ в размере 184 782 руб. 59 коп.,
- по пеням по НДФЛ в размере 38 675 руб. 31 коп.,
- по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 14 371 руб. 56 коп.,
- по штрафным санкциям по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 6517 руб. 99 коп.,
- по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 32 588 руб. 61 коп.,
- по штрафным санкциям по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 17 380 руб. 97 коп.,
- по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 2 9776 руб. 90 коп.,
- по штрафным санкциям по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, в размере 2172 руб. 99 коп.
Вместе с тем, задолженность по прочим местным налогам и сборам возникла у общества до 23.06.2005, по налогу на пользователей автомобильных дорог - до 01.01.2004, штрафные санкции по НДФЛ начислены решением от 29.12.2005, пени по налогам в указанных суммах рассчитаны по состоянию на 01.01.2004.
В данной справке о состоянии расчетов N 35025 информация о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке не отражена.
Вместе с тем тот факт, что описанная выше задолженность является нереальной к взысканию в принудительном порядке, не оспаривается налоговым органом.
Инспекция считает правомерным отражение в справке наличие данной задолженности без указания на утрату возможности ее взыскания, ссылаясь при этом на отсутствие судебного акта, которым задолженность признана безнадежной к взысканию.
Апелляционная коллегия считает позицию налогового органа ошибочной.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, установленные НК РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
В связи с этим должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, действительно не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, исключать из лицевого счета налогоплательщика нереальные к взысканию долги по налогам и сборам.
В рассматриваемом случае спорная задолженность не подлежит взысканию с общества и оснований для ее списания из карточки у инспекции не имеется.
В то же время неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
Таким образом, лицевой счет налогоплательщика должен содержать достоверную информацию, отражающую действительную обязанность плательщика налогов и сборов, на основании которой формируются справки о расчетах с бюджетом, выдаваемые налогоплательщикам по их запросу.
Приказ, которым утверждена форма справки, не предусматривающая информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Кроме того, по данному делу общество не заявляет требования о списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам как признанных безнадежными к взысканию, а просит указать в справке о состоянии расчетов на утрату возможности их принудительного взыскания.
В связи с этим апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что действия налогового органа по указанию в спорной справке задолженности без отражения сведений об утрате налоговым органом возможности ее взыскания в отношении той задолженности, срок для взыскания которой истек, являются неправомерным. Данные сведения должны быть отражены в лицевом счете налогоплательщика.
Обязанность на инспекцию по восстановлению нарушенного права и законных интересов общества в установленном законом порядке возложена правомерно, в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права соблюдены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2011 года по делу N А05-3558/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.В.ПОТЕЕВА
О.А.ТАРАСОВА
А.В.ПОТЕЕВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)