Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2004 N Ф04/2355-249/А75-2004

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 6 мая 2004 года Дело N Ф04/2355-249/А75-2004


До рассмотрения кассационной жалобы от ОАО "Сургутнефтегаз" поступило ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе в связи с ликвидацией Министерства имущественных отношений и выдачей представителю третьего лица доверенности за подписью заместителя министра Министерства имущественных отношений, которое в настоящее время упразднено.
Поскольку суду не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие ликвидацию Министерства имущественных отношений, ходатайство ОАО "Сургутнефтегаз" подлежит отклонению.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Министерства имущественных отношений на постановление Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.01.2004 по делу N А75-2385-Г/03 по иску открытого акционерного общества (ОАО) "Сургутнефтегаз" к специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (РФФИ) с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Министерства имущественных отношений Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам об урегулировании разногласий, возникших при заключении пяти договоров купли-продажи земельного участка N N ДПЗ 86/005-ДПЗ 86/009 от 13.05.2003. Истец просил пункт 2.1 договоров, определяющих выкупную цену земельных участков, принять в его редакции. Исковые требования обоснованы ссылками на пункт 1 статьи 422, пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ". По мнению истца, расчет стоимости земельных участков по данным договорам должен производиться по формуле: ставка земельного налога (2,21 руб. / кв. м x 1,8) x 10 (десятикратное увеличение) x на площадь земельного участка. При этом полагает, что применение повышающих бюджетных коэффициентов к ставкам земельного налога при расчете стоимости выкупаемых земельных участков противоречит содержанию и смыслу норм бюджетных законов, поскольку устанавливаются они на конкретный бюджетный год, являются срочными и по истечении года их действие прекращается.
Определением суда от 10.09.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
По ходатайству истца определением от 30.10.2003 судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Ханты-Мансийского регионального отделения Российского фонда федерального имущества - надлежащим ответчиком - специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" - и принят отказ истца от иска к Департаменту государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа с прекращением в отношении него производства по настоящему делу.
Решением суда от 05.12.2003 пункт 2.1 договоров принят в редакции ответчика.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2004 решение отменено. Принято новое решение. Пункт 2.1 договоров принят в редакции истца.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Российской Федерации просит постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на то, что обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального права в части определения цены земельных участков, полагает, что суд апелляционной инстанции при определении выкупной цены земельных участков необоснованно исходил из ставки земельного налога, установленной местными представителями органов власти без увеличения на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца считает кассационную жалобу необоснованной и просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Просит учесть, что истец, будучи землепользователем выкупаемых земельных участков, ежегодно выплачивал земельный налог, поэтому полагает, что в выкупную стоимость земельных участков повышающие коэффициенты земельного налога не должны включаться.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу судебного акта, заслушав представителя истца и третьего лица, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз", являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, являющихся государственной собственностью и находящихся у истца на праве бессрочного пользования, обратилось в Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа с заявкой на приватизацию данных земельных участков.
При заключении между сторонами пяти договоров купли-продажи земельных участков N N ДПЗ 86/005-ДПЗ 86/009 от 13.05.2003 сторонами не было достигнуто соглашение по пункту 2.1 договоров, определяющих выкупную цену земельных участков, в связи с чем разрешение вопроса о выкупной цене земельных участков передано сторонами на рассмотрение арбитражного суда.
Суд первой инстанции, исследуя материалы дела, согласился с редакцией ответчика пункта 2.1 договоров купли-продажи. При этом суд сослался на обоснованность расчета цены выкупа земельного участка, определенной ответчиком исходя из ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов (из расчета 19,08 руб. за квадратный метр с учетом коэффициентов за 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 годы).
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции и приняла за основу цену выкупа земельных участков, определенную истцом без учета поправочных коэффициентов.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что цена земельных участков рассчитана истцом в соответствии с действующим законодательством. Так, при расчете цены истец применил ставку земельного налога, утвержденную решением городской Думы города Сургута от 23.09.98 N 117-ИГД, с учетом повышающего коэффициента 1,8 на 2003 год, который выплачивается за конкретный налоговый период и установлен Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", а также коэффициента кратности ставки земельного налога для определения цены земли в размере 10, установленного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2002 N 530-п.
Кассационная инстанция считает, что цена земельных участков должна определяться на основании общих принципов гражданского оборота с учетом действующего законодательства, регулирующего вопросы купли-продажи земли: Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом принципов земельного законодательства.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 1, пункт 7, Земельного кодекса РФ).
Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.
Под платой за землю законодатель понимает земельный налог, арендную плату, нормативную цену земли, которая как третья форма платы за землю устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов.
В силу требований Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") с последующей индексацией ставок земельного налога, осуществленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995", и повышающих коэффициентов, включенных в федеральные законы о федеральном бюджете, собственники земли, землевладельцы и землепользователи обязаны выплачивать земельный налог с учетом повышающих коэффициентов.
Земельный налог выплачивается за конкретный налоговый период при наличии владения либо пользования земельным участком в указанный период.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Судом установлено, что ОАО "Сургутнефтегаз" до заключения договоров купли-продажи являлось землепользователем данных земельных участков и выплатило налог с повышающими коэффициентами.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из предмета настоящего спора - установление цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земли.
Поскольку ОАО "Сургутнефтегаз" как покупатель земли на период заключения договоров купли-продажи не являлось собственником земельных участков и ими не пользовалось, оснований для применения земельного налога с повышающими коэффициентами при определении выкупной цены земельных участков у суда первой инстанции не имелось.
Действующим законодательством не установлено, что выкупная цена за землю определяется исходя из земельного налога с учетом повышающих коэффициентов.
Суд кассационной инстанции считает, что взимание земельного налога с повышающими коэффициентами с ОАО "Сургутнефтегаз" возможно как с бывшего землепользователя, так в будущем и с собственника за пользование землей в конкретном периоде.
Таким образом, при покупке земли требование ответчика о включении в цену земельных участков земельного налога с повышающими коэффициентами необоснованно.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция обоснованно приняла пункт 2.1 договоров купли-продажи земельного участка N N ДПЗ 86/005-ДПЗ 86/009 от 13.05.2003 в редакции ОАО "Сургутнефтегаз".
Податель жалобы, оспаривая постановление апелляционной инстанции, не привел доводы, опровергающие правильность выводов суда апелляционной инстанции.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 30.01.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2385-Г/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 6 мая 2004 года Дело N Ф04/2355-249/А75-2004


До рассмотрения кассационной жалобы от ОАО "Сургутнефтегаз" поступило ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе в связи с ликвидацией Министерства имущественных отношений и выдачей представителю третьего лица доверенности за подписью заместителя министра Министерства имущественных отношений, которое в настоящее время упразднено.
Поскольку суду не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие ликвидацию Министерства имущественных отношений, ходатайство ОАО "Сургутнефтегаз" подлежит отклонению.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Министерства имущественных отношений на постановление Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.01.2004 по делу N А75-2385-Г/03 по иску открытого акционерного общества (ОАО) "Сургутнефтегаз" к специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (РФФИ) с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Министерства имущественных отношений Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам об урегулировании разногласий, возникших при заключении пяти договоров купли-продажи земельного участка N N ДПЗ 86/005-ДПЗ 86/009 от 13.05.2003. Истец просил пункт 2.1 договоров, определяющих выкупную цену земельных участков, принять в его редакции. Исковые требования обоснованы ссылками на пункт 1 статьи 422, пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ". По мнению истца, расчет стоимости земельных участков по данным договорам должен производиться по формуле: ставка земельного налога (2,21 руб. / кв. м x 1,8) x 10 (десятикратное увеличение) x на площадь земельного участка. При этом полагает, что применение повышающих бюджетных коэффициентов к ставкам земельного налога при расчете стоимости выкупаемых земельных участков противоречит содержанию и смыслу норм бюджетных законов, поскольку устанавливаются они на конкретный бюджетный год, являются срочными и по истечении года их действие прекращается.
Определением суда от 10.09.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
По ходатайству истца определением от 30.10.2003 судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Ханты-Мансийского регионального отделения Российского фонда федерального имущества - надлежащим ответчиком - специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" - и принят отказ истца от иска к Департаменту государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа с прекращением в отношении него производства по настоящему делу.
Решением суда от 05.12.2003 пункт 2.1 договоров принят в редакции ответчика.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2004 решение отменено. Принято новое решение. Пункт 2.1 договоров принят в редакции истца.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Российской Федерации просит постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на то, что обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального права в части определения цены земельных участков, полагает, что суд апелляционной инстанции при определении выкупной цены земельных участков необоснованно исходил из ставки земельного налога, установленной местными представителями органов власти без увеличения на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца считает кассационную жалобу необоснованной и просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Просит учесть, что истец, будучи землепользователем выкупаемых земельных участков, ежегодно выплачивал земельный налог, поэтому полагает, что в выкупную стоимость земельных участков повышающие коэффициенты земельного налога не должны включаться.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу судебного акта, заслушав представителя истца и третьего лица, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз", являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, являющихся государственной собственностью и находящихся у истца на праве бессрочного пользования, обратилось в Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа с заявкой на приватизацию данных земельных участков.
При заключении между сторонами пяти договоров купли-продажи земельных участков N N ДПЗ 86/005-ДПЗ 86/009 от 13.05.2003 сторонами не было достигнуто соглашение по пункту 2.1 договоров, определяющих выкупную цену земельных участков, в связи с чем разрешение вопроса о выкупной цене земельных участков передано сторонами на рассмотрение арбитражного суда.
Суд первой инстанции, исследуя материалы дела, согласился с редакцией ответчика пункта 2.1 договоров купли-продажи. При этом суд сослался на обоснованность расчета цены выкупа земельного участка, определенной ответчиком исходя из ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов (из расчета 19,08 руб. за квадратный метр с учетом коэффициентов за 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 годы).
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции и приняла за основу цену выкупа земельных участков, определенную истцом без учета поправочных коэффициентов.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что цена земельных участков рассчитана истцом в соответствии с действующим законодательством. Так, при расчете цены истец применил ставку земельного налога, утвержденную решением городской Думы города Сургута от 23.09.98 N 117-ИГД, с учетом повышающего коэффициента 1,8 на 2003 год, который выплачивается за конкретный налоговый период и установлен Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", а также коэффициента кратности ставки земельного налога для определения цены земли в размере 10, установленного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2002 N 530-п.
Кассационная инстанция считает, что цена земельных участков должна определяться на основании общих принципов гражданского оборота с учетом действующего законодательства, регулирующего вопросы купли-продажи земли: Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом принципов земельного законодательства.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 1, пункт 7, Земельного кодекса РФ).
Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.
Под платой за землю законодатель понимает земельный налог, арендную плату, нормативную цену земли, которая как третья форма платы за землю устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов.
В силу требований Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") с последующей индексацией ставок земельного налога, осуществленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995", и повышающих коэффициентов, включенных в федеральные законы о федеральном бюджете, собственники земли, землевладельцы и землепользователи обязаны выплачивать земельный налог с учетом повышающих коэффициентов.
Земельный налог выплачивается за конкретный налоговый период при наличии владения либо пользования земельным участком в указанный период.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Судом установлено, что ОАО "Сургутнефтегаз" до заключения договоров купли-продажи являлось землепользователем данных земельных участков и выплатило налог с повышающими коэффициентами.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из предмета настоящего спора - установление цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земли.
Поскольку ОАО "Сургутнефтегаз" как покупатель земли на период заключения договоров купли-продажи не являлось собственником земельных участков и ими не пользовалось, оснований для применения земельного налога с повышающими коэффициентами при определении выкупной цены земельных участков у суда первой инстанции не имелось.
Действующим законодательством не установлено, что выкупная цена за землю определяется исходя из земельного налога с учетом повышающих коэффициентов.
Суд кассационной инстанции считает, что взимание земельного налога с повышающими коэффициентами с ОАО "Сургутнефтегаз" возможно как с бывшего землепользователя, так в будущем и с собственника за пользование землей в конкретном периоде.
Таким образом, при покупке земли требование ответчика о включении в цену земельных участков земельного налога с повышающими коэффициентами необоснованно.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция обоснованно приняла пункт 2.1 договоров купли-продажи земельного участка N N ДПЗ 86/005-ДПЗ 86/009 от 13.05.2003 в редакции ОАО "Сургутнефтегаз".
Податель жалобы, оспаривая постановление апелляционной инстанции, не привел доводы, опровергающие правильность выводов суда апелляционной инстанции.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 30.01.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2385-Г/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)