Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2009 N 15АП-4996/2009 ПО ДЕЛУ N А32-25117/2008

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. N 15АП-4996/2009

Дело N А32-25117/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А
судей Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Кубаньрыбпром"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.04.2009 г. по делу N А32-25117/2008-3/397
принятое в составе судьи Посаженникова М.В.
по заявлению ООО "Кубаньрыбпром"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края
о признании ненормативного акта недействительным в части

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кубаньрыбпром" (далее - ООО "Кубаньрыбпром") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края (далее - ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края) о признании недействительным решения от 04.07.2008 N 11-28/31 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления к уплате в бюджет НДС в размере 359 244 рублей, налога на прибыль в размере 1 266 025 рублей, пени в сумме 443 340 рублей и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 83 669 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 07.04.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществу доначислен НДС и налог на прибыль поскольку ООО "Кубаньрыбпром" неправомерно применило льготы, установленные для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Общество не производило сельскохозяйственную продукцию, не относилось к рыболовецкой артели (колхозу) и должно уплачивать НДС и налог на прибыль в общеустановленном порядке, исходя из положений глав 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Кубаньрыбпром" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение от 07.04.2009 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в силу Закона о сельскохозяйственной кооперации общество относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Законом от 30.12.2008 г. N 314-ФЗ внесены изменения в главу 26.1 НК РФ, согласно которым рыбохозяйственные организации относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Акты законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговая инспекция указывает, что налогоплательщик не является сельхозтоваропроизводителем. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 г. N 10839/07 вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемых организациями других организационно-правовых форм (кроме рыболовецких артелей, колхозов) к сельскохозяйственной продукции не относятся. Изменения, внесенные в НК РФ Законом от 30.12.2008 г. N 314-ФЗ касаются только главы 26.1 НК РФ, а ООО "Кубаньрыбпром" является плательщиком налога на прибыль.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по итогам выездной налоговой проверки ООО "Кубаньрыбпром" по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджет ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани составлен акт от 09.06.2008 N 11-28/28 и принято решение N 11-28/31 от 04 07 2008 г. о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 83 669 руб. Указанным решением обществу доначислены НДФЛ в размере 397 448 руб., НДС в размере 436 161 руб., налог на прибыль в размере 1 266 025 руб., ЕСН в размере 135 050 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 51 817 руб.; пени по налогу на прибыль в размере 361 486 руб., НДС в размере 29 601 руб., ЕСН в размере 18 234 руб., НДФЛ в размере 34 019 руб.
Полагая, что указанное решение является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают заявление в налоговый орган по месту нахождения в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Из материалов дела следует, что 20.12.2004 г. ООО "Кубаньрыбпром" обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Уведомлением от 24.12.2004 г. N 70 налоговый орган уведомил общество о возможности перехода на указанную систему налогообложения. Однако, 14.01.2005 г. общество отказалось от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, подав соответствующее заявление в налоговый орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно статье 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ налогоплательщик является плательщиком единого социального налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ для плательщиков единого социального налога - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются пониженные налоговые ставки.
Однако глава 24 НК РФ не дает определения сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим Кодексом.
Согласно ст. 1 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" N 193-ФЗ от 08.12.95 сельскохозяйственными товаропроизводителями являются физические и юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301, продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 989930) относится к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции.

Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия индустриального типа, определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Рыба и другие водные биоресурсы, выловленные организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относятся, а принадлежат к классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы, включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных" Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93).
Таким образом, ни действующими в спорный период законами, ни нормативно-правовыми актами организации (за исключением рыболовецких артелей (колхозов)), осуществляющие вылов рыбы и морепродуктов и их переработку, не отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а улов рыбы и производимая ими рыбопродукция - к продукции сельского хозяйства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 3 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции производителем своими силами, а исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
Пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что в целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации к сельскохозяйственным товаропроизводителям были отнесены организации, крестьянские (фермерские хозяйства) и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со статьей 346.3 НК РФ) и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%.
Из изложенного следует, что применение льготы по налогу на прибыль возможно только сельскохозяйственными товаропроизводителями, указанными в статье 346.2 НК РФ, а также рыболовецкими артелями (колхозами).
Судом установлено, что общество не переходило на уплату единого сельскохозяйственного налога, поэтому в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" как сельскохозяйственный товаропроизводитель является плательщиком налога на прибыль.
Поскольку общество не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, равно как и не относится к рыболовецкой артели (колхозу), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявитель в 2005 году должен был уплачивать налоги в общеустановленном порядке исходя из положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, доначисление обществу налога на прибыль, НДС и ЕСН является обоснованным.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 апреля 2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Т.Г.ГУДЕНИЦА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)