Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2007 N Ф08-7211/07-2695А ПО ДЕЛУ N А32-21453/2006-19/374

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2007 г. N Ф08-7211/07-2695А

Дело N А32-21453/2006-19/374

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края - К. (д-ть от 09.01.07), от заинтересованного лица - закрытого акционерного общества "Агрофирма "Полтавская" - Б. (д-ть от 22.10.07), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края на решение от 17 апреля 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21453/2006-19/374, установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ЗАО "Агрофирма "Полтавская" (далее - общество) 148800 рублей штрафных санкций, начисленных на основании решения налоговой инспекции от 29.03.06 N 50.
Решением суда от 17 апреля 2007 года в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием у общества обязанности по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц, а соответственно, необоснованным привлечением последнего к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает на несогласие с выводом суда.
В отзыве на кассационную жалобу общество не согласилось с доводами жалобы и просило решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет за период с 1 сентября 2004 года по 1 декабря 2005 года. В ходе проверки установлено, что налог на землю за физических лиц (собственников долей) уплачивался за счет средств общества, налог на доходы физических лиц с данных сумм не удерживался и не перечислялся; общество не представило в налоговый орган сведения о доходах за 2004 год, полученных физическими лицами в натуральной форме (сумма налога на землю). По результатам проверки составлен акт от 28 февраля 2006 г. N 35 и принято решение от 29 марта 2006 г. N 50 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 29079 рублей штрафа за неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц с выплат в пользу физических лиц по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации и 148800 рублей штрафа за непредставление сведений о доходах физических лиц по пункту 1 статьи 126 названного Кодекса. Решением обществу доначислено 60023 рубля налога на доходы физических лиц и пени.
Требованием от 31.03.06 N 2579 обществу предложено уплатить сумму штрафных санкций в добровольном порядке в срок до 06.04.06.
В связи с тем, что общество не исполнило требование налоговой инспекции об уплате 148800 рублей штрафных санкций в добровольном порядке, налоговая инспекция в соответствии с пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц с сумм, потраченных на оплату за физических лиц земельного налога, а следовательно, отсутствии у общества обязанности по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц.
Суд принял решение по неполно исследованным доказательствам, без установления фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для принятия законного и обоснованного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Обжалуемое решение суда не соответствует требованиям указанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых нормами Кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно пункту 1 статьи 211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организации и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном, предусмотренному статьи 40 Кодекса.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в предмет доказывания по настоящему делу входит, в том числе, установление фактов выплаты обществом денежных средств в пользу физических лиц и, соответственно, возможность удержания соответствующих сумм налога у налогоплательщика.
Общество не оспаривает факт уплаты за физических лиц сумм земельного налога. Однако суд не исследовал вопрос о получении физическими лицами дохода в виде уплаченного за них земельного налога.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом.
За непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Предусмотренная указанной нормой ответственность наступает при непредставлении документов и иных сведений, которыми, согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и иным актам законодательства о налогах и сборах, налогоплательщики и налоговые агенты обязаны располагать в целях налогового и бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, общество, оплатившее за физических лиц земельный налог, является по отношению к указанным лицам налоговым агентом и обязано было представить в налоговую инспекцию сведения о выплаченных этим лицам доходах независимо от того, подлежат они налогообложению или освобождены от него в соответствии со статьей 217 Кодекса.
В акте проверки от 28 февраля 2006 г. N 35 и решении от 29 марта 2006 г. N 50 отражено, что сведения о доходах, полученных физическими лицами в натуральной форме (суммы налога за землю) в количестве 2976 справок, не предоставлены обществом.
Суд не исследовал данное обстоятельство. Однако оно подлежит выяснению для принятия решения о правомерности взыскания с общества штрафных санкций по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом первой (апелляционной) инстанции. В силу части 1 статьи 286 Кодекса полномочия суда кассационной инстанции заключаются в проверке законности обжалуемых судебных актов и правильности применения судом первой (апелляционной) инстанций норм материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить фактические обстоятельства по делу, используя полномочия, предусмотренные статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; дать оценку представленным доказательствам и доводам лиц, участвующих в деле; выяснить имело ли место нарушение обществом налогового законодательства и, с учетом указаний суда кассационной инстанции, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 апреля 2007 года по делу N А32-21453/2006-19/374 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)