Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
"02" октября 2007 г. (дата оглашения резолютивной части решения)
"09" октября 2007 г. (дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульга Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акопян Е.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции ФНС РФ по Ленинскому округу города Иркутска
к Управлению Судебного департамента в Иркутской области
о взыскании 4 000 рублей 89 копеек
при участии в заседании представителей:
от заявителя: не явились, уведомлены.
от ответчика: Тертычная Е.М., доверенность N 4-69 от 07.09.2007 г.
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска (далее: налоговый орган, налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Судебного департамента в Иркутской области (далее: Управление, налогоплательщик) о взыскании 4 000 рублей 89 копеек составляющих сумму задолженности по пене за несвоевременную уплату земельного и имущественного налогов.
Заявитель в заседание суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В представленном пояснении требования поддержал в заявленном размере.
В соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается по имеющимся материалам, исследовав которые, заслушав возражения представителя ответчика, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно представленному налоговым органом заявлению о взыскании задолженности по пене, Управлением в нарушение статьи 23 Закона Иркутской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 г. N 59-оз не уплачены пени за несвоевременное перечисление налога на имущество организаций за 3 квартал 2006 года, по сроку уплаты - 01.01.2007 г. в размере 6 рублей 22 копеек.
В нарушение статьи 23, подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области "О плате за землю" от 11.10.1991 года N 1738-1 Управлением не уплачены пени за несвоевременную уплату земельного налога (1, 2, 3 кварталы 2006 года), по сроку уплаты 01.02.2007 г., в размере 3 994 рублей 67 копеек.
В соответствии со статьями 69 - 70 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией было выставлено требование об уплате налога N 823 по состоянию 12.02.2007 года.
Требование в установленном законом порядке не оспорено, в срок указанный в требовании денежные средства в бюджет не поступили, в связи с чем, налоговый орган просит взыскать указанную сумму задолженности по пене в судебном порядке.
Ответчик заявленные налоговым органом требования не признал, в представленном суду отзыве указал, что требование об уплате налога N 823 выставлено инспекцией в нарушение статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, Управление считает, что принудительное взыскание пеней по указанным налогам за те же периоды уже являлось предметом судебного разбирательства по делу N А19-6150/07-5.
Исследовав представленные документы, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требований налогоплательщиком.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое на основании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения.
Пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления N 5 от 28 февраля 2001 года "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что требование об уплате пени должно содержать сведения с размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставке пени.
По мнению суда, законодатель отдельно выделяет такую информацию, как основание взимания налога и срок уплаты налога, и говорит об обязательности включения ее в требование, поскольку очевидна важность данных сведений для предъявления налоговым органом правомерных требований об уплате той или иной суммы налога. Отсутствие такой информации не позволяет налогоплательщику проверить правильность начисления налога, пени, а также судить об истечении срока уплаты налога.
Таким образом, исходя из анализа названных норм, под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретного налога, а требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок и содержать в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пени.
Указанные выше положения закона налоговой инспекцией не соблюдены. В требованиях выставленных налоговым органом не содержатся данные о размере недоимки, на которую начислены пени, о периоде возникновения недоимки.
При таких обстоятельствах, поскольку начисление пени произведено самим налоговым органом, отсутствие в требовании необходимых сведений по расчету пени влечет его незаконность.
Расчет сумм пени, представленный в материалы дела, не может восполнить недостатки оспариваемого требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-6150/07-Ф02-5980/2007.
Кроме того, анализ статей 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что требование об уплате пеней подлежит направлению налогоплательщику одновременно с требованием об уплате налога, однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка.
Следовательно, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено направление самостоятельного требования о взыскании пеней без указания в нем сумм налога, на которые пени начислены, допускается указание на обязанность уплатить пени лишь в составе требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Статьей 33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах, поскольку требование от 12.02.2007 года N 823 об уплате налога выставлено без надлежащего обоснования включения в него задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату земельного налога, налога на имущество организаций, суд считает, что в удовлетворении заявленных налоговым органом требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.10.2007 ПО ДЕЛУ N А19-12827/07-5
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2007 г. по делу N А19-12827/07-5
"02" октября 2007 г. (дата оглашения резолютивной части решения)
"09" октября 2007 г. (дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульга Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акопян Е.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции ФНС РФ по Ленинскому округу города Иркутска
к Управлению Судебного департамента в Иркутской области
о взыскании 4 000 рублей 89 копеек
при участии в заседании представителей:
от заявителя: не явились, уведомлены.
от ответчика: Тертычная Е.М., доверенность N 4-69 от 07.09.2007 г.
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска (далее: налоговый орган, налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Судебного департамента в Иркутской области (далее: Управление, налогоплательщик) о взыскании 4 000 рублей 89 копеек составляющих сумму задолженности по пене за несвоевременную уплату земельного и имущественного налогов.
Заявитель в заседание суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В представленном пояснении требования поддержал в заявленном размере.
В соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается по имеющимся материалам, исследовав которые, заслушав возражения представителя ответчика, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно представленному налоговым органом заявлению о взыскании задолженности по пене, Управлением в нарушение статьи 23 Закона Иркутской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 г. N 59-оз не уплачены пени за несвоевременное перечисление налога на имущество организаций за 3 квартал 2006 года, по сроку уплаты - 01.01.2007 г. в размере 6 рублей 22 копеек.
В нарушение статьи 23, подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области "О плате за землю" от 11.10.1991 года N 1738-1 Управлением не уплачены пени за несвоевременную уплату земельного налога (1, 2, 3 кварталы 2006 года), по сроку уплаты 01.02.2007 г., в размере 3 994 рублей 67 копеек.
В соответствии со статьями 69 - 70 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией было выставлено требование об уплате налога N 823 по состоянию 12.02.2007 года.
Требование в установленном законом порядке не оспорено, в срок указанный в требовании денежные средства в бюджет не поступили, в связи с чем, налоговый орган просит взыскать указанную сумму задолженности по пене в судебном порядке.
Ответчик заявленные налоговым органом требования не признал, в представленном суду отзыве указал, что требование об уплате налога N 823 выставлено инспекцией в нарушение статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, Управление считает, что принудительное взыскание пеней по указанным налогам за те же периоды уже являлось предметом судебного разбирательства по делу N А19-6150/07-5.
Исследовав представленные документы, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требований налогоплательщиком.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое на основании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения.
Пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления N 5 от 28 февраля 2001 года "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что требование об уплате пени должно содержать сведения с размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставке пени.
По мнению суда, законодатель отдельно выделяет такую информацию, как основание взимания налога и срок уплаты налога, и говорит об обязательности включения ее в требование, поскольку очевидна важность данных сведений для предъявления налоговым органом правомерных требований об уплате той или иной суммы налога. Отсутствие такой информации не позволяет налогоплательщику проверить правильность начисления налога, пени, а также судить об истечении срока уплаты налога.
Таким образом, исходя из анализа названных норм, под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретного налога, а требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок и содержать в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пени.
Указанные выше положения закона налоговой инспекцией не соблюдены. В требованиях выставленных налоговым органом не содержатся данные о размере недоимки, на которую начислены пени, о периоде возникновения недоимки.
При таких обстоятельствах, поскольку начисление пени произведено самим налоговым органом, отсутствие в требовании необходимых сведений по расчету пени влечет его незаконность.
Расчет сумм пени, представленный в материалы дела, не может восполнить недостатки оспариваемого требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-6150/07-Ф02-5980/2007.
Кроме того, анализ статей 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что требование об уплате пеней подлежит направлению налогоплательщику одновременно с требованием об уплате налога, однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка.
Следовательно, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено направление самостоятельного требования о взыскании пеней без указания в нем сумм налога, на которые пени начислены, допускается указание на обязанность уплатить пени лишь в составе требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Статьей 33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах, поскольку требование от 12.02.2007 года N 823 об уплате налога выставлено без надлежащего обоснования включения в него задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату земельного налога, налога на имущество организаций, суд считает, что в удовлетворении заявленных налоговым органом требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Н.О.ШУЛЬГА
Н.О.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)