Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 03 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4466
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску на решение от 12.08.2004, постановление от 04.10.2004 по делу N А51-752/04-30-29 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правобережное" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску, 3 лица: Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, о признании недействительными решения от 25.12.2003 N 01-20/1633, требования N 06-06 от 06.06.2003, акта проверки от 20.11.2003 N 141А.
Общество с ограниченной ответственностью "Правобережное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 25.12.2003 N 01-20/1633 о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и пени от 06.06.2003 N 06-06 и акта выездной налоговой проверки от 20.11.2003 N 141А.
Определением от 07.04.2004 суд по ходатайству общества привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением суда от 12.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2004, заявленные требования удовлетворены частично: суд признал решение и требование инспекции по налогам и сборам недействительными как не соответствующие подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку пришел к выводу о наличии у общества права в соответствии с вышеуказанной нормой применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов участка "Северный"; в части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не отвечает признакам ненормативного правового акта и не влечет для налогоплательщика юридических последствий.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, в которой она просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Заявитель жалобы полагает, что поскольку обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам, то применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ООО "Правобережное", третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Инспекция по налогам и сборам, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. ООО "Правобережное" в телеграмме от 22.02.2005 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "Правобережное" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003, в ходе которой установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении указанного налога, что привело к неуплате налога в сумме 1728691 руб. Данный факт отражен в акте проверки от 20.11.2003 N 141А, на основании которого 25.12.2003 руководителем налогового органа принято решение N 01-20/1633 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 345738 руб.; кроме того, ему предложено в срок, указанный в требовании, уплатить доначисленный налог в сумме 1728691 руб. и соответствующие пени - 323461 руб.
Общество не согласилось с данным решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, руководствуясь при этом следующим.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии со статьями 40, 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) "О недрах", Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых, а порядок списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых был установлен Инструкцией РД 07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.1997 N 121-1 (далее - Инструкция о порядке списания запасов).
Материалами дела установлено, что ООО "Правобережное" в проверяемом периоде осуществляло добычу каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна на основании лицензии от 19.05.2000 серии ВЛВ N 00937 со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю 16.11.2000, рассмотрев материалы, представленные обществом по участку "Северный", постановила перевести в группу забалансовых по технико-экономическим показателям (из-за нерентабельности отработки) запасы угля в количестве 5761 тыс. т Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края было рекомендовано освободить ООО "Правобережное" от платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О недрах" (протокол N 328). В соответствии с пунктами 14, 19 Инструкции о порядке списания запасов по акту от 04.01.2001 N 1-2001, утвержденному Госгортехнадзором РФ и согласованному с территориальным органом МПР РФ по Приморскому краю, запасы угля по названному месторождению переведены в забалансовые запасы. 28.12.2001 совместным приказом названных комитетов N 2476/333 обществу с 01.01.2002 установлена нулевая ставка при исчислении налога на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными. Кроме того, суд правильно указал и на то, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов, признавших недействительными оспариваемые требование и решение налогового органа, и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 12.08.2004, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-752/2004-30-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 03 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4466
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску на решение от 12.08.2004, постановление от 04.10.2004 по делу N А51-752/04-30-29 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правобережное" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску, 3 лица: Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, о признании недействительными решения от 25.12.2003 N 01-20/1633, требования N 06-06 от 06.06.2003, акта проверки от 20.11.2003 N 141А.
Общество с ограниченной ответственностью "Правобережное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 25.12.2003 N 01-20/1633 о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и пени от 06.06.2003 N 06-06 и акта выездной налоговой проверки от 20.11.2003 N 141А.
Определением от 07.04.2004 суд по ходатайству общества привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением суда от 12.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2004, заявленные требования удовлетворены частично: суд признал решение и требование инспекции по налогам и сборам недействительными как не соответствующие подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку пришел к выводу о наличии у общества права в соответствии с вышеуказанной нормой применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов участка "Северный"; в части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не отвечает признакам ненормативного правового акта и не влечет для налогоплательщика юридических последствий.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, в которой она просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Заявитель жалобы полагает, что поскольку обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам, то применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ООО "Правобережное", третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Инспекция по налогам и сборам, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. ООО "Правобережное" в телеграмме от 22.02.2005 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "Правобережное" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003, в ходе которой установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении указанного налога, что привело к неуплате налога в сумме 1728691 руб. Данный факт отражен в акте проверки от 20.11.2003 N 141А, на основании которого 25.12.2003 руководителем налогового органа принято решение N 01-20/1633 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 345738 руб.; кроме того, ему предложено в срок, указанный в требовании, уплатить доначисленный налог в сумме 1728691 руб. и соответствующие пени - 323461 руб.
Общество не согласилось с данным решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, руководствуясь при этом следующим.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии со статьями 40, 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) "О недрах", Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых, а порядок списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых был установлен Инструкцией РД 07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.1997 N 121-1 (далее - Инструкция о порядке списания запасов).
Материалами дела установлено, что ООО "Правобережное" в проверяемом периоде осуществляло добычу каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна на основании лицензии от 19.05.2000 серии ВЛВ N 00937 со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю 16.11.2000, рассмотрев материалы, представленные обществом по участку "Северный", постановила перевести в группу забалансовых по технико-экономическим показателям (из-за нерентабельности отработки) запасы угля в количестве 5761 тыс. т Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края было рекомендовано освободить ООО "Правобережное" от платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О недрах" (протокол N 328). В соответствии с пунктами 14, 19 Инструкции о порядке списания запасов по акту от 04.01.2001 N 1-2001, утвержденному Госгортехнадзором РФ и согласованному с территориальным органом МПР РФ по Приморскому краю, запасы угля по названному месторождению переведены в забалансовые запасы. 28.12.2001 совместным приказом названных комитетов N 2476/333 обществу с 01.01.2002 установлена нулевая ставка при исчислении налога на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными. Кроме того, суд правильно указал и на то, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов, признавших недействительными оспариваемые требование и решение налогового органа, и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 12.08.2004, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-752/2004-30-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 03.03.2005 N Ф03-А51/04-2/4466
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 03 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4466
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску на решение от 12.08.2004, постановление от 04.10.2004 по делу N А51-752/04-30-29 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правобережное" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску, 3 лица: Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, о признании недействительными решения от 25.12.2003 N 01-20/1633, требования N 06-06 от 06.06.2003, акта проверки от 20.11.2003 N 141А.
Общество с ограниченной ответственностью "Правобережное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 25.12.2003 N 01-20/1633 о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и пени от 06.06.2003 N 06-06 и акта выездной налоговой проверки от 20.11.2003 N 141А.
Определением от 07.04.2004 суд по ходатайству общества привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением суда от 12.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2004, заявленные требования удовлетворены частично: суд признал решение и требование инспекции по налогам и сборам недействительными как не соответствующие подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку пришел к выводу о наличии у общества права в соответствии с вышеуказанной нормой применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов участка "Северный"; в части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не отвечает признакам ненормативного правового акта и не влечет для налогоплательщика юридических последствий.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, в которой она просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Заявитель жалобы полагает, что поскольку обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам, то применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ООО "Правобережное", третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Инспекция по налогам и сборам, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. ООО "Правобережное" в телеграмме от 22.02.2005 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "Правобережное" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003, в ходе которой установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении указанного налога, что привело к неуплате налога в сумме 1728691 руб. Данный факт отражен в акте проверки от 20.11.2003 N 141А, на основании которого 25.12.2003 руководителем налогового органа принято решение N 01-20/1633 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 345738 руб.; кроме того, ему предложено в срок, указанный в требовании, уплатить доначисленный налог в сумме 1728691 руб. и соответствующие пени - 323461 руб.
Общество не согласилось с данным решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, руководствуясь при этом следующим.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии со статьями 40, 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) "О недрах", Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых, а порядок списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых был установлен Инструкцией РД 07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.1997 N 121-1 (далее - Инструкция о порядке списания запасов).
Материалами дела установлено, что ООО "Правобережное" в проверяемом периоде осуществляло добычу каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна на основании лицензии от 19.05.2000 серии ВЛВ N 00937 со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю 16.11.2000, рассмотрев материалы, представленные обществом по участку "Северный", постановила перевести в группу забалансовых по технико-экономическим показателям (из-за нерентабельности отработки) запасы угля в количестве 5761 тыс. т Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края было рекомендовано освободить ООО "Правобережное" от платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О недрах" (протокол N 328). В соответствии с пунктами 14, 19 Инструкции о порядке списания запасов по акту от 04.01.2001 N 1-2001, утвержденному Госгортехнадзором РФ и согласованному с территориальным органом МПР РФ по Приморскому краю, запасы угля по названному месторождению переведены в забалансовые запасы. 28.12.2001 совместным приказом названных комитетов N 2476/333 обществу с 01.01.2002 установлена нулевая ставка при исчислении налога на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными. Кроме того, суд правильно указал и на то, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов, признавших недействительными оспариваемые требование и решение налогового органа, и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.08.2004, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-752/2004-30-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 03 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4466
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску на решение от 12.08.2004, постановление от 04.10.2004 по делу N А51-752/04-30-29 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правобережное" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску, 3 лица: Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, о признании недействительными решения от 25.12.2003 N 01-20/1633, требования N 06-06 от 06.06.2003, акта проверки от 20.11.2003 N 141А.
Общество с ограниченной ответственностью "Правобережное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 25.12.2003 N 01-20/1633 о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и пени от 06.06.2003 N 06-06 и акта выездной налоговой проверки от 20.11.2003 N 141А.
Определением от 07.04.2004 суд по ходатайству общества привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением суда от 12.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2004, заявленные требования удовлетворены частично: суд признал решение и требование инспекции по налогам и сборам недействительными как не соответствующие подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку пришел к выводу о наличии у общества права в соответствии с вышеуказанной нормой применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов участка "Северный"; в части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не отвечает признакам ненормативного правового акта и не влечет для налогоплательщика юридических последствий.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, в которой она просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Заявитель жалобы полагает, что поскольку обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам, то применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ООО "Правобережное", третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Инспекция по налогам и сборам, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. ООО "Правобережное" в телеграмме от 22.02.2005 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "Правобережное" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003, в ходе которой установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении указанного налога, что привело к неуплате налога в сумме 1728691 руб. Данный факт отражен в акте проверки от 20.11.2003 N 141А, на основании которого 25.12.2003 руководителем налогового органа принято решение N 01-20/1633 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 345738 руб.; кроме того, ему предложено в срок, указанный в требовании, уплатить доначисленный налог в сумме 1728691 руб. и соответствующие пени - 323461 руб.
Общество не согласилось с данным решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, руководствуясь при этом следующим.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии со статьями 40, 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) "О недрах", Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых, а порядок списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых был установлен Инструкцией РД 07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.1997 N 121-1 (далее - Инструкция о порядке списания запасов).
Материалами дела установлено, что ООО "Правобережное" в проверяемом периоде осуществляло добычу каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна на основании лицензии от 19.05.2000 серии ВЛВ N 00937 со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю 16.11.2000, рассмотрев материалы, представленные обществом по участку "Северный", постановила перевести в группу забалансовых по технико-экономическим показателям (из-за нерентабельности отработки) запасы угля в количестве 5761 тыс. т Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края было рекомендовано освободить ООО "Правобережное" от платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О недрах" (протокол N 328). В соответствии с пунктами 14, 19 Инструкции о порядке списания запасов по акту от 04.01.2001 N 1-2001, утвержденному Госгортехнадзором РФ и согласованному с территориальным органом МПР РФ по Приморскому краю, запасы угля по названному месторождению переведены в забалансовые запасы. 28.12.2001 совместным приказом названных комитетов N 2476/333 обществу с 01.01.2002 установлена нулевая ставка при исчислении налога на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными. Кроме того, суд правильно указал и на то, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов, признавших недействительными оспариваемые требование и решение налогового органа, и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.08.2004, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-752/2004-30-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)