Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 03.03.2005 N Ф03-А51/04-2/4466

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 03 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4466


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску на решение от 12.08.2004, постановление от 04.10.2004 по делу N А51-752/04-30-29 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правобережное" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску, 3 лица: Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, о признании недействительными решения от 25.12.2003 N 01-20/1633, требования N 06-06 от 06.06.2003, акта проверки от 20.11.2003 N 141А.
Общество с ограниченной ответственностью "Правобережное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 25.12.2003 N 01-20/1633 о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и пени от 06.06.2003 N 06-06 и акта выездной налоговой проверки от 20.11.2003 N 141А.
Определением от 07.04.2004 суд по ходатайству общества привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением суда от 12.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2004, заявленные требования удовлетворены частично: суд признал решение и требование инспекции по налогам и сборам недействительными как не соответствующие подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку пришел к выводу о наличии у общества права в соответствии с вышеуказанной нормой применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов участка "Северный"; в части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не отвечает признакам ненормативного правового акта и не влечет для налогоплательщика юридических последствий.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, в которой она просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Заявитель жалобы полагает, что поскольку обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам, то применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ООО "Правобережное", третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Инспекция по налогам и сборам, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. ООО "Правобережное" в телеграмме от 22.02.2005 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "Правобережное" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003, в ходе которой установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении указанного налога, что привело к неуплате налога в сумме 1728691 руб. Данный факт отражен в акте проверки от 20.11.2003 N 141А, на основании которого 25.12.2003 руководителем налогового органа принято решение N 01-20/1633 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 345738 руб.; кроме того, ему предложено в срок, указанный в требовании, уплатить доначисленный налог в сумме 1728691 руб. и соответствующие пени - 323461 руб.
Общество не согласилось с данным решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, руководствуясь при этом следующим.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии со статьями 40, 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) "О недрах", Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых, а порядок списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых был установлен Инструкцией РД 07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.1997 N 121-1 (далее - Инструкция о порядке списания запасов).
Материалами дела установлено, что ООО "Правобережное" в проверяемом периоде осуществляло добычу каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна на основании лицензии от 19.05.2000 серии ВЛВ N 00937 со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю 16.11.2000, рассмотрев материалы, представленные обществом по участку "Северный", постановила перевести в группу забалансовых по технико-экономическим показателям (из-за нерентабельности отработки) запасы угля в количестве 5761 тыс. т Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края было рекомендовано освободить ООО "Правобережное" от платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О недрах" (протокол N 328). В соответствии с пунктами 14, 19 Инструкции о порядке списания запасов по акту от 04.01.2001 N 1-2001, утвержденному Госгортехнадзором РФ и согласованному с территориальным органом МПР РФ по Приморскому краю, запасы угля по названному месторождению переведены в забалансовые запасы. 28.12.2001 совместным приказом названных комитетов N 2476/333 обществу с 01.01.2002 установлена нулевая ставка при исчислении налога на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными. Кроме того, суд правильно указал и на то, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов, признавших недействительными оспариваемые требование и решение налогового органа, и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.08.2004, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-752/2004-30-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 03 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4466


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску на решение от 12.08.2004, постановление от 04.10.2004 по делу N А51-752/04-30-29 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правобережное" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Партизанску, 3 лица: Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, о признании недействительными решения от 25.12.2003 N 01-20/1633, требования N 06-06 от 06.06.2003, акта проверки от 20.11.2003 N 141А.
Общество с ограниченной ответственностью "Правобережное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 25.12.2003 N 01-20/1633 о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и пени от 06.06.2003 N 06-06 и акта выездной налоговой проверки от 20.11.2003 N 141А.
Определением от 07.04.2004 суд по ходатайству общества привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением суда от 12.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2004, заявленные требования удовлетворены частично: суд признал решение и требование инспекции по налогам и сборам недействительными как не соответствующие подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку пришел к выводу о наличии у общества права в соответствии с вышеуказанной нормой применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов участка "Северный"; в части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не отвечает признакам ненормативного правового акта и не влечет для налогоплательщика юридических последствий.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, в которой она просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Заявитель жалобы полагает, что поскольку обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам, то применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ООО "Правобережное", третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Инспекция по налогам и сборам, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. ООО "Правобережное" в телеграмме от 22.02.2005 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "Правобережное" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003, в ходе которой установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении указанного налога, что привело к неуплате налога в сумме 1728691 руб. Данный факт отражен в акте проверки от 20.11.2003 N 141А, на основании которого 25.12.2003 руководителем налогового органа принято решение N 01-20/1633 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 345738 руб.; кроме того, ему предложено в срок, указанный в требовании, уплатить доначисленный налог в сумме 1728691 руб. и соответствующие пени - 323461 руб.
Общество не согласилось с данным решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, руководствуясь при этом следующим.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии со статьями 40, 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) "О недрах", Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых, а порядок списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых был установлен Инструкцией РД 07-203-98 "О порядке списания запасов полезных ископаемых", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.1997 N 121-1 (далее - Инструкция о порядке списания запасов).
Материалами дела установлено, что ООО "Правобережное" в проверяемом периоде осуществляло добычу каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна на основании лицензии от 19.05.2000 серии ВЛВ N 00937 со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю 16.11.2000, рассмотрев материалы, представленные обществом по участку "Северный", постановила перевести в группу забалансовых по технико-экономическим показателям (из-за нерентабельности отработки) запасы угля в количестве 5761 тыс. т Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края было рекомендовано освободить ООО "Правобережное" от платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О недрах" (протокол N 328). В соответствии с пунктами 14, 19 Инструкции о порядке списания запасов по акту от 04.01.2001 N 1-2001, утвержденному Госгортехнадзором РФ и согласованному с территориальным органом МПР РФ по Приморскому краю, запасы угля по названному месторождению переведены в забалансовые запасы. 28.12.2001 совместным приказом названных комитетов N 2476/333 обществу с 01.01.2002 установлена нулевая ставка при исчислении налога на добычу полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными. Кроме того, суд правильно указал и на то, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов, признавших недействительными оспариваемые требование и решение налогового органа, и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.08.2004, постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-752/2004-30-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)