Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 ноября 2003 г. Дело N КА-А40/8650-03
Предприниматель без образования юридического лица Р. обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения Инспекции МНС России N 27 по Юго-Западному административному округу города Москвы, оформленного письмом N 06-21/04 от 05.01.2003, незаконным и об обязании Инспекции выдать патент на 2003 г. на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с Федеральным законом N 222-ФЗ от 29.12.1995 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Решением от 20.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2003, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требование предпринимателя в связи с наличием у предпринимателя права на применение данного налогового режима со ссылкой на статью 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 27, в которой налоговый орган просит судебные акты отменить и принять решение об отказе в удовлетворении требований Общества, поскольку Закон от 24.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", предусматривающий выдачу патента, утратил силу. В жалобе Инспекция также считает, что в связи с введением в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации положение налогоплательщика не ухудшается.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, Р. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица 19.12.2000, что подтверждается свидетельством N 1/25629:01 (л. д. 8), и занималась предпринимательской деятельностью с правом применения в 2002 году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на основании патента (л. д. 9). Предприниматель 10.01.2003 обратилась в налоговый орган с заявлением на выдачу патента для применения в 2003 году упрощенного порядка налогообложения.
Вместе с тем, налоговый орган не учел, что данный налоговый режим, хотя и с существенными изменениями относительно порядка его применения, правового положения субъектов предпринимательской деятельности в 2003 году продолжает действовать и регулируется нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом право выбора режима налогообложения, также как и в соответствии с ранее действовавшим законодательством, остается за субъектом малого предпринимательства.
В силу ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" за субъектами малого предпринимательства сохраняется в течение 4-х лет их деятельности тот порядок налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями.
Таким образом, законодатель установил, что, несмотря на изменения налогового законодательства, обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности, государством гарантируются стабильные условия налогообложения для субъектов малого предпринимательства в первые четыре года их деятельности.
Глава 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения вступила в силу с 2003 г. Предприниматель зарегистрирован 19.12.2000, то есть до 19.12.2004 предприниматель вправе применять порядок налогообложения, установленный Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", действовавший на момент государственной регистрации предпринимателя в связи с длительным характером правоотношений, сложившихся между предпринимателем и налоговым органом по применению упрощенной системы налогообложения на основании Федерального закона от 24.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Поскольку предприниматель Р. с 2002 года применяла упрощенную систему налогообложения, арбитражный суд первой инстанции и апелляционной инстанции правомерно признал не соответствующим требованиям налогового законодательства и конституционным положениям отказ Инспекции в предоставлении предпринимателю права на применение упрощенной системы налогообложения в 2003 г.
Данный вывод суда соответствует Определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N 111-О и от 07.02.2002 N 37-О.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований предпринимателя.
Довод Инспекции о том, что Р. должна была снова подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, является необоснованным, поскольку предприниматель уже подала такое заявление и перешла на упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" отказ от осуществления упрощенной системы налогообложения осуществляется при условии подачи соответствующего заявления субъектом малого предпринимательства в налоговый орган. Подобного заявления Р. в налоговый орган не подавала. В соответствии со ст. 18 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения является переходом на специальный налоговый режим, при котором происходит замена обязанности по уплате предусмотренной действующим налоговым законодательством совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплатой стоимости патента. Понятие специального налогового режима, установленного указанной статьей Кодекса, не изменялось, а главой 26.2 НК РФ устанавливается лишь новый порядок ее применения.
Таким образом, изменение законодательства для предпринимателя не означает автоматического прекращения его права на применение упрощенной системы налогообложения и не влечет для него обязанности отказаться от выбранного ранее специального режима налогообложения, а затем вновь подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Требование налогового органа о подаче предпринимателем заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" от 24.07.2002 N 104-ФЗ не основано на ст. 346.13 НК РФ, поскольку такое заявление может быть подано лишь в период с 01 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Таким образом, в данном случае это требование ст. 346.13 НК РФ невыполнимо и в силу неисполнимости является изменением налогового законодательства, ухудшающего положение налогоплательщика, применявшего упрощенную систему налогообложения, предусмотренную Федеральным законом от 24.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку вообще лишает налогоплательщика права на использование упрощенной системы налогообложения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 287, 289 АПК РФ, суд
решение от 20.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2003 по делу N А40-4903/03-90-36 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 27 по Юго-Западному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 04.11.2003 N КА-А40/8650-03
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 ноября 2003 г. Дело N КА-А40/8650-03
Предприниматель без образования юридического лица Р. обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения Инспекции МНС России N 27 по Юго-Западному административному округу города Москвы, оформленного письмом N 06-21/04 от 05.01.2003, незаконным и об обязании Инспекции выдать патент на 2003 г. на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с Федеральным законом N 222-ФЗ от 29.12.1995 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Решением от 20.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2003, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требование предпринимателя в связи с наличием у предпринимателя права на применение данного налогового режима со ссылкой на статью 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 27, в которой налоговый орган просит судебные акты отменить и принять решение об отказе в удовлетворении требований Общества, поскольку Закон от 24.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", предусматривающий выдачу патента, утратил силу. В жалобе Инспекция также считает, что в связи с введением в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации положение налогоплательщика не ухудшается.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, Р. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица 19.12.2000, что подтверждается свидетельством N 1/25629:01 (л. д. 8), и занималась предпринимательской деятельностью с правом применения в 2002 году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на основании патента (л. д. 9). Предприниматель 10.01.2003 обратилась в налоговый орган с заявлением на выдачу патента для применения в 2003 году упрощенного порядка налогообложения.
Вместе с тем, налоговый орган не учел, что данный налоговый режим, хотя и с существенными изменениями относительно порядка его применения, правового положения субъектов предпринимательской деятельности в 2003 году продолжает действовать и регулируется нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом право выбора режима налогообложения, также как и в соответствии с ранее действовавшим законодательством, остается за субъектом малого предпринимательства.
В силу ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" за субъектами малого предпринимательства сохраняется в течение 4-х лет их деятельности тот порядок налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями.
Таким образом, законодатель установил, что, несмотря на изменения налогового законодательства, обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности, государством гарантируются стабильные условия налогообложения для субъектов малого предпринимательства в первые четыре года их деятельности.
Глава 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения вступила в силу с 2003 г. Предприниматель зарегистрирован 19.12.2000, то есть до 19.12.2004 предприниматель вправе применять порядок налогообложения, установленный Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", действовавший на момент государственной регистрации предпринимателя в связи с длительным характером правоотношений, сложившихся между предпринимателем и налоговым органом по применению упрощенной системы налогообложения на основании Федерального закона от 24.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Поскольку предприниматель Р. с 2002 года применяла упрощенную систему налогообложения, арбитражный суд первой инстанции и апелляционной инстанции правомерно признал не соответствующим требованиям налогового законодательства и конституционным положениям отказ Инспекции в предоставлении предпринимателю права на применение упрощенной системы налогообложения в 2003 г.
Данный вывод суда соответствует Определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N 111-О и от 07.02.2002 N 37-О.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований предпринимателя.
Довод Инспекции о том, что Р. должна была снова подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, является необоснованным, поскольку предприниматель уже подала такое заявление и перешла на упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" отказ от осуществления упрощенной системы налогообложения осуществляется при условии подачи соответствующего заявления субъектом малого предпринимательства в налоговый орган. Подобного заявления Р. в налоговый орган не подавала. В соответствии со ст. 18 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения является переходом на специальный налоговый режим, при котором происходит замена обязанности по уплате предусмотренной действующим налоговым законодательством совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплатой стоимости патента. Понятие специального налогового режима, установленного указанной статьей Кодекса, не изменялось, а главой 26.2 НК РФ устанавливается лишь новый порядок ее применения.
Таким образом, изменение законодательства для предпринимателя не означает автоматического прекращения его права на применение упрощенной системы налогообложения и не влечет для него обязанности отказаться от выбранного ранее специального режима налогообложения, а затем вновь подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Требование налогового органа о подаче предпринимателем заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" от 24.07.2002 N 104-ФЗ не основано на ст. 346.13 НК РФ, поскольку такое заявление может быть подано лишь в период с 01 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Таким образом, в данном случае это требование ст. 346.13 НК РФ невыполнимо и в силу неисполнимости является изменением налогового законодательства, ухудшающего положение налогоплательщика, применявшего упрощенную систему налогообложения, предусмотренную Федеральным законом от 24.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку вообще лишает налогоплательщика права на использование упрощенной системы налогообложения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2003 по делу N А40-4903/03-90-36 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 27 по Юго-Западному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)