Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 января 2007 года Дело N Ф08-6847/2006-1А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройторгсервис", в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, направившего ходатайство от 18.01.2007 N 05/249 о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, и третьих лиц - Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2006 по делу N А32-44040/2005-51/1064, установил следующее.
ООО "Стройторгсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 26.07.2005 N 24-30/88 в части доначисления 2032460 рублей НДС, 298020 рублей пени, 406492 рублей штрафа; 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 387664 рублей штрафа; 3186057 рублей штрафа за непредставление деклараций по НДС и налога на прибыль. Общество также просило взыскать в его пользу за счет казны Российской Федерации убытки в виде уплаченных налоговых платежей: по НДС в сумме 2032460 рублей, по налогу на прибыль - 524969 рублей и взыскать за счет казны Краснодарского края убытки в виде уплаченных налоговых платежей: 1413378 рублей налога на прибыль.
Решением суда от 07.09.2006 решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления 2032460 рублей НДС, 298020 рублей пени, 406492 рублей штрафа; 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 387664 рублей штрафа; 3186057 рублей штрафа за непредставление деклараций по НДС и налога на прибыль. В остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество в силу пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно не включило в налоговую базу при исчислении единого налога по упрощенной системе налогообложения сумму фактически не полученного дохода.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении требований, полагая, что при передаче организацией-цедентом права требования третьему лицу на основании договора цессии дебиторская задолженность погашается в день вступления в силу договора, сумма по которому должна быть включена в общую налогооблагаемую базу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку общества по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 01.10.2004.
Проверкой установлено, что предприятие находилось на упрощенной системе налогообложения с 02.12.2002.
По данным налогоплательщика за 9 месяцев 2004 года им получен доход в сумме 14948123 рублей. По мнению налоговой инспекции, общество занизило свой доход на 7995217 рублей, поскольку не включило в доход 3 квартала 2004 года переданные им на основании договоров цессии права требования третьему лицу (ООО "Бетон"). Таким образом, налогоплательщик превысил допустимый размер дохода (15 млн. рублей), разрешенный при применении упрощенной системы налогообложения. Такой налогоплательщик, указывает налоговый орган, считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Решением от 26.07.2005 N 24-30/88 обществу доначислено 2032460 рублей налога на добавленную стоимость, 298020 рублей пени, 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 340383 рубля НДФЛ, 78155 рублей пени. Общая сумма налоговых санкций составила 3186057 рублей.
Заявление общества в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении 2032460 рублей НДС, 298020 рублей пени, 406492 рублей штрафа; 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 387664 рублей штрафа; 3186057 рублей штрафа за непредставление деклараций по НДС и налога на прибыль удовлетворено.
Суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 02.12.2002 заявитель осуществлял предпринимательскую деятельность, уплачивая единый налог по упрощенной системе налогообложения, в связи с чем был освобожден от уплаты налога на прибыль и НДС, у него отсутствовала обязанность по представлению налоговых деклараций по вышеуказанным налогам.
В качестве объекта налогообложения обществом выбраны "доходы", что зафиксировано в уведомлении от 02.12.2002 о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
В июле 2004 года заявитель заключил с ООО "Бетон" договоры переуступки права требования (договоры цессии), в которых общество выступало в качестве цедента, а ООО "Бетон" в качестве цессионария. По условиям договоров цедент обязался передать в трехдневный срок цессионарию документы, подтверждающие право требования кредиторской задолженности, а цессионарий в свою очередь обязался в течение 10-дневного срока перечислить на расчетный счет заявителя денежные средства за переуступку права требования.
Актом сверки расчетов от 01.08.2005 выявлена задолженность цессионария перед цедентом в сумме 7986585 рублей 51 копейки. Задолженность образовалась в результате неисполнения ООО "Бетон" обязательств по договорам переуступки права требования. В дополнительном соглашении к договорам цессии от 01.08.2005 ООО "Бетон" признало факт наличия задолженности в сумме 7986585 рублей 51 копейки и обязалось в срок до 31.12.2005 исполнить свои обязательства по договорам.
Таким образом, представленные в материалы доказательства подтверждают вывод суда о том, что оплата по договорам от 20.07.2004 обществу не поступала. Налоговая инспекция не оспаривает тот факт, что на момент проведения проверки задолженность не погашена.
В силу пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении единого налога при применении организацией упрощенной системы налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса установлено, что датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 Кодекса).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что объектом налогообложения при использовании упрощенной системы налогообложения являются реально полученные налогоплательщиком денежные средства. При этом необходимым условием для включения в налоговую базу по единому налогу дохода является его непосредственное получение. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает отнесение к объекту налогообложения единым налогом неполученных доходов вне зависимости от причин их неполучения.
Суд установил и налоговая инспекция не оспаривает, что ООО "Бетон", являясь цессионарием в договорах уступки права требования, приняло надлежащее исполнение обществом своих обязательств, однако стоимость уступленных прав не уплатило.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о занижении обществом доходов на 7995217 рублей не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Ссылка налоговой инспекции на статьи 132, 309, 314, 382 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку гражданско-правовые нормы не регулируют особенности формирования налоговой базы по различным налогам.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования общества в обжалуемой части.
Основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2006 по делу N А32-44040/2005-51/1064 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2007 N Ф08-6847/2006-1А ПО ДЕЛУ N А32-44040/2005-51/1064
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 29 января 2007 года Дело N Ф08-6847/2006-1А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройторгсервис", в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, направившего ходатайство от 18.01.2007 N 05/249 о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, и третьих лиц - Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2006 по делу N А32-44040/2005-51/1064, установил следующее.
ООО "Стройторгсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 26.07.2005 N 24-30/88 в части доначисления 2032460 рублей НДС, 298020 рублей пени, 406492 рублей штрафа; 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 387664 рублей штрафа; 3186057 рублей штрафа за непредставление деклараций по НДС и налога на прибыль. Общество также просило взыскать в его пользу за счет казны Российской Федерации убытки в виде уплаченных налоговых платежей: по НДС в сумме 2032460 рублей, по налогу на прибыль - 524969 рублей и взыскать за счет казны Краснодарского края убытки в виде уплаченных налоговых платежей: 1413378 рублей налога на прибыль.
Решением суда от 07.09.2006 решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления 2032460 рублей НДС, 298020 рублей пени, 406492 рублей штрафа; 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 387664 рублей штрафа; 3186057 рублей штрафа за непредставление деклараций по НДС и налога на прибыль. В остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество в силу пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно не включило в налоговую базу при исчислении единого налога по упрощенной системе налогообложения сумму фактически не полученного дохода.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении требований, полагая, что при передаче организацией-цедентом права требования третьему лицу на основании договора цессии дебиторская задолженность погашается в день вступления в силу договора, сумма по которому должна быть включена в общую налогооблагаемую базу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку общества по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 01.10.2004.
Проверкой установлено, что предприятие находилось на упрощенной системе налогообложения с 02.12.2002.
По данным налогоплательщика за 9 месяцев 2004 года им получен доход в сумме 14948123 рублей. По мнению налоговой инспекции, общество занизило свой доход на 7995217 рублей, поскольку не включило в доход 3 квартала 2004 года переданные им на основании договоров цессии права требования третьему лицу (ООО "Бетон"). Таким образом, налогоплательщик превысил допустимый размер дохода (15 млн. рублей), разрешенный при применении упрощенной системы налогообложения. Такой налогоплательщик, указывает налоговый орган, считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Решением от 26.07.2005 N 24-30/88 обществу доначислено 2032460 рублей налога на добавленную стоимость, 298020 рублей пени, 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 340383 рубля НДФЛ, 78155 рублей пени. Общая сумма налоговых санкций составила 3186057 рублей.
Заявление общества в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении 2032460 рублей НДС, 298020 рублей пени, 406492 рублей штрафа; 1938347 рублей налога на прибыль, 225875 рублей пени, 387664 рублей штрафа; 3186057 рублей штрафа за непредставление деклараций по НДС и налога на прибыль удовлетворено.
Суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 02.12.2002 заявитель осуществлял предпринимательскую деятельность, уплачивая единый налог по упрощенной системе налогообложения, в связи с чем был освобожден от уплаты налога на прибыль и НДС, у него отсутствовала обязанность по представлению налоговых деклараций по вышеуказанным налогам.
В качестве объекта налогообложения обществом выбраны "доходы", что зафиксировано в уведомлении от 02.12.2002 о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
В июле 2004 года заявитель заключил с ООО "Бетон" договоры переуступки права требования (договоры цессии), в которых общество выступало в качестве цедента, а ООО "Бетон" в качестве цессионария. По условиям договоров цедент обязался передать в трехдневный срок цессионарию документы, подтверждающие право требования кредиторской задолженности, а цессионарий в свою очередь обязался в течение 10-дневного срока перечислить на расчетный счет заявителя денежные средства за переуступку права требования.
Актом сверки расчетов от 01.08.2005 выявлена задолженность цессионария перед цедентом в сумме 7986585 рублей 51 копейки. Задолженность образовалась в результате неисполнения ООО "Бетон" обязательств по договорам переуступки права требования. В дополнительном соглашении к договорам цессии от 01.08.2005 ООО "Бетон" признало факт наличия задолженности в сумме 7986585 рублей 51 копейки и обязалось в срок до 31.12.2005 исполнить свои обязательства по договорам.
Таким образом, представленные в материалы доказательства подтверждают вывод суда о том, что оплата по договорам от 20.07.2004 обществу не поступала. Налоговая инспекция не оспаривает тот факт, что на момент проведения проверки задолженность не погашена.
В силу пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении единого налога при применении организацией упрощенной системы налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса установлено, что датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 Кодекса).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что объектом налогообложения при использовании упрощенной системы налогообложения являются реально полученные налогоплательщиком денежные средства. При этом необходимым условием для включения в налоговую базу по единому налогу дохода является его непосредственное получение. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает отнесение к объекту налогообложения единым налогом неполученных доходов вне зависимости от причин их неполучения.
Суд установил и налоговая инспекция не оспаривает, что ООО "Бетон", являясь цессионарием в договорах уступки права требования, приняло надлежащее исполнение обществом своих обязательств, однако стоимость уступленных прав не уплатило.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о занижении обществом доходов на 7995217 рублей не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Ссылка налоговой инспекции на статьи 132, 309, 314, 382 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку гражданско-правовые нормы не регулируют особенности формирования налоговой базы по различным налогам.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования общества в обжалуемой части.
Основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2006 по делу N А32-44040/2005-51/1064 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)