РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.02.2007, 19.02.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-24036/06
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 февраля 2007 г. Дело N А41-К2-24036/06
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2007 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р., судей (заседателей), протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "ХПФ "Красная Поляна" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области о признании незаконным бездействия и обязании произвести зачет излишне уплаченного земельного налога, при участии в заседании: от истца - Р.С., доверенность N 8/2 от 30.08.2006, от ответчика - не явился, уведомлен,
ООО "ХПФ "Красная Поляна" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной ИФНС России N 13 по МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога за 2003 - 2004 гг. в сумме 2662676,69 руб. и обязании произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога за 2003 - 2004 гг. в сумме 2662676,69 руб., в том числе:
- 410304 руб. в счет имеющейся недоимки по земельному налогу за 2005 г.
1807666 руб. в счет имеющейся недоимки по земельному налогу за 2006 г.
444706,69 руб. в счет имеющейся недоимки.
Заявитель в заседание явился, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении требований.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в предыдущих заседаниях заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, суд установил, что заявленные требования следует удовлетворить по основаниям:
ООО "ХПФ "Красная Поляна" является плательщиком земельного налога за земельный участок, общей площадью 77270 кв. м, кадастровый N 50:41:030307:0003, расположенный на территории г. Лобня Московской области, предоставленный ООО "ХПФ "Красная Поляна" в постоянное (бессрочное) пользование постановлением главы г. Лобня от 11.09.2001 N 1240, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.10.2001, выданным Московской областной регистрационной палатой.
При исчислении земельного налога за 2003 - 2005 гг. ООО "ХПФ "Красная Поляна" ошибочно применяло ставки, установленные решениями Совета депутатов г. Лобни Московской области от 05.12.2002 N 30/323 в размере 27,58 руб. (за 2003 год), от 27.11.2003 N 43/511 в размере 30,34 руб. (за 2004 год), от 23.12.2004 N 9/143 в размере 33,37 руб. (за 2005 год).
Применение указанных ставок при расчете земельного налога для земель, предоставленных ООО "ХПФ "Красная Поляна", не соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", так как местным органом власти при расчете ставки земельного налога неправомерно применены повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога:
- - коэффициент 2,5, установленный ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 8/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области";
- - коэффициент 2,5, установленный ст. 9 Закона "О плате за землю в Московской области".
В таблице 2 приложения 2 к Федеральному закону установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Федеральном законе отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Земельный участок предоставлен ООО "ХПФ "Красная Поляна" в качестве территории производственного комплекса (согласно постановлению главы г. Лобня от 11.09.2001 N 1240) и в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесен к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относятся к отдельной категории земель - земель особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 ЗК РФ к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (местонахождениями минеральных вод, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Земли, предоставленные ООО "ХПФ "Красная Поляна", относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК РФ).
Территория, на которой располагается земельный участок, принадлежащий ООО "ХПФ "Красная Поляна", не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом.
Поскольку земля, предоставленная ООО "ХПФ "Красная Поляна", в установленном порядке не признана курортом, то такую землю не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 2,5 (установленный ст. 2 Закона "О плате за землю в Московской области") при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Лобня Московской области.
Повышающий коэффициент 2,5, установленный ст. 9 Закона "О плате за землю в Московской области" (приложение N 7 к Закону), как коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала и местоположения не может быть применен к исчислению земельного налога за земельный участок, предоставленный ООО "ХПФ "Красная Поляна", поскольку применяется только к городам, имеющим численность населения свыше 100 тыс. человек, к которым г. Лобня не относится.
Согласно справке от 19.10.2006 N 233/78-С-КЭ, выданной администрацией г. Лобня Московской области, численность населения г. Лобня на 01.01.2003 составляла 64745 человек, на 01.01.2004 - 65223 человека, а на 01.01.2005 - 65581 человек.
В соответствии с Федеральным законом налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 8 Федерального закона). При этом дифференциация в зависимости от статуса города, развития социально-культурного потенциала и местоположения предусмотрена только для населенных пунктов численностью от 100 тыс. человек (таблица 3, приложение 2 Федерального закона).
Законодательство не позволяет органам местного самоуправления увеличивать средние ставки налога, определенные Федеральным законом. Дифференциация ставок должна производиться в рамках средних ставок, субъекты РФ вправе устанавливать конкретные ставки налога лишь в случаях, прямо указанных в Федеральном законе.
Статья 8 Федерального закона не представляет субъектам Федерации право устанавливать ставки налога для городских и поселковых земель и вводить повышающие коэффициенты к средним ставкам, определенным Федеральным законом для данной категории земель.
Таким образом, ставки земельного налога, установленные решениями Совета депутатов г. Лобни Московской области от 05.12.2002 N 30/323 в размере 27,58 руб. (2003 год), от 27.11.2003 N 43/511 в размере 30,34 руб. (2004 год), от 23.12.2004 N 9/143 в размере 33,37 руб. (2005 год), завышены в связи с неправомерным применением повышающих коэффициентов.
Согласно п. 5 ст. 78 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Ст. 8 Федерального закона указывает, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Согласно приложению 2 (таблица 1) в городах Центрального экономического района с численностью населения 50 - 100 тыс. человек (к которым относится г. Лобня) средняя ставка налога составляет 1,70 руб./кв. м. При этом указано, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 году применяются с коэффициентом 50.
Соответствующими постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о ставках земельного налога и федеральными законами о бюджете к ставкам налога за земли городов и поселков определены коэффициенты индексации:
- 50 - в 1994 г.;
- 2 - в 1995 г.;
- 1,5 - в 1996 г.;
- 2 - в 1997 г.;
- 2 - в 1999 г.;
- 1,2 - в 2000 г.;
- 2 - в 2002 г.;
- 1,8 - в 2003 г.;
- 1,1 - в 2004 г.;
- 1,1 - в 2005 г.
В 1995 - 1996 гг. ставки земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" и от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году". Далее ставки и средние размеры индексировались согласно Федеральным законам от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ", от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ".
В то же время ставки и средние размеры земельного налога не индексировались в 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" и в 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
Согласно Указу Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" с 01.01.1998 проводилась деноминация рубля, в связи с чем, значения ставок и размеров земельного налога уменьшились в 1000 раз.
С учетом коэффициентов индексации, установленных в 1995 - 1997 гг., в 1999 - 2000 гг., в 2002 - 2005 гг. для ставок земельного налога, налоговые ставки для земель г. Лобня следующие:
- - в 2003 г. 4,39 руб./кв. м = 1,70 руб./кв. м x 50 x 2 x 1,5 x 2 / 1000 x 2 x 1,2 x 2 x 1,8;
- - в 2004 г. 4,83 руб./кв. м = 1,70 руб./кв. м x 50 x 2 x 1,5 x 2 / 1000 x 2 x 1,2 x 2 x 1,8 x 1,1;
- - в 2005 г. 5,31 руб./кв. м = 1,70 руб./кв. м x 50 x 2 x 1,5 x 2 / 1000 x 2 x 1,2 x 2 x 1,8 x 1,1 x 1,1.
Следовательно, за находящийся в пользовании земельный участок ООО "ХПФ "Красная Поляна" обязано уплатить земельный налог в следующем размере:
- - за 2003 г. 339216 руб. = 4,49 руб./кв. м x 77270 кв. м;
- - за 2004 г. 373714 руб. = 4,83 руб./кв. м x 77270 кв. м;
- - за 2005 г. 410304 руб. = 5,31 руб./кв. м x 77270 кв. м.
Учитывая изложенное, заявитель произвел перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за 2003 - 2005 гг. и представил ответчику уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг. Копии указанных деклараций и доказательства их направления ответчику имеются в материалах дела.
Фактически ООО "ХПФ "Красная Поляна" ошибочно начислило и уплатило следующие суммы земельного налога:
┌─────────┬────────────┬───────────────────────────────────────┬──────────────────┬──────────────────┐ │ Период │ Ошибочно │Уплачено, руб. │ Недоимка │Недоимка на день │ │ │ │ │ нарастающим │подачи │ │ │начислено, │ │ итогом на конец │уточненных │ │ │ руб. ├───────────────┬───────────┬───────────┤ │ │ │ │ │в качестве │в качестве │всего в │периода (исходя из│деклараций (исходя│ │ │ │недоимки за │текущих │течение │первоначально │из первоначально │ │ │ │предшествующий │платежей │периода │начисленных сумм │начисленных сумм │ │ │ │период │ │ │налога), руб. │налога), руб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │2003 год │ 2131106,00 │ 0,00│ 891888,00│ 891888,00│ 1239218,00│ 0,0│ ├─────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │2004 год │ 2344372,00 │ 1239218,00│ 1244000,69│ 2483218,69│ 1100371,31│ 1100371,31│ ├─────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │2005 год │ 2578500,00 │ 0,00│ 0,00│ 0,00│ 3678871,31│ 2578500,00│ └─────────┴────────────┴───────────────┴───────────┴───────────┴──────────────────┴──────────────────┘
Доказательством приведенного порядка уплаты земельного налога за 2003 и 2004 гг. служит акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом от 22.02.2005 N 1556, подписанный между заявителем и ответчиком.
Оплата земельного налога за 2005 год заявителем не производилась.
Таким образом, ООО "ХПФ "Красная Поляна" в 2003 - 2004 гг. излишне уплатило земельный налог на сумму 2662676,69 руб., в том числе:
- - за 2003 г. Г79Г890 руб. = 2131406 руб. - 339216 руб.;
- - за 2004 г. 870786,69 руб. = Г244000,69 руб. - 373214 руб.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
На момент подачи заявления о зачете у заявителя имелась недоимка по налогам, в том числе:
1) по земельному налогу:
- - за 2005 год в размере 410304 руб. (согласно уточненной декларации);
- - за 2006 год в размере 903833 руб.
2) по налогу на имущество организаций в размере 444706,69 руб.
В своем заявлении заявитель просил ответчика зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога за 2003 - 2004 гг. в размере 2662676,69 руб., в том числе:
- - 410304 руб. в счет недоимки по земельному налогу за 2005 г.;
- - 903833 руб. в счет недоимки по земельному налогу за 2006 г.;
- - 903833 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за 2006 г.;
- - 444706,69 руб. в счет недоимки по налогу на имущество организаций.
С момента подачи заявления о зачете, а также с момента обращения заявителя в суд размер недоимки по земельному налогу, подлежащему уплате в 2006 году, увеличился и на сегодняшний день составляет 1807666 рублей (903833 руб. + 903833 руб.).
Согласно п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение должно быть вынесено в течение пяти дней после получения заявления. При этом налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете (п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Заинтересованное лицо своевременно не вынесло решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения о зачете (возврате) заявителем суммы земельного налога за 2003 - 2004 гг. нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченного налога, предусмотренные пп. 5 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 78 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога за 2003 - 2004 гг. в сумме 2662676,69 руб.
Обязать произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога за 2003 - 2004 гг. в сумме 2662676,69 руб., в том числе:
- 410304 руб. в счет имеющейся недоимки по земельному налогу за 2005 г.
1807666 руб. в счет имеющейся недоимки по земельному налогу за 2006 г.
444706,69 руб. в счет имеющейся недоимки
Возвратить ООО ХПФ "Красная Поляна" из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную квитанцией N 0049 от 17.10.2006.
Выдать исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)