Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2005 ПО ДЕЛУ N 09АП-5492/04-АК

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 14 января 2005 г. Дело N 09АП-5492/04-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2005 г.
- Девятый апелляционный арбитражный суд в составе: председательствующего судьи С., судей - Л.И.Д., Ц., при ведении протокола судебного заседания секретарем Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России в Центральном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2004 г. по делу N А40-48919/04-144-41 (судья К.) по заявлению ОАО "ВНИКИ" к РО ФКЦБ России в ЦФО о признании незаконным распоряжения, при участии: от заявителя - Ф. по дов. от 10.12.2004; П. по дов. от 13.12.2004; от ответчика - Л.О.В. по дов. от 22.12.2004;
- УСТАНОВИЛ:

Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (далее - акционерное общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России в Центральном федеральном округе от 06.09.2004 N 1789 "О признании выпуска ценных бумаг ОАО "Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт" несостоявшимися и об аннулировании его государственной регистрации.
Решением от 23.09.2004 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что распоряжение не соответствует требованиям законодательства о рынке ценных бумаг, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Региональное отделение не согласилось с принятым решением и подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы суда, положенные в основу решения, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что государственная регистрация выпуска акций в 1996 г. производилась всего лишь в связи с принятием решения об увеличении уставного капитала на сумму переоценки основных фондов за счет увеличения номинальной стоимости ранее выпущенных акций. Считает, что государственная регистрация выпуска акций соответствовала действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемое распоряжение регионального отделения принято в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон), поскольку эмитентом не был представлен отчет об итогах выпуска ценных бумаг в тридцатидневный срок по окончании срока размещения выпуска акций.
Представитель заявителя пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что регистрация выпуска акций аннулирована незаконно, поскольку требования законодательства об эмиссии ценных бумаг акционерное общество не нарушало. Полагает, что при аннулировании регистрации акционерное общество окажется перед угрозой утраты уставного капитала и ликвидации.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, акционерное общество учреждено в процессе приватизации Департаментом финансов правительства Москвы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992 N 547 была произведена государственная регистрация выпуска акций заявителя с присвоением 03.06.1994 номера 73-1 "П"-3161. Всего было выпущено по 1000 рублей 12005 акций на сумму 12005000 рублей, в том числе обыкновенных акций 8525 на сумму 8525000 рублей, привилегированных акций 3480 на сумму 3480000 рублей.
Согласно протоколу от 22.06.1996 N 1/96 общее собрание акционеров заявителя приняло решение увеличить уставной капитал акционерного общества до 1200500000 рублей путем увеличения номинальной стоимости акций с 1000 до 100000 рублей. Вид выпускаемых ценных бумаг определен как обыкновенные именные акции, предоставляющие акционерам одинаковые права. Эмиссия осуществляется за счет переоценки основных фондов, акции распространяются между акционерами пропорционально их доле в уставном капитале акционерного общества, зафиксированной в реестре акционеров на момент проведения собрания акционеров, при этом датой распространения выпускаемых акций определен день государственной регистрации решения в Департаменте финансов г. Москвы, датой окончания распространения - 01.11.1996.
Департаментом финансов г. Москвы произведена государственная регистрация первичного выпуска акций при увеличении размеров уставного капитала названного акционерного общества без изменения количества акций (12005 штук) за счет увеличения номинальной стоимости ранее выпущенных при приватизации акций до 100000 руб., присвоен код государственной регистрации N 73-1-6954 от 09.09.1996, и одновременно аннулирован код государственной регистрации N 73-1 "П"-3161 от 03.06.1994.
06.07.2004 за N 01-06/198 акционерное общество обратилось в региональное отделение с заявлением о выдаче документов, подтверждающих государственную регистрацию отчетов об итогах выпуска ценных бумаг в 1994 и 1996 годах.
Региональное отделение в письме от 23.07.2004 N 08-04/19821 сообщило, что отчеты об итогах вышеназванных выпусков ответчику не поступали, указало на необходимость представления отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 09.09.1996 N 73-1-6954 и пояснило, что представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 03.06.1994 N 73-1-3161 не требуется, поскольку указанный код государственной регистрации был аннулирован Департаментом финансов правительства Москвы.
Распоряжением регионального отделения от 06.09.2004 N 1789 в связи с нарушением требований ст. 25 и на основании ст. 26 Федерального закона, п. п. 4.1 и 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, принято решение о признании несостоявшимся выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций заявителя, зарегистрированных Департаментом финансов г. Москвы 09.09.1996, регистрационный номер выпуска 73-1-6954, и об аннулировании государственной регистрации указанного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных.
Удовлетворяя требования акционерного общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
Переоценка основных фондов акционерного общества производилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.1993 N 1233 "О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций" в Российской Федерации по состоянию на 01.01.1994. Переоценка основных фондов, числящихся на балансе юридических лиц, проводилась в учетных целях, в связи с чем подлежал увеличению размер уставного капитала. Данный процесс был урегулирован нормативным актом, зарегистрированным в Минюсте РФ 15.02.1994 за N 494 Письмом Минфина РФ от 07.02.1994 N 14 "О некоторых вопросах оценки стоимости имущества приватизируемых предприятий, порядке изменения размеров уставных капиталов акционерных обществ в связи с переоценкой основных фондов на 1 января 1994 года", которое утратило силу с изданием Приказа Минфина РФ от 25.02.97 N 18.
Согласно п. 4.1 вышеупомянутого Письма увеличение уставного капитала в случае увеличения номинальной стоимости выпущенных акций требует аннулирования регистрации ранее выпущенных акций и регистрации выпуска акций с новым номиналом. В данном случае согласно письму Департамента финансов г. Москвы аннулирован код ранее выпущенных акций от 03.06.1994 N 73-1 "П"-3161, и произведена государственная регистрация первичного выпуска акций при увеличении размера уставного капитала с присвоением кода государственной регистрации от 09.09.1996 за N 73-1-6954. Количество акций при этом не изменилось, а лишь увеличилась их номинальная стоимость с 1000 до 100000 рублей. Согласно этому же пункту Письма регистрация увеличения уставного капитала на сумму переоценки основных фондов проходит в соответствии с Инструкцией Минфина России от 03.03.1992 N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг" в финансовых органах, осуществивших регистрацию плана приватизации при учреждении акционерного общества. Правила регистрации определены в п. п. 5, 13 названной Инструкции.
Суд первой инстанции сделал вывод, что государственная регистрация первичного выпуска акций при увеличении размера уставного капитала общества в связи с обязательной переоценкой стоимости основных фондов была произведена в соответствии с правилами, установленными упомянутым Письмом Минфина РФ от 07.02.94 N 14, поэтому как такового размещения акций в результате увеличения уставного капитала в связи с переоценкой основных фондов не производилось.
Таким образом, оспариваемое распоряжение не соответствует законодательству о рынке ценных бумаг, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
На день принятия решения о выпуске обыкновенных именных акций (22.06.1996) действовал Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (22.04.1996), который регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который вступил в законную силу с 03.05.1996.
Согласно Федеральному закону эмиссия ценных бумаг - это установленная настоящим Законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Как видно из материалов дела, акционерное общество на основании вышеупомянутых нормативных актов имело право на увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций в связи с переоценкой основных фондов.
В данном случае на заявителя возлагалась обязанность соблюдать установленную Федеральным законом последовательность при размещении ценных бумаг.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.
Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:
1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
3) количество размещенных ценных бумаг;
4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.
Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.
Ранее обязанность по предоставлению отчета об итогах выпуска ценных бумаг ежеквартально и ежегодно была установлена Инструкцией "О порядке составления эмитентами ценных бумаг отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и о порядке составления и представления акционерными обществами годовых отчетов по ценным бумагам", сообщенной Письмом Минфина РФ от 05.05.1994. Указанная Инструкция зарегистрирована в Минюсте РФ 17.05.1994 N 566.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что при государственной регистрации выпуска акций в 1996 г. акционерное общество обязано было представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган.
Кроме того, государственная регистрация выпуска ценных бумаг от 03.06.1994 N 73-1-3161 предусматривала выпуск 8525 обыкновенных и 3480 привилегированных акций. В связи с увеличением номинальной стоимости акций до 100000 рублей они были определены как обыкновенные именные акции, и им был присвоен код государственной регистрации N 73-1-6954 от 09.09.1996.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции - от 13.06.1996) акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или уставом общества, привилегированные акции одного типа предоставляют их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость.
В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.
В данном случае апелляционный суд делает вывод, что выпуск акций кода государственной регистрации N 73-1-6954 от 09.09.1996 был обусловлен не только увеличением номинальной стоимости ранее выпущенных акций, но и перераспределением прав акционеров, поскольку вышеупомянутым выпуском определен вид ценных бумаг как обыкновенные именные акции, предоставляющие акционерам одинаковые права.
Таким образом, довод заявителя об увеличении лишь номинальной стоимости акций необоснован, поэтому акционерное общество после 01.11.1996 обязано было в 30-дневный срок представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган, но отчет представлен не был.
При таких обстоятельствах распоряжение регионального отделения от 06.09.2004 N 1789 правомерно и обоснованно.
Довод заявителя о том, что при аннулировании государственной регистрации выпуска акций акционерное общество окажется перед угрозой утраты уставного капитала и ликвидации, необоснован. В данном случае признание второго выпуска акций заявителя (73-1-6954) несостоявшимся и внесение в реестр записи об аннулировании ценных бумаг этого выпуска не является основанием для признания несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации первого выпуска ценных бумаг акционерного общества, размещенных при его создании. Первый выпуск акций не признан недействительным или несостоявшимся, следовательно, ценные бумаги этого выпуска могут быть восстановлены.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 271 и 272 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.10.2004 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-48919/04-144-41 отменить.
Отказать ОАО "ВНИКИ" в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения РО ФКЦБ в ЦФО от 06.09.2004 N 1789.
Взыскать с ОАО "ВНИКИ" госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 500 рублей.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)