Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2004 N А68-АП-11/10-03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 19 января 2004 г. Дело N А68-АП-11/10-03


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение от 27.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-11/10-03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Тулачермет" (далее по тексту - ОАО "Тулачермет") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее по тексту - Инспекция) от 23.09.2002 N 02-2889 об отказе в проведении зачета в счет предстоящих платежей по земельному налогу излишне уплаченных сумм этого налога за период с 1999 г. по 2001 г. в федеральный бюджет в сумме 6331112 руб. 77 коп., бюджет Тульской области - 4220741 руб. 85 коп., бюджет г. Тулы - 10551854 руб. 62 коп. и обязании провести зачет указанных сумм (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 25.09.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Тулачермет" просит судебные акты отменить, полагая, что они вынесены с нарушением норм материального права, и принять новое решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда.
Как видно из материалов дела, налогоплательщик направил в Межрайонную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 г., 2000, 2001 гг. и заявление о зачете излишне уплаченных сумм этого налога в счет предстоящих платежей, полагая, что применяемые обществом за указанные периоды коэффициенты, повышающие ставки налога, установленные Законом РФ N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 г.", Законом РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г.", Законом РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 г.", не должны применяться в силу п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ.
Инспекция не нашла оснований для удовлетворения требования плательщика и Решением от 23.09.2002 N 02-2889 отказала ему в проведении зачета.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, ОАО "Тулачермет" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон по существу спора, правильно применил материальные нормы права и вынес обоснованные судебные акты по делу.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 указанного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 15 ФЗ от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г. Следовательно, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Исходя из положений Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.94 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ федеральные законы о бюджете на конкретный год вступают в силу со дня подписания.
Поскольку упомянутые Федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 1999, 2000 и 2001 гг., и эти Федеральные законы действовали к дате исчисления налога, установленной ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", следует признать, что суд правомерно посчитал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отнесения спорных сумм земельного налога, показанных ОАО "Тулачермет" в уточненных налоговых декларациях, к излишне уплаченным, и для проведения зачета согласно ст. 78 НК РФ.
Довод налогоплательщика о том, что данные ставки не подлежали применению на основании п. 1 ст. 5 НК РФ, правомерно признан судом несостоятельным, поскольку действие Федеральных законов о бюджете распространяется на конкретный год и ограничено временными рамками, а нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов к ставкам земельного налога, не имеют обратной силы и тем самым не нарушают прав налогоплательщиков.
Кроме того, как правильно указали суды обеих инстанций, законность всех вышеперечисленных федеральных законодательных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования, в установленном порядке оспорена не была.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку бюджетный коэффициент к ставке земельного налога относится к порядку исчисления налога и не изменяет ее размер, а Законами о бюджете предусмотрено применение коэффициентов только в течение одного года, и, значит, у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать земельный налог в следующем году с учетом коэффициента прошлого года, несостоятелен.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год ставки земельного налога на очередной календарный год индексировались практически ежегодно. Причем положения этих федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанных федеральных законов, следует, что применение ставок земельного налога, предусмотренных Законом РФ "О плате за землю", с учетом их индексации согласно федеральным законам о бюджете на соответствующий финансовый год, правомерно.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-11/10-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 19 января 2004 г. Дело N А68-АП-11/10-03


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение от 27.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-11/10-03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Тулачермет" (далее по тексту - ОАО "Тулачермет") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее по тексту - Инспекция) от 23.09.2002 N 02-2889 об отказе в проведении зачета в счет предстоящих платежей по земельному налогу излишне уплаченных сумм этого налога за период с 1999 г. по 2001 г. в федеральный бюджет в сумме 6331112 руб. 77 коп., бюджет Тульской области - 4220741 руб. 85 коп., бюджет г. Тулы - 10551854 руб. 62 коп. и обязании провести зачет указанных сумм (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 25.09.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Тулачермет" просит судебные акты отменить, полагая, что они вынесены с нарушением норм материального права, и принять новое решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда.
Как видно из материалов дела, налогоплательщик направил в Межрайонную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 г., 2000, 2001 гг. и заявление о зачете излишне уплаченных сумм этого налога в счет предстоящих платежей, полагая, что применяемые обществом за указанные периоды коэффициенты, повышающие ставки налога, установленные Законом РФ N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 г.", Законом РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г.", Законом РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 г.", не должны применяться в силу п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ.
Инспекция не нашла оснований для удовлетворения требования плательщика и Решением от 23.09.2002 N 02-2889 отказала ему в проведении зачета.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, ОАО "Тулачермет" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон по существу спора, правильно применил материальные нормы права и вынес обоснованные судебные акты по делу.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 указанного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 15 ФЗ от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г. Следовательно, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Исходя из положений Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.94 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ федеральные законы о бюджете на конкретный год вступают в силу со дня подписания.
Поскольку упомянутые Федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 1999, 2000 и 2001 гг., и эти Федеральные законы действовали к дате исчисления налога, установленной ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", следует признать, что суд правомерно посчитал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отнесения спорных сумм земельного налога, показанных ОАО "Тулачермет" в уточненных налоговых декларациях, к излишне уплаченным, и для проведения зачета согласно ст. 78 НК РФ.
Довод налогоплательщика о том, что данные ставки не подлежали применению на основании п. 1 ст. 5 НК РФ, правомерно признан судом несостоятельным, поскольку действие Федеральных законов о бюджете распространяется на конкретный год и ограничено временными рамками, а нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов к ставкам земельного налога, не имеют обратной силы и тем самым не нарушают прав налогоплательщиков.
Кроме того, как правильно указали суды обеих инстанций, законность всех вышеперечисленных федеральных законодательных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования, в установленном порядке оспорена не была.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку бюджетный коэффициент к ставке земельного налога относится к порядку исчисления налога и не изменяет ее размер, а Законами о бюджете предусмотрено применение коэффициентов только в течение одного года, и, значит, у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать земельный налог в следующем году с учетом коэффициента прошлого года, несостоятелен.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год ставки земельного налога на очередной календарный год индексировались практически ежегодно. Причем положения этих федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанных федеральных законов, следует, что применение ставок земельного налога, предусмотренных Законом РФ "О плате за землю", с учетом их индексации согласно федеральным законам о бюджете на соответствующий финансовый год, правомерно.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-11/10-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)