Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.01.2005 ПО ДЕЛУ N А40-52252/03-115-587

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 20 января 2005 г. Дело N А40-52252/03-115-587

Арбитражный суд г. Москвы в составе: председательствующего П., при ведении протокола судебного заседания судьей П., рассмотрел дело по заявлению ООО "Форт Регион" к ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы о признании недействительными решения N 10/60 от 14.11.2003 и требования об уплате налога N 10/60 от 17.11.2003, при участии от заявителя - Б. дов. от 31.03.2003, от ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы - С. дов. от 01.12.2004,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Форт Регион" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы N 10/60 от 14.11.2003 и требования об уплате налога N 10/60, выставленного ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы по состоянию на 14.11.2003.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемые им ненормативные акты налогового органа приняты в нарушение норм действующего законодательства и нарушают его права.
ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, с учетом постановления ФАС МО, приходит к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что 14.11.2003 ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы принято решение N 10/60 о привлечении заявителя к ответственности за выявленное нарушение, на основании которого ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы 14.11.2003 выставлено требование об уплате налога N 10/60.
Суд считает, что доводы заявителя о неправомерности оспариваемых ненормативных актов нашли частичное подтверждение в ходе судебного заседания по нижеследующему:
Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным.




В нарушение статьи 1 раздела 1 и ст. ст. 15, 16 раздела 5 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями), статьи 35 Земельного кодекса РФ от 21.02.2001 N 36-ФЗ, статьи 10 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. ООО "Форт Регион" не представлены на момент вынесения данного решения (срок представления налоговой декларации ежегодно не позднее 01 июля, срок уплаты земельного налога поквартально не позднее 20 числа последнего месяца квартала).
В соответствии с пунктом 11 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 основанием для установления взимания налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.01.2002 N 7486/01).
17 сентября 2003 г. N 10/52 Инспекцией выставлено требование о представлении налоговых деклараций по налогу на землю за 2000 - 2001 гг. (вручено организации - 19.09.2003 со сроком исполнения до 24.09.2003) на момент вынесения решения налоговые декларации по налогу на землю за 2000 - 2001 гг. не представлены. Для проверки правильности и своевременности исчисления налога на землю в ИМНС РФ N 5 23.09.2003 представлены следующие документы:
- Договор купли-продажи нежилого помещения от 10.08.1999 по адресу: Летниковская ул. д. 5, стр. 1 площадью 341,8 кв. м.
- Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.1999 N 013002 серия АА по адресу: Летниковская ул. д. 5, стр. 1
- Договор купли-продажи нежилого помещения от 10.08.1999 по адресу: Летниковская ул. д. 5, стр. 2 площадью 1676,6 кв. м.
- Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.1999 N 013002 серия АА по адресу: Летниковская ул. д. 5, стр. 2
- Технический паспорт на здание (строение) по адресу ул. Летниковская д. 5 стр. 1 площадью 341,8 кв. м (площадь земельного участка составляет по расчету 0,0664,4 га = 332,2 кв. м (площадь застройки) x 2)
- - Технический паспорт на здание (строение) по адресу ул. Летниковская д. 5 стр. 2 площадью 1676,6 кв. м (площадь земельного участка составляет по расчету 0,1824 га = 912 кв. м (площадь застройки) x 2);
- - Договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 30.11.2001 N М-05-504495 и от 24.10.2002.
Статьей 552 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору продажи здания или сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В пунктах 2 (предмет договора) договоров купли-продажи недвижимого помещения данное условие оговорено.
В соответствии со статьей 6 Закона г. Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" до межевания территории и государственной регистрации прав на землю юридические и физические лица, обладающие вещными правами или правами аренды (субаренды) на расположенные на неделимом земельном участке здания сооружения или помещения в них временно, на период оформления земельно-правовых отношений, должны осуществлять регулярные земельные платежи в виде земельного налога.
В связи с изложенным ООО "Форт Регион" является самостоятельным плательщиком земельного налога.
В соответствии со статьей 1 Закона г. Москвы N 34 площадь земельного участка, занимаемая зданием или сооружением и необходимая для его использования (до межевания территории) для целей налогообложения определяется суммированием площади застройки и расчетной дополнительной площади (для использования соответствующего здания или сооружения).
Расчет площади земельных участков:
1. Площадь застройки по Летниковской ул. д. 5 стр. 1 составляет - 332,2 кв. м (согласно технического паспорта, выданного Южным БТИ г. Москвы от 02.02.2000).
Площадь земельного участка:
332,2 x 2 = 664,4 кв. м = 0,06644 га.
2. Площадь застройки по Летниковской ул. д. 5 стр. 2 составляет - 912 кв. м (согласно технического паспорта, выданного Южным БТИ г. Москвы от 02.02.2000).
Площадь земельного участка:
912 x 2 = 1824 кв. м = 0,1824 га. Общая площадь (налогооблагаемая) земельных участков составляет - 2488,4 кв. м или 0,24884 га.
Ставка земельного налога 5 зона: 2000 г. - 392124 руб. за 1 га 2001 г. - 392124 руб. за 1 га.
Расчет земельного налога:
а) за 2000 г.
392124 руб. x 0,24884 га = 97576 руб. (по срокам 20.03.00 - 24394 руб., 20.06.00 - 24394 руб., 20.09.00 - 24394 руб., 20.12.00 - 24394 руб.)
б) за 2001 г.
392124 руб. x 0,24884 = 97576 : 12 x 11 м = 89445 руб. (с учетом перехода на арендную плату за землю с 30.11.2001) (по срокам 20.03.01 - 24394 руб., 20.06.01 - 24394 руб., 20.09.01 - 24394 руб., 20.12.01 - 16263 руб.).
Всего подлежит к уплате сумма земельного налога за 2000 - 2001 год - 187021 руб. (в требовании, вынесенном ИМНС РФ N 5 об уплате налога от 14.11.03 допущена техническая описка в сумме недоимки 162627 руб.).
Налог на землю за 2000 - 2001 гг. на момент вынесения решения и по настоящее время в бюджет не уплачен в сумме 187021 руб.




В связи с неуплатой земельного налога в установленные сроки организации начислены пени по состоянию на момент вынесения решения (14.11.03) в сумме 121761 руб. 98 коп. (по состоянию на 13.01.05 пени составляют - 174721 руб. 42 коп.) (З-н РФ ОТН.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" ст. 17) в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, а также пени производится, в соответствии ст. 78 НК РФ, согласно заявления налогоплательщика по соответствующему бюджету.
Суд считает, что при начислении, пени заявителю налоговым органом начислены излишне, поскольку, согласно ст. 17 Закона РФ "О плате за землю", налоговый период по земельному налогу равен календарному году. Отчетным периодом является квартал.
В соответствии со ст. 55 части 1 НК РФ определение налоговой базы и исчисление суммы налога, подлежащего уплате, производится по окончании налогового периода, который может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.




В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ (п. 16 Информационного письма от П.03.2003 N 71) под авансовыми платежами понимаются как платежи, уплачиваемые по декларациям за отчетные периоды в течение налогового периода (года), так и авансовые платежи, уплачиваемые в течение отчетного периода (квартала). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 части 1 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, уплата авансовых платежей как обязанность налогоплательщика в Налоговом кодексе не зафиксирована. Налоговый кодекс (ст. 75 ч. 1 НК РФ) не предусматривает начисление пени за несвоевременную уплату авансовых платежей.
Пленум ВАС РФ (п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ") рекомендовал арбитражным судам при рассмотрении споров, связанных со взысканием с налогоплательщика пени за просрочку уплаты авансовых платежей, исходить из того, что пени могут быть взысканы с налогоплательщика лишь в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за данный отчетный период.
Этот случай не имеет отношения к земельному налогу.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Сумма квартального авансового платежа определяется расчетным путем и не зависит от финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за данный отчетный период.
Следовательно, несвоевременную уплату авансового платежа по налогу на землю по закону нельзя приравнять к несвоевременной уплате самого налога.
Поскольку взимание пени является одной из мер обеспечения обязательств по уплате налогов и сборов (не авансовых платежей), исходя из правовой природы пени, суд считает неправомерным начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу, а поэтому находит, что пени начисленные заявителю в сумме превышающей 97058,70 руб. начислены неправомерно (согласно расчета заявителя от 18.01.2005).
Исходя из вышеизложенного, установлен факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогоплательщиком обязанности, предусмотренной пп. 4, 5, 9 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации а именно: представление налоговому органу в установленном порядке налоговых деклараций по налогам, которые они обязаны уплачивать.
Руководствуясь статьями 31, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, ИМНС РФ N 5 14 ноября 2003 г. вынесено решение N 10/60 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по ООО "Форт Регион".
1. Привлечь ООО "Форт Регион" ИНН 7723150089 к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2001 год (в срок до 01 июля 2001 г. - на момент вынесения решения не представлена) в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц начиная с 181-го дня, за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня в виде взыскания штрафа в размере 260% в сумме 232557 руб.
(89445 руб. x (30% + 10% x 23 мес.).
2. Привлечь к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 части 1 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на землю за 2000 - 2001 гг. в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Всего на сумму 37404 руб., в том числе за 2000 г. - 19515 руб. = (97576 руб. x 20%), за 2001 г. - 17889 руб. = (89445 руб. x 20%).
Довод заявителя о том, что у него имеется переплата по НДС, которая могла быть зачтена в счет недоимки по земельному налогу, не принимается судом, т.к. указанные налоги имеют разную правовую природу (НДС, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относится к федеральным налогам и сборам, а земельный налог, в соответствии со ст. 15 НК РФ, относится к местным налогам и сборам), что исключает возможность их зачета в порядке ст. 78 НК РФ.
Кроме этого, заявитель 14.11.2002 направил письмо в ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы о возврате переплаты по НДС на расчетный счет, т.е. фактически выразил волеизъявление о возврате НДС в порядке предусмотренном ст. 172 НК РФ. 14.11.2003 ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы дано заключение N 2695 по форме N 21 на возврат НДС из федерального бюджета в размере 1180271,84 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать недействительными решение ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы N 10/60 от 14.11.2003 и требование об уплате налога N 10/60 выставленное ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы 14.11.2003 в части доначисления и предложения уплатить пени в сумме 24702,98 руб., как не соответствующее требованиям НК РФ.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Отменить обеспечительные меры принятые определением суда от 19.01.2004.
Возвратить ООО "Форт регион" из федерального бюджета 500 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца после принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)