Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2009 ПО ДЕЛУ N А53-18792/2008-С5-34

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2009 г. по делу N А53-18792/2008-С5-34


Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Бобровой В.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Миридиан" и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 30646 и 30647, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя налоговой инспекции), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миридиан" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2009 (судья Стрекачев А.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 (судьи Шимбарева Н.В., Захарова Л.А., Колесов Ю.И.) по делу N А53-18792/2008-С5-34, установил следующее.
ООО "Миридиан" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа налоговой инспекции в регистрации объектов налогообложения общества по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 52-56, изложенного в письме от 26.06.2008 N 16-08-11/6266 (уточненное требование в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 15.01.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.04.2009, суд отказал в удовлетворении требования. Судебные акты мотивированы тем, что отказ налогового органа налогоплательщику в осуществлении после 30.06.2007 процедур, предусмотренных статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением регистрации выбытия игровых автоматов), соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ), поскольку отсутствуют доказательства осуществления обществом до 01.01.2007 деятельности в сфере игорного бизнеса по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 52-56.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя, общество не допустило нарушения порядка регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленного статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, в силу статьи 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Согласно договору о сотрудничестве от 11.08.2006 общество и ООО "Лавэнта" совместно организовали и эксплуатировали игорное заведение, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 52-56, с 11 августа 2006 года по настоящее время. Таким образом, указанное игорное заведение не является вновь открываемым для общества и положение пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ на него не распространяется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону с 26.05.2006, о чем выдано свидетельство о постановке на налоговый учет серия 61 N 000348686. На основании лицензии от 24.05.2004 N 004401, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком действия с 24.05.2004 по 24.05.2009, общество осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Согласно уведомлению налогового органа от 02.04.2008 N 330636 обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 52-56, поставлено на налоговый учет 25.03.2008 (т. 1, л. д. 24). 9 апреля 2008 года общество направило в адрес налоговой инспекции заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 52-56.
Письмом от 26.06.2008 N 16-08-11/6266 налоговый орган отказал обществу в регистрации объектов налогообложения по причине непредставления документального подтверждения о выполнении требований пункта 6 статьи 6 и подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Не согласившись с указанным отказом, в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным частью 6 статьи 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2, 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 названного закона.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Суды установили, и это следует из материалов дела, что до 01.01.2007 обособленное подразделение общества по организации и проведению азартных игр по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 52-56 не было образовано, деятельность по организации и проведению азартных игр в указанном месте им не осуществлялась. Доказательства обратного общество не представило.
С учетом того, что обособленное подразделение по указанному адресу поставлено на налоговый учет по заявлению общества 25.03.2008, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у налоговой инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу части 4 статьи 5 указанного закона.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о том, что регистрация обособленных подразделений и объектов игорного бизнеса для ведения деятельности в зданиях (сооружениях), использовавшихся для игорной деятельности до 01.07.2007, не является открытием нового игорного заведения и не нарушает требования Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, как основанный на неверном толковании законодательства.
Понятия "игорное заведение" и "обособленное подразделение" не тождественны, однако из логического толкования содержания статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ усматривается, что в данном случае понятие "игорное заведение" используется в смысле юридического лица (организатора игр), поскольку речь идет о принадлежности игорным заведениям соответствующих лицензий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 2006 года по март 2008 года деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 52-56 осуществляло ООО "Лавэнта".
Суды правильно указали, что осуществление обществом в этом периоде услуг общественного питания на основании договора о сотрудничестве от 11.08.2006 путем установки торгового автомата розлива кофе и иных напитков не может свидетельствовать о наличии у общества статуса организатора азартных игр. Не подтверждают наличие у общества статуса организатора азартных игр ни договор подряда от 27.11.2006, ни договор субаренды от 27.12.2006.
Таким образом, организатором азартных игр по указанному адресу являлось ООО "Лавэнта", поскольку именно его игровые автоматы в указанный период находились в помещении по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д. 52-56. Следовательно, только ООО "Лавэнта", имевшее лицензию и осуществлявшее деятельность в данном игорном заведении до 01.01.2007 вправе продолжать в этом помещении деятельность до 30.06.2009 при условии приведения ее в соответствие с требованиями Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В данном случае, отказ в регистрации объектов налогообложения не нарушает права и законные интересы общества, которые в данном случае отсутствуют, поэтому суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и материалам дела, исследованным судами в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 65, 71, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу N А53-18792/2008-С5-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
В.А.БОБРОВА
Л.А.ЧЕРНЫХ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)