Судебные решения, арбитраж
Транспортный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 апреля 2001 года Дело N А42-6164/00-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Петренко А.Д., Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.12.2000 по делу N А42-6164/00-23 (судья Янковая Г.П.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с товарищества с ограниченной ответственностью "Ормах" (далее - ТОО "Ормах") 30278 руб. 70 коп. финансовых санкций на основании пункта 1 статьи 119, пункта 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 19.12.2000 иск удовлетворен в сумме 78 руб. 70 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В решении суд указал, что расчеты по сбору на содержание милиции и по налогу на прибыль, которые должны представляться налогоплательщиками по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев, не являются налоговыми декларациями, так как представляются по итогам отчетных периодов, а не налогового периода. Поэтому суд посчитал, что к налогоплательщику, не представившему в налоговую инспекцию указанные расчеты за 9 месяцев 1999 года, не может быть применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Судом также не установлено грубое нарушение ТОО "Ормах" правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в связи с чем налоговому органу отказано во взыскании с ответчика штрафа в сумме 30000 руб., предусмотренного пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части отказа во взыскании 200 руб. штрафа, примененного к ответчику на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций за 9 месяцев 1999 года по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции, и удовлетворить исковые требования в указанной части. Налоговый орган считает, что суд неправильно применил нормы материального права - статьи 80 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению истца, квартальные расчеты по сбору на содержание милиции и налогу на прибыль являются налоговыми декларациями, так как в соответствии с ними налогоплательщик обязан уплачивать налоги.
Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятого по делу решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ТОО "Ормах" не представило в установленный срок в налоговую инспекцию расчеты по налогу на прибыль за 9 месяцев 1999 года, а по сбору на содержание милиции - за 1998 год и 9 месяцев 1999 года (пункты 2.9.1 и 2.16.3 акта выездной налоговой проверки от 31.03.2000 N 901-02.2-34/42-231). За допущенные налогоплательщиком нарушения налоговая инспекция привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (решение от 17.05.2000 N 901/02.2-34-42.2072).
Удовлетворяя иск о взыскании штрафа за несвоевременное представление расчета по сбору на содержание милиции за 1998 год и отказывая во взыскании 200 руб. штрафа за непредставление расчетов по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции за 9 месяцев 1999 года, суд указал в решении, что налоговая инспекция неправомерно привлекла ТОО "Ормах" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление расчетов по налогам за 9 месяцев 1999 года, так как эти расчеты не являются налоговыми декларациями.
Кассационная инстанция считает решение суда в обжалуемой части правильным.
В статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налоговой декларации: это - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (статья 54 НК РФ); следовательно, налоговой декларацией является письменное заявление налогоплательщика, составленное в порядке, предусмотренном статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации, по итогам налогового периода. Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
По налогу на прибыль и целевому сбору на содержание милиции налоговым периодом является год (статья 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", раздел VII Положения о целевом сборе на содержание милиции, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 29.04.94 N 858). Поэтому налоговой декларацией по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции является письменное заявление налогоплательщика, составленное по итогам года. Расчеты по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции, оформленные по итогам отчетных периодов (квартала, полугодия, девяти месяцев), являются расчетами по авансовым платежам, а не налоговыми декларациями. Следовательно, за несвоевременное представление указанных расчетов за 9 месяцев 1999 года налоговой инспекцией к налогоплательщику неправомерно применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, как за непредставление налоговых деклараций. Поэтому решение суда в обжалуемой части является законным и отмене не подлежит.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что суд взыскал с ТОО "Ормах" штраф в сумме 73 руб. 40 коп. за неуплату в бюджет налога на прибыль и сбора на содержание милиции за 9 месяцев 1999 года, примененный налоговой инспекцией к налогоплательщику на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность налогоплательщика наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога. Ответственность за неуплату сумм авансовых платежей по налогам действующим законодательством не установлена. Неуплата или неполная уплата сумм налога может быть выявлена только после окончания налогового периода, что следует из положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае недоимка по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции могла быть выявлена по истечении 1999 года. В связи с тем, что налоговой инспекцией проверена деятельность ТОО "Ормах" за период с 01.01.96 по 01.10.99, то есть проверкой охвачен неполный 1999 год, вывод налоговой инспекции о недоплате налогоплательщиком налога на прибыль и сбора на содержание милиции за 9 месяцев 1999 года является неправильным, поскольку имела место неуплата авансовых платежей за этот период, а следовательно, применение ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит названной норме кодекса.
Таким образом, решение суда в части удовлетворенных исковых требований подлежит изменению, а требование налоговой инспекции о взыскании 73 руб. 40 коп. штрафа за неуплату налогов - отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 4 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.12.2000 по делу N А42-6164/00-23 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с товарищества с ограниченной ответственностью "Ормах" штраф в размере 5 руб. 30 коп. с зачислением его в соответствующие бюджеты, в остальной части иска отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.04.2001 N А42-6164/00-23
Разделы:Транспортный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2001 года Дело N А42-6164/00-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Петренко А.Д., Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.12.2000 по делу N А42-6164/00-23 (судья Янковая Г.П.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с товарищества с ограниченной ответственностью "Ормах" (далее - ТОО "Ормах") 30278 руб. 70 коп. финансовых санкций на основании пункта 1 статьи 119, пункта 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 19.12.2000 иск удовлетворен в сумме 78 руб. 70 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В решении суд указал, что расчеты по сбору на содержание милиции и по налогу на прибыль, которые должны представляться налогоплательщиками по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев, не являются налоговыми декларациями, так как представляются по итогам отчетных периодов, а не налогового периода. Поэтому суд посчитал, что к налогоплательщику, не представившему в налоговую инспекцию указанные расчеты за 9 месяцев 1999 года, не может быть применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Судом также не установлено грубое нарушение ТОО "Ормах" правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в связи с чем налоговому органу отказано во взыскании с ответчика штрафа в сумме 30000 руб., предусмотренного пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части отказа во взыскании 200 руб. штрафа, примененного к ответчику на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций за 9 месяцев 1999 года по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции, и удовлетворить исковые требования в указанной части. Налоговый орган считает, что суд неправильно применил нормы материального права - статьи 80 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению истца, квартальные расчеты по сбору на содержание милиции и налогу на прибыль являются налоговыми декларациями, так как в соответствии с ними налогоплательщик обязан уплачивать налоги.
Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятого по делу решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ТОО "Ормах" не представило в установленный срок в налоговую инспекцию расчеты по налогу на прибыль за 9 месяцев 1999 года, а по сбору на содержание милиции - за 1998 год и 9 месяцев 1999 года (пункты 2.9.1 и 2.16.3 акта выездной налоговой проверки от 31.03.2000 N 901-02.2-34/42-231). За допущенные налогоплательщиком нарушения налоговая инспекция привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (решение от 17.05.2000 N 901/02.2-34-42.2072).
Удовлетворяя иск о взыскании штрафа за несвоевременное представление расчета по сбору на содержание милиции за 1998 год и отказывая во взыскании 200 руб. штрафа за непредставление расчетов по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции за 9 месяцев 1999 года, суд указал в решении, что налоговая инспекция неправомерно привлекла ТОО "Ормах" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление расчетов по налогам за 9 месяцев 1999 года, так как эти расчеты не являются налоговыми декларациями.
Кассационная инстанция считает решение суда в обжалуемой части правильным.
В статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налоговой декларации: это - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (статья 54 НК РФ); следовательно, налоговой декларацией является письменное заявление налогоплательщика, составленное в порядке, предусмотренном статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации, по итогам налогового периода. Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
По налогу на прибыль и целевому сбору на содержание милиции налоговым периодом является год (статья 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", раздел VII Положения о целевом сборе на содержание милиции, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 29.04.94 N 858). Поэтому налоговой декларацией по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции является письменное заявление налогоплательщика, составленное по итогам года. Расчеты по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции, оформленные по итогам отчетных периодов (квартала, полугодия, девяти месяцев), являются расчетами по авансовым платежам, а не налоговыми декларациями. Следовательно, за несвоевременное представление указанных расчетов за 9 месяцев 1999 года налоговой инспекцией к налогоплательщику неправомерно применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, как за непредставление налоговых деклараций. Поэтому решение суда в обжалуемой части является законным и отмене не подлежит.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что суд взыскал с ТОО "Ормах" штраф в сумме 73 руб. 40 коп. за неуплату в бюджет налога на прибыль и сбора на содержание милиции за 9 месяцев 1999 года, примененный налоговой инспекцией к налогоплательщику на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность налогоплательщика наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога. Ответственность за неуплату сумм авансовых платежей по налогам действующим законодательством не установлена. Неуплата или неполная уплата сумм налога может быть выявлена только после окончания налогового периода, что следует из положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае недоимка по налогу на прибыль и сбору на содержание милиции могла быть выявлена по истечении 1999 года. В связи с тем, что налоговой инспекцией проверена деятельность ТОО "Ормах" за период с 01.01.96 по 01.10.99, то есть проверкой охвачен неполный 1999 год, вывод налоговой инспекции о недоплате налогоплательщиком налога на прибыль и сбора на содержание милиции за 9 месяцев 1999 года является неправильным, поскольку имела место неуплата авансовых платежей за этот период, а следовательно, применение ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит названной норме кодекса.
Таким образом, решение суда в части удовлетворенных исковых требований подлежит изменению, а требование налоговой инспекции о взыскании 73 руб. 40 коп. штрафа за неуплату налогов - отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 4 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.12.2000 по делу N А42-6164/00-23 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с товарищества с ограниченной ответственностью "Ормах" штраф в размере 5 руб. 30 коп. с зачислением его в соответствующие бюджеты, в остальной части иска отказать.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
ПЕТРЕНКО А.Д.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
ПЕТРЕНКО А.Д.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)