Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2008.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу N А48-891/07-2,
Открытое акционерное общество "Орловская хлебная база N 36" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 7 от 05.03.2007 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Решение N 7 от 05.03.2007 признано недействительным в части начисления 2084451,70 руб. налога на землю, 440498,03 руб. пени и 416889,94 руб. штрафа по нему. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить в части удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
В силу п. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт N 4 от 29.01.2007 и принято решение N 7 от 05.03.2007 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде 417271 руб. штрафа.
Указанным решением Обществу также предложено уплатить 2086357 руб. налога на землю и 440900,40 руб. пени по нему.
Полагая, что решение N 7 от 05.03.2007 не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта послужил вывод налогового органа о занижении Обществом площади используемых им земельных участков, а также неправильное определение ставки налога на землю на 2005 год.
Частично удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации, что также следует из ст. 12 НК РФ.
Законом РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации N 562 от 07.06.1995 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем на каждый последующий год ставка земельного налога устанавливалась путем применения соответствующего коэффициента, определенного Федеральным законом.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов N 6/055-ГС от 31.05.2001 "О внесении дополнения в решение Орловского городского Совета" ставка земельного налога на 2000 и 2001 года в отношении Общества установлена в размере 2,10 руб. за 1 кв. м.
Указанная ставка представляет собой ставку налогообложения земельным налогом земель сельскохозяйственного назначения, рассчитанную на основе средней ставки налогообложения, установленной для Орловской области Приложением N 1 к Закону РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю".
В 2002 году, в силу ст. 1 Федерального закона РФ N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применялись для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В 2003 году, в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применялись с коэффициентом 1.8 для всех категорий земель.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ N 117-ФЗ от 07.07.2003 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применялись в 2004 году с коэффициентом 1.1.
Статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2004 году ставки земельного налога применялись в 2005 году с коэффициентом 1.1, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Как установлено судом, налог на землю за 2005 год Обществом исчислен по ставке 9,11 руб., которая определялась им исходя из ставки земельного налога, установленной Решением Орловского городского Совета народных депутатов N 6/055-ГС от 31.05.2001, с учетом всех вышеуказанных коэффициентов, действовавших в период 2002 - 2005 годов.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что земельные участки, находящиеся в пользовании Общества, относятся к землям поселений, в связи с чем, по его мнению, в силу ст. 15 Федерального закона РФ N 36-ФЗ от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год" при определении ставки для таких земель подлежит применению также коэффициент 2.
Кассационная коллегия не может согласиться с указанными доводами ввиду следующего.
Землями сельскохозяйственного назначения в силу ст. 77 Земельного кодекса РФ признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В то же время ст. 85 Земельного кодекса предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к перечисленным в ней территориальным зонам, в том числе сельскохозяйственного использования.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85).
Постановлением Совета народных депутатов Орловской области N 17\\323-OC от 22.10.1999 Общество отнесено к сельскохозяйственным предприятиям индустриального типа, основной уставной задачей которого является оказание услуг по подработке, сушке и хранению зерна, эксплуатация производств и объектов по хранению и переработке зерна. Указанная деятельность, согласно Общероссийскому классификатору видов деятельности, относится к сельскохозяйственной деятельности по коду 01.41.1 "Предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур".
При таких обстоятельствах, используемые Обществом в хозяйственной деятельности земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственного использования), расположенным в населенных пунктах в смысле и значении, установленном п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности определения Обществом ставки налога на землю за 2005 год в размере 9,11 руб. за 1 кв.м. и соответственно об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления налога, пени и штрафа по нему.
Остальные доводы кассационной жалобы, являлись обоснованием позиции Инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу N А48-891/07-2, оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2008 ПО ДЕЛУ N А48-891/07-2
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2008 г. по делу N А48-891/07-2
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2008.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу N А48-891/07-2,
установил:
Открытое акционерное общество "Орловская хлебная база N 36" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 7 от 05.03.2007 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Решение N 7 от 05.03.2007 признано недействительным в части начисления 2084451,70 руб. налога на землю, 440498,03 руб. пени и 416889,94 руб. штрафа по нему. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить в части удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
В силу п. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт N 4 от 29.01.2007 и принято решение N 7 от 05.03.2007 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде 417271 руб. штрафа.
Указанным решением Обществу также предложено уплатить 2086357 руб. налога на землю и 440900,40 руб. пени по нему.
Полагая, что решение N 7 от 05.03.2007 не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта послужил вывод налогового органа о занижении Обществом площади используемых им земельных участков, а также неправильное определение ставки налога на землю на 2005 год.
Частично удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации, что также следует из ст. 12 НК РФ.
Законом РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации N 562 от 07.06.1995 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем на каждый последующий год ставка земельного налога устанавливалась путем применения соответствующего коэффициента, определенного Федеральным законом.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов N 6/055-ГС от 31.05.2001 "О внесении дополнения в решение Орловского городского Совета" ставка земельного налога на 2000 и 2001 года в отношении Общества установлена в размере 2,10 руб. за 1 кв. м.
Указанная ставка представляет собой ставку налогообложения земельным налогом земель сельскохозяйственного назначения, рассчитанную на основе средней ставки налогообложения, установленной для Орловской области Приложением N 1 к Закону РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю".
В 2002 году, в силу ст. 1 Федерального закона РФ N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применялись для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В 2003 году, в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применялись с коэффициентом 1.8 для всех категорий земель.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ N 117-ФЗ от 07.07.2003 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применялись в 2004 году с коэффициентом 1.1.
Статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2004 году ставки земельного налога применялись в 2005 году с коэффициентом 1.1, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Как установлено судом, налог на землю за 2005 год Обществом исчислен по ставке 9,11 руб., которая определялась им исходя из ставки земельного налога, установленной Решением Орловского городского Совета народных депутатов N 6/055-ГС от 31.05.2001, с учетом всех вышеуказанных коэффициентов, действовавших в период 2002 - 2005 годов.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что земельные участки, находящиеся в пользовании Общества, относятся к землям поселений, в связи с чем, по его мнению, в силу ст. 15 Федерального закона РФ N 36-ФЗ от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год" при определении ставки для таких земель подлежит применению также коэффициент 2.
Кассационная коллегия не может согласиться с указанными доводами ввиду следующего.
Землями сельскохозяйственного назначения в силу ст. 77 Земельного кодекса РФ признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В то же время ст. 85 Земельного кодекса предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к перечисленным в ней территориальным зонам, в том числе сельскохозяйственного использования.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85).
Постановлением Совета народных депутатов Орловской области N 17\\323-OC от 22.10.1999 Общество отнесено к сельскохозяйственным предприятиям индустриального типа, основной уставной задачей которого является оказание услуг по подработке, сушке и хранению зерна, эксплуатация производств и объектов по хранению и переработке зерна. Указанная деятельность, согласно Общероссийскому классификатору видов деятельности, относится к сельскохозяйственной деятельности по коду 01.41.1 "Предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур".
При таких обстоятельствах, используемые Обществом в хозяйственной деятельности земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственного использования), расположенным в населенных пунктах в смысле и значении, установленном п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности определения Обществом ставки налога на землю за 2005 год в размере 9,11 руб. за 1 кв.м. и соответственно об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления налога, пени и штрафа по нему.
Остальные доводы кассационной жалобы, являлись обоснованием позиции Инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу N А48-891/07-2, оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)