Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2004 N Ф04/2943-1217/А27-2004

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2943-1217/А27-2004


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области на решение от 17.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7378/2003-6 по заявлению дочернего холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Разрез Сартаки" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:

Дочернее холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытое акционерное общество "Разрез Сартаки" (далее по тексту - ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения N 1313 от 26.05.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция).
В обосновании заявления ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" указало, что обжалуемое решение Инспекции является незаконным и необоснованным, поскольку все требования законодательства о налогах и сборах при применении ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых и платы за пользование водными объектами были соблюдены.
Заявление ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" решением арбитражного суда от 17.02.2004 удовлетворено.




Принимая решение, суд применил подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 МПР РФ, Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса, утвержденное Приказом МПР РФ от 089.07.97 N 122, Инструкцию о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятия по добыче полезных ископаемых, утвержденную МПР РФ от 18.07.97 N 121-1 и Гостехнадзором РФ 17.09.97 N 28, и статью 2 и статью 17 Закона РФ "О плате за пользование водными объектами" и пришел к выводам, что ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" документально подтвердило, что осуществляло добычу полезных ископаемых из запасов, списанных на основании акта от 30.12.99 и в пределах объемов, указанных в акте. Форма 2-ТП (водхоз) согласно письму МНС РФ от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168 служит для ведения Государственного водного кадастра и не относится к первичным документам для определения фактического объема забранной воды в целях налогообложения.
Апелляционной инстанцией арбитражного суда дело не рассматривалось.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, при этом, какое именно, не конкретизирует.
По мнению Инспекции, налогоплательщиком не соблюдены условия отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам - акты на списание не утверждены государственной комиссией по запасам полезных ископаемых, план производства 2002 года не предусматривал добычу из некондиционных или ранее списанных запасов.
В соответствии со статьей 7 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона РФ "О плате за пользование водными объектами" от 06.05.98 N 71-ФЗ ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" является плательщиком за пользование водными объектами.
В отзыве на кассационную жалобу ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возражения, изложенные в отзыве, аналогичны основаниям заявленных требований. В судебном заседании представитель ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" поддержал возражения.
Инспекция просила рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм права при принятии решения, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела в ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" выездную налоговую проверку по вопросам соблюдения законодательства по налогу на добычу полезных ископаемых, платы за пользование водными объектами и налога на землю за период 2002 года. Акт выездной налоговой проверки от 30.04.2003.
По результатам проверки Инспекция пришла к заключению о неуплате ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" налога на добычу полезных ископаемых в сумме 2564920 руб. и платы за пользование водными объектами в сумме 411245 руб.
Указанные неуплаты образовались по причине неправомерного применения ставки 0 процентов за 236363 тыс. тонн добытых полезных ископаемых, так как не были соблюдены основные условия отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам полезных ископаемых.
Кроме того, ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" необоснованно исключило из налогообложения 2457 тыс. м куб. забранной попутной (карьерной) воды.
Решением 26.05.2003 ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - штрафу в сумме 607324 руб., одновременно обществу предложено уплатить недоимки и пени.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что заявитель подтвердил осуществление добычи полезных ископаемых из ранее списанных запасов на основании акта от 30.12.99.
Основные требования к списанию запасов установлены Приказом МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122, утвердившим Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса.
Согласно абзацу 5 пункта 10 указанного Положения списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения.
Конкретный порядок списания предусмотрен Инструкцией МПР Российской Федерации от 18.07.97 N 121-1 и Госгортехнадзора Российской Федерации от 17.09.97 N 28.
Акт от 30.12.99 утвержден начальником Кузнецкого округа Гостехнадзора России и председателем Кемеровского комитета природных ресурсов 29.12.99, что Инспекцией не опровергается.
В связи с чем решения МПР Российской Федерации по отнесению запасов полезных ископаемых по вышеуказанному акту к некондиционным не требуется.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плательщиками платы за пользование водными объектами являются хозяйствующие субъекты, непосредственно осуществляющие пользование водным объектом.




Основным видом деятельности ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" является добыча полезных ископаемых, при которой удаление дренажных карьерных и шахтных является элементом технологического процесса.
В пункте 1 статьи 2 названного Закона указано, что объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, в целях осуществления забора воды из водных объектов.
Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике (пункт 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами").
Статья 17 Водного кодекса Российской Федерации дает понятие подземного водного объекта.
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
К подземным водным объектам относятся:
- водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
- бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
- месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
- естественный выход подземных вод - выход поземных вод на суше или под водой.
Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@ утверждены Методические рекомендации по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами, в пункте 3 которых определен метод исчисления фактического объема забранной воды. Согласно указанному пункту статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" служит основанием для ведения Государственного водного кадастра.
Из чего следует, что форма 2-ТП не является первичным документом для определения налогооблагаемой базы фактического объема забранной воды.
С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7378/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2943-1217/А27-2004


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области на решение от 17.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7378/2003-6 по заявлению дочернего холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Разрез Сартаки" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:

Дочернее холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытое акционерное общество "Разрез Сартаки" (далее по тексту - ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения N 1313 от 26.05.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция).
В обосновании заявления ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" указало, что обжалуемое решение Инспекции является незаконным и необоснованным, поскольку все требования законодательства о налогах и сборах при применении ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых и платы за пользование водными объектами были соблюдены.
Заявление ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" решением арбитражного суда от 17.02.2004 удовлетворено.




Принимая решение, суд применил подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 МПР РФ, Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса, утвержденное Приказом МПР РФ от 089.07.97 N 122, Инструкцию о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятия по добыче полезных ископаемых, утвержденную МПР РФ от 18.07.97 N 121-1 и Гостехнадзором РФ 17.09.97 N 28, и статью 2 и статью 17 Закона РФ "О плате за пользование водными объектами" и пришел к выводам, что ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" документально подтвердило, что осуществляло добычу полезных ископаемых из запасов, списанных на основании акта от 30.12.99 и в пределах объемов, указанных в акте. Форма 2-ТП (водхоз) согласно письму МНС РФ от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168 служит для ведения Государственного водного кадастра и не относится к первичным документам для определения фактического объема забранной воды в целях налогообложения.
Апелляционной инстанцией арбитражного суда дело не рассматривалось.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, при этом, какое именно, не конкретизирует.
По мнению Инспекции, налогоплательщиком не соблюдены условия отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам - акты на списание не утверждены государственной комиссией по запасам полезных ископаемых, план производства 2002 года не предусматривал добычу из некондиционных или ранее списанных запасов.
В соответствии со статьей 7 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона РФ "О плате за пользование водными объектами" от 06.05.98 N 71-ФЗ ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" является плательщиком за пользование водными объектами.
В отзыве на кассационную жалобу ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возражения, изложенные в отзыве, аналогичны основаниям заявленных требований. В судебном заседании представитель ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" поддержал возражения.
Инспекция просила рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм права при принятии решения, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела в ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" выездную налоговую проверку по вопросам соблюдения законодательства по налогу на добычу полезных ископаемых, платы за пользование водными объектами и налога на землю за период 2002 года. Акт выездной налоговой проверки от 30.04.2003.
По результатам проверки Инспекция пришла к заключению о неуплате ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" налога на добычу полезных ископаемых в сумме 2564920 руб. и платы за пользование водными объектами в сумме 411245 руб.
Указанные неуплаты образовались по причине неправомерного применения ставки 0 процентов за 236363 тыс. тонн добытых полезных ископаемых, так как не были соблюдены основные условия отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам полезных ископаемых.
Кроме того, ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" необоснованно исключило из налогообложения 2457 тыс. м куб. забранной попутной (карьерной) воды.
Решением 26.05.2003 ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - штрафу в сумме 607324 руб., одновременно обществу предложено уплатить недоимки и пени.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что заявитель подтвердил осуществление добычи полезных ископаемых из ранее списанных запасов на основании акта от 30.12.99.
Основные требования к списанию запасов установлены Приказом МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122, утвердившим Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса.
Согласно абзацу 5 пункта 10 указанного Положения списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения.
Конкретный порядок списания предусмотрен Инструкцией МПР Российской Федерации от 18.07.97 N 121-1 и Госгортехнадзора Российской Федерации от 17.09.97 N 28.
Акт от 30.12.99 утвержден начальником Кузнецкого округа Гостехнадзора России и председателем Кемеровского комитета природных ресурсов 29.12.99, что Инспекцией не опровергается.
В связи с чем решения МПР Российской Федерации по отнесению запасов полезных ископаемых по вышеуказанному акту к некондиционным не требуется.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плательщиками платы за пользование водными объектами являются хозяйствующие субъекты, непосредственно осуществляющие пользование водным объектом.




Основным видом деятельности ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Сартаки" является добыча полезных ископаемых, при которой удаление дренажных карьерных и шахтных является элементом технологического процесса.
В пункте 1 статьи 2 названного Закона указано, что объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, в целях осуществления забора воды из водных объектов.
Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике (пункт 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами").
Статья 17 Водного кодекса Российской Федерации дает понятие подземного водного объекта.
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
К подземным водным объектам относятся:
- водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
- бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
- месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
- естественный выход подземных вод - выход поземных вод на суше или под водой.
Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@ утверждены Методические рекомендации по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами, в пункте 3 которых определен метод исчисления фактического объема забранной воды. Согласно указанному пункту статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" служит основанием для ведения Государственного водного кадастра.
Из чего следует, что форма 2-ТП не является первичным документом для определения налогооблагаемой базы фактического объема забранной воды.
С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7378/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)