Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2002 N Ф08-1881/2002-688А

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 30 мая 2002 года Дело N Ф08-1881/2002-688А

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя Главного управления ЦБ РФ по Краснодарскому краю, в отсутствие представителей Инспекции МНС России по г. Сочи, заявившей ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления ЦБ РФ по Краснодарскому краю на решение от 05.02.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22267/2001-48/564, установил следующее.
Главное управление ЦБ РФ по Краснодарскому краю, г. Краснодар, обратилось с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС России по г. Сочи от 29.11.2001 N 03.12/568 ДСП о привлечении к ответственности и взыскании сумм земельного налога и пени.
Решением от 05.02.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2002, исковые требования удовлетворены в части пункта 1.1 указанного решения ответчика о взыскании 385253 руб.; пункта 1.2 о взыскании 616404 руб.; пункта 2.1 "а" о взыскании 1001657 руб.; пункта 2.1 "б" о взыскании 1541010 руб. и пункта 2.1 "в" о взыскании 109055 руб. по тем основаниям, что пансионат "Южный" является структурным подразделением Банка России и подпадает под действие льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", как санаторно - курортное и оздоровительное учреждение, находящееся в государственной собственности.
В остальной части иска отказано, поскольку Банк России как субъект налоговых отношений не освобожден статьей 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога. Следовательно, налоговым органом правомерно начислен налог на землю, занятую Адлерским расчетно - кассовым центром Банка России, и применена ответственность за его неуплату и непредставление налоговой декларации.
Главное управление ЦБ РФ по Краснодарскому краю обратилось с кассационной жалобой на судебные акты первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить в части отказа в иске и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в этой части. При этом заявителем указано, что Банк России, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе использовать льготу по уплате земельного налога, предусмотренную статьей 12 Закона РФ "О плате за землю" для земель, предоставляемых для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
В отзыве на жалобу Инспекция МНС России по г. Сочи возражает против доводов кассационной жалобы, указывая, что Конституция РФ и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не содержат положение о том, что Банк России является органом государственной власти и управления, и поэтому просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель истца, сославшись на доводы кассационной жалобы, просил отменить судебные акты в части отказа в иске и в этой части исковые требования удовлетворить.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы и обстоятельства дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа признал судебные акты первой и апелляционной инстанций в части отказа в иске подлежащими отмене ввиду неправильного применения норм материального права, а исковые требования в этой части - удовлетворению.
Как следует из решения Инспекции МНС России по г. Сочи от 29.11.2001 N 03.12/568 ДСП, Главное управление ЦБ РФ по Краснодарскому краю, имея в пользовании земельные участки на территории Адлерского района г. Сочи, занятые его структурными подразделениями - Адлерским расчетно - кассовым центром и пансионатом "Южный", не представило сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 год по сроку до 01.07.2001 и не произвело уплаты этого налога за указанный период.
Требование ответчика от 28.09.2001 N 03-177/7074 о предоставлении сводного расчета по земельному налогу за 2001 год оставлено без исполнения.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ инспекцией произведено начисление земельного налога расчетным путем на основании имеющихся правоудостоверяющих документов - государственного акта на право бессрочного пользования на землю от 02.10.97 серии КК-2 N 426001734 (пансионат "Южный") и государственного акта на право бессрочного пользования на землю от 05.10.94 серии КК-2 N 426001040 (Адлерский расчетно - кассовый центр).
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения истца к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2001 год в виде штрафа в размере 390206 руб., по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса за умышленную неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 624329 руб., а также для взыскания 1560822 руб. земельного налога и 110814 руб. пени.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правильно определили характер деятельности пансионата "Южный" как оздоровительного учреждения, установили его принадлежность к государственной собственности и применили пункт 15 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", предусматривающий полное освобождение санаторно - курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха, находящихся в государственной собственности.
Данный вывод суда налоговым органом не оспорен.
Вместе с тем, отказывая в иске, судебные инстанции ошибочно не применили положение пункта 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", предусматривающее, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно - кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Следовательно, Банк России, с учетом его конституционно - правового статуса, вправе воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю".
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления, и расчетно - кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
При таких обстоятельствах у ответчика не имелось правовых оснований для принятия спорного решения о привлечении истца к ответственности и взыскания земельного налога и пени.
Учитывая, что при подаче искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб истцом было уплачено всего 2000 руб. госпошлины, из которых решением от 05.02.2002 ему было возвращено 500 руб., а также правомерность его исковых требований, в соответствии со статьями 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ ему подлежит возврату 1500 руб. госпошлины, уплаченной платежными поручениями от 07.12.2001 N 03010, от 27.02.2002 N 03036 и от 23.04.2002 N 03035.
Руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (пунктами 1, 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

- решение от 05.02.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22267/2001-48/564 отменить в части отказа в иске;
- признать недействительным решение Инспекции МНС России по г. Сочи от 29.11.2001 N 03.12/568 ДСП в части пункта 1.1 о взыскании 4953 руб.; пункта 1.2 о взыскании 7925 руб.; пункта 2.1 "а" о взыскании 12878 руб.; пункта 2.1 "б" о взыскании 19812 руб.; пункта 2.1 "в" о взыскании 1759 руб.;
- в остальной части решение от 05.02.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2002 оставить без изменения;
- возвратить Главному управлению ЦБ РФ по Краснодарскому краю из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины; выдать справку.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)