Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2005 ПО ДЕЛУ N А42-2765/2004-26

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2005 г. по делу N А42-2765/2004-26


Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.А.Шестаковой
судей Зайцевой Е.К., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А.Литвинасом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10532/2005) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 сентября 2005 года по делу N А42-2765/2004 (судья А.А.Романова),
по заявлению ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат"
к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
об обязании возвратить из бюджета излишне взысканные пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 76 815, 62 рублей.
при участии:
от заявителя: не явились
от ответчика: Караулов А.Б. по доверенности от 02.122005 г. N 01-14-41-04/8881

установил:

ООО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению МНС РФ по Мурманской области, Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области и Инспекции МНС РФ по Ковдорскому району Мурманской области о признании недействительным решения N 12 от 05 февраля 2004 года и незаконными действий должностных лиц Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области.
В последующем общество изменило предмет и уточнило количество ответчиков и просило обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам возвратить из бюджета излишне взысканные пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в сумме 76 815,65 руб.
Решением суда от 22 сентября 2005 года по делу N А42-2765/2004-26 заявленные требования общества удовлетворены. Суд обязал Межрайонную инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области возвратить ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" из средств соответствующих бюджетов излишне взысканные суммы пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 76 815,65 руб.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области подала апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке и по основаниям установленными статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" обратилось с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы налога на добычу полезных ископаемых в уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по сроку уплаты 20.08.2002 г., одновременно представив в Инспекцию МНС РФ по Ковдорскому району Мурманской области (в настоящее время Межрайонная инспекция ФНС РФ по Ковдорскому району Мурманской области) уточненные декларации за 1 и 2 квартал 2002 года по налогу на добычу полезных ископаемых и расчеты по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за январь - июль 2002 года.
Межрайонная инспекция провела камеральную проверку уточненных налоговых деклараций, по результатам проведения которой было принято решение N 30 от 24.10.2002 года о проведении зачета: переплата по налогу на добычу полезных ископаемых, образовавшаяся за счет представленных уточненных деклараций по данному налогу, была направлена, согласно заявлению общества от 13.08.2002 года, на погашение уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На сумму недоимки по отчислениям на ВМСБ за период с 21.08.2002 по 24.10.2002 года начислены пени в размере 76 815,62 руб.
Требованием от 22.12.2003 г. N 214 Межрайонная инспекция предлагает обществу добровольно уплатить пени в сумме 76 815,62 руб. В связи с неуплатой в установленный в требовании срок начисленных сумм Межрайонная инспекция приняла решение N 08 от 20.02.2004 года о взыскании пени в бесспорном порядке в соответствии со статьей 46 НК РФ и по инкассовым поручениям N 10 и N 11 от 20.02.2004 г. указанная сумма списана со счета общества.
Не согласившись с действиями Межрайонной инспекции, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Законом о недрах, а также иными актами законодательства о налогах и сборах с 01 января 1999 года не установлены сроки уплаты отчислений на ВМСБ, а в силу пункта 2 статьи Налогового кодекса Российской Федерации Инструкция Госналогслужбы России N 44 от 31.12.1996 г. "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы" которой установлен срок уплаты отчислений не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, не относится к актам законодательства о налогах и сборах, пени за неуплату в срок отчислений на ВСМБ не должны начисляться и уплачиваться в бюджет.
В то же время суд первой инстанции указал, что у Межрайонной инспекции до окончания камеральной проверки уточненных деклараций по НДПИ отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления общества о проведении зачета по отчислениям на ВМСБ. Пункты 3 - 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не связывают проведение зачета с обязанностью налогового органа без какой-либо проверки принять как бесспорный факт заявленное налогоплательщиком уменьшение размера налогового обязательства. По указанным выше основаниям суд первой инстанции не согласился и с доводами общества, ссылающегося на то, что решение о зачете должно быть вынесено в течение пяти дней с даты получения заявления налогоплательщика, то есть 19 августа 2002 года, а не 24 октября 2002 года. Однако данная позиция суда является необоснованной.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 1 Кодекса установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 г. N 147 изданные до 01.01.99 г. инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей Кодексу.
Согласно части 1 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются федеральным налогом. Ставки отчислений установлены Федеральным законом от 30.12.95 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Порядок исчисления и сроки уплаты этих отчислений определены Инструкцией N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.92 г. N 2395-1 пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.96 г. N 597 утвержден Порядок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений. Пунктом 2 Постановления Госналогслужбе было поручено разработать совместно с Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Минфином Российской Федерации, Минэкономики Российской Федерации и утвердить в установленном порядке инструкцию по вопросам, касающимся отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Госналогслужбой по согласованию с соответствующими ведомствами была принята Инструкция N 44 от 31.12.96 г. Эта Инструкция была зарегистрирована в Министерстве юстиции 23.05.97 г. за N 1311 и опубликована 16.06.97 г.
Таким образом, принимая Инструкцию N 44, Госналогслужба действовала в пределах предоставленных ей полномочий и, соответственно, указанная Инструкция является нормативным правовым актом, действующим на территории Российской Федерации, подлежащим применению, как налоговыми органами, так и налогоплательщиками.
Следовательно, установленный Инструкцией N 44, срок уплаты отчислений не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, является законным и подлежит применению.
В то же время, налоговым органом нарушен порядок проведения зачета.
Согласно подпункту 5 пункта 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики имеют право на своевременный возврат излишне уплаченных или взысканных налогов. Порядок зачета излишне уплаченного налога определен ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была излишне уплачена сумма налога.
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Исходя из данных норм, налоговый орган должен был в течение 5-ти дней вынести решения о зачете и проинформировать налогоплательщика о внесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. Однако, налоговый орган условия ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации не выполнил.
Заявление о зачете было подано 13.08.2003 г., недоимки у общества по отчислениям на ВСМБ не было, срок уплаты 20.08.2002 г., решение по заявлению о зачете Межрайонной инспекцией было вынесено 24.10.2002 г. то есть, спустя более чем три месяца, хотя решение о зачете должно было быть вынесено инспекцией 19.08.2002 г.
При этом налоговый орган вправе, в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение трех месяцев провести камеральную проверку обоснованности представленных деклараций. В случае, если камеральной проверкой деклараций будут выявлены несоответствия в указанных в них данных, то необходимые изменения должны вноситься по результатам камеральной проверки и налоговый орган вправе внести соответствующие изменения в лицевой счет на основании решения по камеральной проверке.
В соответствии с п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Других условий для проведения зачета в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится.
Не приняв решение о зачете в течение пяти дней в соответствии с п. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и проведя зачет только после проверки декларации, налоговый орган искусственно создал недоимку по отчислениям на ВСМБ.
В бюджете находились денежные средства, являвшиеся переплатой по налогу на добычу полезных ископаемых и подлежащие зачету в счет отчислений на ВСМБ, поэтому ущерб бюджету не нанесен.
В случае если бы налоговый орган исполнил требования ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации и вынес решение установленные сроки, недоимка не образовалась, последний срок вынесения решения 19.08.2002 г., а предстоящий платеж на ВСМБ 20.08.2002 г.
Таким образом, выводы суда об необоснованности применения сроков уплаты ВСМБ установленных Инструкцией N 44 и о праве налогового органа принимать решение о зачете только после проведения камеральной проверки не соответствуют нормам материального права. В то же время, данные выводы не привели к принятию судом незаконного решения.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2005 г. по делу А42-2765/04-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.А.ШЕСТАКОВА

Судьи
Е.К.ЗАЙЦЕВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)