Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2010 ПО ДЕЛУ N А33-2847/2010

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2010 г. по делу N А33-2847/2010


Резолютивная часть постановления объявлена "20" июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плинокосовой М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя (индивидуального предпринимателя Стрекаловой Людмилы Валентиновны) - Ташкинова С.С., представителя по доверенности от 17.12.2009;
- от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска) - Веревкина И.В., представителя по доверенности от 20.07.2010;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" мая 2010 года по делу N А33-2847/2010, принятое судьей Смольниковой Е.Р.,

установил:

индивидуальный предприниматель Стрекалова Людмила Валентиновна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 11.11.2009 N 15-21/1101-1104.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2010 года заявленное требование удовлетворено.
Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что подачей налоговых деклараций за 1 квартал 2008 года предприниматель уведомила инспекцию о применении общей системы налогообложения, нарушение предпринимателем установленного пунктом 6 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) срока не может являться основанием для признания неправомерным применение налогоплательщиком общей системы налогообложения.
Инспекция считает, что предприниматель, представив 25.11.2007 в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, была обязана с 01.01.2008 применять указанный режим налогообложения и уплачивать в связи с этим единый налог, и в силу прямого указания в законе не вправе перейти на общий режим налогообложения без соблюдения установленного порядка.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Предпринимателем 25.11.2007 в налоговый орган подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008.
Уведомлением от 07.12.2007 N 4122 налоговый орган по результатам рассмотрения заявления уведомил предпринимателя о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2008 с объектом налогообложения "доходы".
За 2008 год предпринимателем представлены в инспекцию декларации по общей системе налогообложения: по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года - 18.04.2008, за 2 квартал 2008 года - 21.07.2008, за 3 квартал 2008 года - 20.10.2008, за 4 квартал 2008 года - 20.04.2009, за 3 и 4 квартал 2008 года уточненные декларации - 01.06.2009; по единому социальному налогу, для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2008 года - 18.04.2008, за полугодие 2008 года - 14.07.2008, за 9 месяцев 2008 года - 17.10.2008, за 2008 год - 24.03.2009, за 9 месяцев 2008 года уточненная декларация - 20.05.2009, за 2008 год уточненная декларация - 04.06.2009; по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей за 2008 год - 30.04.3009; по налогу на доходы физических лиц за 2008 год - 30.04.2009.
Предпринимателем 25.11.2008 в налоговый орган подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Налоговый орган 29.12.2008 уведомлением N 15-21/24568 известил предпринимателя о принятии смены объекта упрощенной системы налогообложения.
Требованием от 21.05.2009 N 15-21/10989584 налоговый орган сообщил предпринимателю о неправомерности представления в 2008 году налоговой отчетности по общей системе налогообложения и установил пятидневный срок для представления налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2008 год. В требовании содержалась информация о принятом на основании пункта 3 статьи 76 Кодекса решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке в связи с непредставлением налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения.
Решением от 21.05.2009 N 5530 налоговым органом приостановлены все расходные операции по расчетному счету предпринимателя в Красноярском филиале открытого акционерного общества "Банк Москвы".
Предприниматель 25.05.2009 направила письмо налоговому органу с просьбой отменить решение о приостановлении операций по банковским счетам, так как считает применение общей системы налогообложения правомерным, обязанности по представлению налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения у нее отсутствуют.
Также заявитель 26.05.2009 представила в налоговый орган декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первый квартал, полугодие, девять месяцев и 2008 год, в которых отразила сведения об отсутствии объекта налогообложения и суммы налога к уплате.
Решением от 27.05.2009 N 13529 инспекция отменила ранее принятый акт о приостановлении операций по счетам предпринимателя в банке.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленных предпринимателем деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первый квартал, полугодие, девять месяцев и 2008 год.
По результатам камеральной проверки 10.09.2009 составлен акт N 3189-3192, которым установлена неуплата предпринимателем суммы единого налога по упрощенной системе налогообложения в размере 273 162 рубля 39 копеек, а также установлено совершение предпринимателем налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Кодекса. Акт вручен представителю предпринимателя по доверенности 30.09.2009.
Извещением N 15-21/1-11814894 (получено 30.09.2009 представителем предпринимателя по доверенности) налоговый орган уведомил предпринимателя о рассмотрении акта и материалов проверки 26.10.2009 в 15 ч. 00 мин.
Предприниматель 26.10.2009 на рассмотрение акта и материалов проверки не явилась, налоговым органом было принято решение N 96-99 об отложении их рассмотрения на 11.11.2009. Данное решение получено 03.11.2009 представителем предпринимателя по доверенности.
В присутствии предпринимателя 11.11.2009 состоялось рассмотрение акта и материалов проверки, по результатам которого вынесено решение N 15-21/1101-1104 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Кодекса в виде штрафа в размере 16 032 рублей 33 копеек, по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 21 904 рублей 55 копеек, а также о доначислении единого налога в размере 273 162 рублей 39 копеек, пеней в размере 24 401 рубля 96 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 29.01.2010 N 12-0095 апелляционная жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности от 11.11.2009 N 15-21/1101-1104 - без изменения.
Предприниматель оспорила решение инспекции от 11.11.2009 в судебном порядке, полагая, что переход на применение упрощенной системы налогообложения носит добровольный характер, фактически в 2008 году она применяла общую систему налогообложения, поэтому у нее отсутствовала обязанность по уплате в 2008 году единого налога по упрощенной системе налогообложения.
Оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом апелляционной инстанции не установлены существенные нарушения процедуры привлечения предпринимателя к налоговой ответственности и принятия оспариваемого решения от 11.11.2009 N 15-21/1101-1104, так как налоговым органом соблюдены положения статей 100, 101 Кодекса в части вручения заявителю акта выездной налоговой проверки, обеспечения ей возможности представить возражения на акт проверки, участвовать в рассмотрение материалов проверки и представлять свои объяснения.
Пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса установлено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения (пункт 1 статьи 346.13 Кодекса).
Из материалов дела следует, что налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки пришел к выводу о незаконном применении заявителем общей системы налогообложения в 2008 году, поскольку в соответствии с поданным 25.11.2007 заявлением предприниматель с 01.01.2008 находилась на упрощенной системе налогообложения и не сообщила до 15.01.2008 в соответствии с требованием статьей 346.13 Кодекса о переходе на иную систему налогообложения.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о необоснованности указанного вывода налогового органа, в силу следующего.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 346.11 Кодекса переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Следовательно, применение упрощенной системы налогообложения и возврат к общей системе налогообложения зависят от волеизъявления налогоплательщика при соблюдении условий, установленных главой 26.2 Кодекса. Такое волеизъявление налогоплательщика не поставлено в зависимость от разрешительных действий налогового органа.
При этом добровольность перехода на упрощенную систему налогообложения предполагает наличие у предпринимателя права до начала ее применения изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения вне зависимости от причины.
В соответствии с положениями статьи 346.13 Кодекса, Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 в редакции от 02.09.2005 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", утвердившего форму N 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения" (приложение N 4), суд первой инстанции обоснованно признал, что представленные заявителем 18.04.2008 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость и расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал 2008 года содержат необходимые сведения, которые должны содержаться в уведомлении об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, и свидетельствуют о том, что в 2008 году предприниматель фактически не применяла упрощенную систему налогообложения, представляя налоговую отчетность и уплачивая налоги по общей системе налогообложения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции сделан вывод о возможности в начавшемся налоговом периоде произвольно выбрать систему налогообложения, не может быть принят во внимание. Нарушение предпринимателем установленного пунктом 6 статьи 346.13 Кодекса срока направления уведомления не может являться основанием признания незаконным применения заявителем общей системы налогообложения, так как отказ носит уведомительный характер и Кодексом не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику перейти на иную систему налогообложения. При этом правовое значение имеет то обстоятельство, что предприниматель, уведомив инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения, не начала ее применять, фактически применяя общий режим налогообложения, то есть отказалась от упрощенной системы налогообложения до начала ее использования.
Исходя из системного толкования статей 83, 88 Кодекса, суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что принятие представленных предпринимателем по общей системе налогообложения налоговых деклараций за 2008 год не свидетельствует о подтверждении наличия у нее права на применение общей системы налогообложения, поскольку инспекция не представила доказательства уведомления налоговым органом предпринимателя при проведении камеральных проверок налоговых деклараций за отчетные периоды 2008 года и 2008 год о факте представления деклараций по системе налогообложения, которую налогоплательщик не вправе применять, не представила доказательства истребования пояснений и направления требований о внесении исправлений в налоговую отчетность.
Таким образом, налоговый орган фактически подтверждал правомерность использования предпринимателем общей системы налогообложения в 2008 году.
Кроме того, при доначислении за 2008 год единого налога по упрощенной системе налогообложения, соответствующих сумм штрафов и пеней налоговым органом не были учтены суммы налогов, исчисленных и уплаченных предпринимателем по общей системе налогообложения, что может повлечь повторность уплаты сумм налогов, уже находящихся в соответствующих бюджетах, а также свидетельствовать о неправомерности привлечения к налоговой ответственности.
Апелляционный суд соглашается с оценкой судом факта подачи предпринимателем 26.05.2009 деклараций по единому налогу за 2008 год как вынужденной мерой, направленной на отмену решения налогового органа от 21.05.2009 N 5530 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о недействительности решения инспекции от 11.11.2009 N 15-21/1101-1104 соответствуют закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" мая 2010 года по делу N А33-2847/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
О.И.БЫЧКОВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)