Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2010 ПО ДЕЛУ N А82-9612/2009

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. по делу N А82-9612/2009


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Башевой Н.Ю., Евтеевой М.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Соколовой А.Н. (доверенность от 15.02.2010 N 76-01/603440),
от заинтересованного лица: Соколова Д.Ю. (доверенность от 26.02.2010 N 03-11/15)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009,
принятое судьей Коробовой Н.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
по делу N А82-9612/2009-20
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославский завод дизельной аппаратуры"
о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ярославля
и
установил:

открытое акционерное общество "Ярославский завод дизельной аппаратуры" (далее - ОАО "ЯЗДА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в неначислении и не возврате 3 472 733 рублей 25 копеек процентов на 47 260 408 рублей 81 копейку излишне уплаченных пеней и 1 159 421 рубль 32 копейки излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц.
Решением суда от 30.09.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 30.11.2009 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Ссылаясь на пункт 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, Инспекция полагает, что только в случае подачи соответствующего заявления у налогоплательщика возникает право требовать возврат (зачет) излишне уплаченных (взысканных) сумм налога или пеней, а у налогового органа - соответствующая обязанность по возврату (зачету); необходимость представления такого заявления обусловлена и тем, что статьи 78 и 79 Кодекса различно регулируют правоотношения, связанные с возвратом излишне взысканных (уплаченных) пеней и процентов, начисленных на эти суммы. По мнению Инспекции, Кодексом налоговому органу не предоставлено такого полномочия, как возможность переквалификации заявленных к возврату сумм налога, пеней, штрафа, поэтому необходимо руководствоваться просительной частью заявления налогоплательщика. Инспекция считает, что спорные проценты могут быть взысканы вследствие незаконных действий налогового органа по исполнению обязанности возврата в месячный срок со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Нарушение срока возврата излишне уплаченных налогов (сборов), пеней, штрафов в бесспорном порядке может быть установлено только при признании незаконным отказа налогового органа в возврате. По мнению Инспекции, подача искового заявления о возврате пеней исключает исчисление месячного срока, предусмотренного статьей 78 Кодекса. Налоговый орган считает, что Общество нарушило трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока налогоплательщик не обращался.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами налогового органа, указав на законность принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.03.2010.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.04.2008 Общество на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды" обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате 48 420 963 рублей 28 копеек пеней по подоходному налогу с физических лиц и налогу на доходы физических лиц, излишне взысканных налоговым органом.
Письмом от 30.05.2008 N 07-18/3567 налоговый орган отказал Обществу в удовлетворении его требования.
ОАО "ЯЗДА" не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Решением от 07.10.2008 по делу N А82-4801/2008-20 Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил требования Общества и обязал Инспекцию возвратить ОАО "ЯЗДА" из федерального бюджета 47 260 408 рублей 81 копейку излишне уплаченных пеней по подоходному налогу (в настоящее время - по налогу на доходы физических лиц) и 1 159 421 рубль 32 копейки пеней по подоходному налогу, излишне взысканных по инкассовому поручению от 02.02.1998 N 452. Решение суда от 07.10.2008 вступило в законную силу 09.12.2008.
Инспекция 22.12.2008, 24.12.2008, 29.12.2008 и 18.02.2009 на основании заявлений Общества от 17.12.2008, 23.12.2008, 25.12.2008 и 02.02.2009 произвела зачет излишне уплаченных и излишне взысканных сумм пеней по налогу на доходы физических лиц и подоходному налогу в счет уплаты задолженности по иным налогам.
Общество 29.05.2009 обратилось в Инспекцию с заявлением о выплате процентов на основании статей 78 и 79 Кодекса в связи с нарушением срока возврата, зачета излишне уплаченных и излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц. Налогоплательщик исчислил проценты в сумме 3 305 458 рублей 83 копеек за период с 31.05.2008 по 17.02.2009 на сумму излишне уплаченных пеней и в сумме 167 274 рублей 42 копеек за период с 07.08.2007 по 21.12.2008 на сумму излишне взысканных пеней.
Письмом от 19.06.2009 Инспекция сообщила Обществу, что не нарушала установленные законодательством сроки исполнения заявлений налогоплательщика от 17.12.2008, 23.12.2008, 25.12.2008 и 02.02.2009 о зачете переплаты, поэтому начисление процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 78 и пунктом 5 статьи 79 Кодекса, неправомерно.
ОАО "ЯЗДА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в неначислении и не возврате процентов на суммы излишне уплаченных и взысканных пеней по налогу на доходы физических лиц.
Руководствуясь статьями 78 и 79 Кодекса, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что налоговый орган обязан был рассмотреть заявление Общества от 30.04.2008 по существу, не ограничиваясь формальным установлением истечения месячного срока со дня состоявшихся в период с 21.10.2003 по 30.10.2007 перечислений; последующие заявления Общества от 17.12.2008, 23.12.2008, 25.12.2008 и 02.02.2009 не являются впервые поданными, обусловлены изменением состояния расчетов с бюджетом и необходимостью исполнения текущих налоговых обязательств.
Апелляционный суд, руководствовался этими же нормами права, а также статьями 21, 32, 137 и 138 Кодекса, пунктом 9 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) налогоплательщики имеют право на возврат или зачет сумм излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа установлен в статье 78 Кодекса, а возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа - в статье 79 Кодекса.
В силу пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
На основании пунктов 7 и 8 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
В пунктах 6 и 10 статьи 78 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 79 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
На основании пункта 3 статьи 79 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В пункте 5 статьи 79 Кодекса (в редакции действующей с 01.01.2007) предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ОАО "ЯЗДА" в период с 24.01.2006 по 30.10.2007 излишне уплатило пени по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) в сумме 47 260 408 рублей 81 копейки, 06.08.2007 и 13.08.2007 Инспекция излишне взыскала с Общества пени по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) в сумме 1 159 421 рубля 32 копеек. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-4801/2008-20 от 07.10.2008. Данным судебным актом на Инспекцию возложена обязанность по возврату ОАО "ЯЗДА" указанных сумм пеней.
Общество 30.04.2008 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных пеней. Фактически возврат излишне уплаченных и излишне взысканных пеней Инспекция произвела путем зачета в счет уплаты недоимки по иным налогам 22.12.2008, 24.12.2008, 29.12.2008 и 18.02.2009 на основании заявлений Общества от 17.12.2008, 23.12.2008, 25.12.2009 и 02.02.2009 о зачете переплаты в счет уплаты недоимки по иным налогам, которые, как установили суды, не являются вновь поданными, поскольку поданы в порядке исполнения заявления от 30.04.2008, обусловлены изменением состояния расчетов с бюджетом и необходимостью исполнения текущих налоговых обязательств.
При возврате Обществу излишне уплаченных и излишне взысканных сумм пеней по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) Инспекция не начислила и не возвратила проценты, предусмотренные статьями 78 и 79 Кодекса.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что Инспекция нарушила предусмотренный пунктом 9 статьи 78 Кодекса месячный срок для возврата излишне уплаченных сумм пеней, что влечет начисление процентов за каждый день нарушения срока возврата начиная с 31.05.2008. На сумму излишне взысканных пеней в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Кодекса проценты подлежат начислению с 07.08.2007 и 14.08.2007.
Сумма процентов, начисленная за несвоевременный возврат излишне уплаченных пеней по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) за период с 31.05.2008 по 17.02.2009, составляет 3 305 458 рублей 83 копейки. Сумма процентов, начисленная за несвоевременный возврат излишне взысканных пеней по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) за период с 07.08.2007 по 21.12.2008, составляет 167 274 рубля 42 копейки. Общая сумма процентов составила 3 472 733 рубля 25 копеек. Расчет процентов соответствует требованиям пункта 10 статьи 78 и пункта 5 статьи 79 Кодекса. Доказательств обратного Инспекция не представила.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в неначислении и не возврате ОАО "ЯЗДА" 3 472 733 рублей 25 копеек процентов на 47 260 408 рублей 81 копейку излишне уплаченных пеней и 1 159 421 рубля 32 копеек излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и не противоречат им.
Ссылка Инспекции на пропуск Обществом процессуального срока для обжалования бездействия налогового органа и отсутствие ходатайства о его восстановлении отклоняется, поскольку, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, рассмотрение Арбитражным судом Ярославской области спора по существу свидетельствует о восстановлении судом указанного срока.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А82-9612/2009-20 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Е.БЕРДНИКОВ

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
М.Ю.ЕВТЕЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)