Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.05.2006, 31.05.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-5987/06

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


24 мая 2006 г. Дело N А41-К2-5987/06

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2006 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Атлант - Металлопласт" к ИФНС России по г. Ногинск Московской области о признании недействительным решения, при участии в заседании: от истца - К., доверенность от 06.02.05, от ответчика - М., доверенность N 16 от 08.02.05
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Атлант - Металлопласт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Ногинск Московской области от 24.11.2005 N 330.
10 октября 2005 г. ОАО "Атлант - Металлопласт" представило в ИФНС России по г. Ногинск МО уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 г., в связи с неправильным применением в первоначальной декларации по налогу за землю за 2004 г. ставок земельного налога и занижения размера земельного участка.
По данному факту, в соответствии со ст. 88 НК РФ ИФНС России по г. Ногинск провела камеральную налоговую проверку, по результатам которой было вынесено решение N 330 от 24.11.2005 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением N 330 ОАО "Атлант - Металлопласт" было предложено доплатить земельный налог в сумме 2243862 руб.
С данным решением налогового органа заявитель не согласен по следующим основаниям:
ОАО "Атлант - Металлопласт" принадлежит в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок под производственные площади по изготовлению гофрокартона для упаковочной тары, общая площадь 72991 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 43) земельный участок, являющийся объектом налогообложения, расположен по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Обухово.
При расчете ставки земельного налога за 2004 г. предприятием применена ставка земельного налога в размере 2 руб. 85 коп. за кв. м, исчисленная в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991.
При исчислении суммы земельного налога за 2004 г. ИФНС России по г. Ногинску применило ставку земельного налога в размере 28,51 руб. за кв. м, как это предусмотрено в п. 4 решения Совета депутатов Ногинского района Московской области N 168/29 от 28.10.2003 "Об утверждении на 2004 г. ставок земельного налога в Ногинском районе".
Заинтересованное лицо, ИФНС России по г. Ногинск Московской области, в судебное заседание явилось, с заявленными требованиями не согласно, в их удовлетворении просит отказать. В обоснование возражений указало, что налогоплательщики, имеющие земельные участки на территории Московской области при исчислении земельного налога должны применять ставку с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 1 к Закону РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территорий Московской области - 4.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону "О плате за землю" территория всей Московской области относится к зонам отдыха г. Москвы.
Статья 9 Закона "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995 устанавливает, что ставки земельного налога за городские (поселковые земли) увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим местоположение. Приложение 7 к Закону МО установлен такой коэффициент для п. Обухово в размере 2,5.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела в полной объеме, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
ОАО "Атлант-Металлопласт" 10 октября 2005 г. представило в ИФНС России по г. Ногинск Московской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 г. в связи с неправильным применением ставки земельного налога и занижением размера земельного участка (л.д. 32 - 36).
Заместителем руководителя Инспекции ФНС России по г. Ногинску Московской области по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ОАО "Атлант-Металлопласт" по земельному налогу за 2004 г. принято решение от 24.11.2005 N 330 о доначислении обществу земельного налога за указанный период в сумме 2243862 руб.
Не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в решении ОАО "Атлант-Металлопласт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как усматривается из текста оспариваемого решения, основанием для доначисления обществу земельного налога за 2004 г. в общей сумме 2243862 руб. послужил вывод налогового органа о применении налогоплательщиком при расчете земельного налога в уточненной налоговой декларации за указанный период ставок земельного налога с нарушением ст. ст. 7, 8 раздела III Федерального закона N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" и решения Совета депутатов Ногинского района Московской области от 28.10.2003 N 168/29, устанавливающего в п. Обухово Ногинского района ставку налога в размере 28,51 руб. за кв. м (с учетом градостроительной ценности).
Согласно постановлению главы Ногинского района Московской области N 1844 от 27.08.2001, постановлению главы администрации пос. Обухово Ногинского района Московской области N 125/1 от 14.12.1992 ОАО "Атлант-металлопласт" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 72991 кв. м, о чем выдано свидетельство серии 50 АГ N 434622 от 21.11.2001 (л.д. 43).
В силу ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ОАО "Атлант-металлопласт", как землепользователь земельного участка, является плательщиком земельного налога.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог и подавал декларации по земельному налогу в налоговый орган, при этом при исчислении земельного налога в 2004 г. им были неправильно применены ставки земельного налога и занижен размер земельного участка.
На основании ст. 81 НК РФ заявитель был вправе, обнаружив ошибку в своих расчетах налога, представить в налоговый орган уточненные декларации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом (ст. 1 указанного Закона).
В силу ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Согласно Приложению 1 к Закону Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ для Ногинского района установлен повышающий коэффициент 4.
В таблице 2 Приложения N 2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах (курортные районы, зоны отдыха).
При этом нормы Закона РФ "О плате за землю" и нормы Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" должны применяться в совокупности.
Поскольку в налоговом законодательстве и в Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район", "зона отдыха", "земли рекреационного назначения", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
Согласно п. 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
В соответствии с п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.
У ОАО "Атлант-Металлопласт" документы, свидетельствующие о принадлежности выделенных ему в бессрочное пользование земель к рекреационным зонам отсутствуют.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса земли промышленности и земли поселений являются самостоятельной категорией земель и не могут являться землями особо охраняемых территорий (курортов).
Кроме того, Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что выделенные заявителю земельные участки относятся к рекреационным зонам и зонам отдыха г. Москвы, курортным районам, что они включены в установленном порядке в государственный кадастр.
Кроме того, постановлением главы Ногинского района Московской области от 09.04.02 N 586 "Об утверждении мест рекреации в Ногинском районе" утвержден перечень объектов, относящихся к местам рекреации, в котором отсутствуют спорные земельные участки, принадлежащие ОАО "Атлант-Металлопласт".
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельствам от 13.08.93 N 107, от 21.11.01 серия 50 АГ N 434622, постановлениям главы Ногинского района от 30.12.98 N 90 право на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному ОАО "Атлант - Металлопласт" в поселке Обухово, заявителю предоставлено для производственной деятельности 73791 кв. м (л.д. 42 - 44).
Спорные земельные участки находятся в поселке Обухово Московской области и не отнесены в установленном порядке к курортной зоне или зоне отдыха ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области.
Ссылка налогового органа на то, что заявителю следовало применить ставку земельного налога в размере 28,51 руб./кв. м на основании п. 4 решения Совета депутатов Ногинского района Московской области от 28.10.03 N 168/29 "Об утверждении на 2004 год ставок земельного налога в Ногинском районе" судом отклоняется.
Налогоплательщик при определении ставки земельного налога руководствовался Письмом МНС РФ от 28.12.01 N ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году", согласно которому ставка земельного налога на городские (поселковые) земли Центрального экономического района с численностью населения 20 тыс. составляет 1,44 руб./1 кв. м (численность населения пос. Обухов не превышает 20 тыс. человек, что не отрицается представителем налогового органа).
Федеральным законодательством (Федеральными законами N 110-ФЗ от 24.07.02, N 117-ФЗ от 07.07.03, N 141-ФЗ от 29.11.04) введены коэффициенты увеличения ставки, установленные по временному периоду (коэффициент 1,8, установленный для 2003 года, 1,1 - для 2004 года). С учетом вышеперечисленных коэффициентов ставка земельного налога в 2004 году составила 2,85 руб. за 1 кв. м (1,44 руб. x 1,98 x 1,1).
ОАО "Атлант-Металлопласт" применило ставку 2,85 руб. за 1 кв. м при расчете земельного налога при предоставлении уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате ОАО "Атлант-Металлопласт" в бюджет за 2004 год согласно расчету заявителя составляет 210304 руб.
Применение налоговым органом ставки (с учетом повышающего коэффициента) 28,51 руб. за 1 кв. м (2,85 руб./1 кв. м x 4) необоснованно.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что истец документально и нормативно обосновал применение им при расчете земельного налога за 2004 год ставки 2,85 руб.
Кроме того, довод налогового органа о том, что при расчете земельного налога необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" и решением Совета депутатов муниципального образования "Ногинский район" Московской области от 28.10.03 N 168/29 "Об утверждении на 2004 год ставок земельного налога в Ногинском районе" не принимается арбитражным судом, поскольку п. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ.
При этом, п. 2 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Довод налогового органа о том, что при расчете земельного налога необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" не принимается арбитражным судом, поскольку п. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ.




Ссылка ответчика на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2005 года N 4Г04-57 отклоняется. Данным Определением подтверждена законность ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", установившей правомерность применения повышающего коэффициента для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" (курортные зоны и зоны отдыха). В этом Определении не указано, что занимаемый обществом участок относится к таким землям.
Учитывая положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем документов считает решение ИФНС России по г. Ногинску Московской области от 26.11.2005 N 1143 незаконным и необоснованным.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ИФНС России по г. Ногинску Московской области N 330 от 24.11.2005 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ОАО "Атлант-Металлопласт", поэтому подлежит признанию недействительными.
На оснований изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:

иск удовлетворить.
Признать недействительным решения ИФНС России по г. Ногинску Московской области от 24.11.2005 N 330.
Возвратить заявителю государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 161 от 09.03.2006.
Выдать справку на возврат госпошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)