Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Беляева Вячеслава Геннадьевича о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Магаданской области от 04.10.2007 по делу N А37-1084/2007-11/5 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.01.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - индивидуального предпринимателя Беляева В.Г. - Беляев В.Г.;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области - Кузнецов И.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Беляева В.Г. (далее - предприниматель), в том числе по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за 2004 - 2005 годы.
По результатам проверки составлен акт от 30.03.2007 N 12.3Д38 и принято решение от 28.04.2007 N ИС-12.3-13/49, которым предприниматель, в частности, привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2004, 2005 годы. Предпринимателю доначислено 542 282 рубля этого налога и 70 556 рублей 65 копеек пеней, поскольку, по мнению инспекции, им получена экономическая выгода в денежной форме.
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в Арбитражный суд Магаданской области с требованием о признании его недействительным, в том числе в указанной части.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2007 требование предпринимателя о признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога на доходы физических лиц оставлено без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 17.01.2008 решение суда оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций предприниматель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты в отношении налога на доходы физических лиц в части включения в налогооблагаемую базу суммы условно начисленных таможенных платежей подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с регистрационными свидетельствами, выданными администрацией Особой экономической зоны в Магаданской области, предприниматель (в рассматриваемый период) являлся участником Особой экономической зоны Магаданской области.
Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" предусмотрен особый налоговый режим для ее участников, закрепленный в статье 5 Закона и предусматривающий, что они при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации).
Статьей 5 Закона Магаданской области от 29.06.1999 N 75-0З "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" установлен порядок регистрации участников и порядок взимания регистрационных сборов. Пунктом 8 указанной статьи Закона предусмотрен порядок уплаты регистрационных сборов при таможенном оформлении товара в таможенном режиме "свободная таможенная зона", согласно которому регистрационный сбор уплачивается в процентном соотношении от суммы условно начисляемых таможенных платежей, которые подлежали бы фактической уплате (за исключением таможенного сбора за таможенное оформление) при выпуске декларируемых товаров для свободного обращения при ввозе товаров на территорию Особой экономической зоны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2000 N 617 "О порядке контроля и учета операций с товарами, осуществляемых участниками Особой экономической зоны в Магаданской области на ее территории" определены Правила заполнения отчета об иностранных товарах, ввезенных на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области, в силу которых участник Особой экономической зоны при заполнении отчета, представляемого в таможенные органы, указывает сумму условно начисленных таможенных платежей по товару, эквивалентную сумме таможенных платежей, подлежащих уплате его владельцем в случае, если бы он поместил товар под таможенный режим выпуска товара для свободного обращения.
Предприниматель во исполнение указанных положений исчислял таможенные платежи и уплачивал соответствующие суммы регистрационного сбора.
Вывод инспекции и судов о том, что условно начисленные, но фактически не уплаченные таможенные платежи участником Особой экономической зоны в Магаданской области являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц, противоречит положениям налогового законодательства.
Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций" Кодекса.
Статьей 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Условно начисленные, но фактически не уплаченные таможенные платежи ни к одному из указанных видов доходов не относятся.
Кроме того, в силу статьи 56 Кодекса освобождение от уплаты налога является налоговой льготой, которая не относится к доходу, подлежащему обложению налогом на доходы физических лиц.
Следовательно, исчисленные таможенные платежи, от уплаты которых предприниматель освобожден, не могут признаваться доходом в смысле, придаваемом ему главой 23 Кодекса.
При названных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение Арбитражного суда Магаданской области от 04.10.2007 по делу N А37-1084/2007-11/5 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.01.2008 по тому же делу в части отказа индивидуальному предпринимателю Беляеву В.Г. в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 28.04.2007 N ИС-12.3-13/49 в части включения в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц суммы условно начисленных таможенных платежей отменить.
Решение инспекции в этой части признать незаконным.
В остальной части оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 07.10.2008 N 5932/08 ПО ДЕЛУ N А37-1084/2007-11/5
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2008 г. N 5932/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Беляева Вячеслава Геннадьевича о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Магаданской области от 04.10.2007 по делу N А37-1084/2007-11/5 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.01.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - индивидуального предпринимателя Беляева В.Г. - Беляев В.Г.;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области - Кузнецов И.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Беляева В.Г. (далее - предприниматель), в том числе по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за 2004 - 2005 годы.
По результатам проверки составлен акт от 30.03.2007 N 12.3Д38 и принято решение от 28.04.2007 N ИС-12.3-13/49, которым предприниматель, в частности, привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2004, 2005 годы. Предпринимателю доначислено 542 282 рубля этого налога и 70 556 рублей 65 копеек пеней, поскольку, по мнению инспекции, им получена экономическая выгода в денежной форме.
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в Арбитражный суд Магаданской области с требованием о признании его недействительным, в том числе в указанной части.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2007 требование предпринимателя о признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога на доходы физических лиц оставлено без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 17.01.2008 решение суда оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций предприниматель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты в отношении налога на доходы физических лиц в части включения в налогооблагаемую базу суммы условно начисленных таможенных платежей подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с регистрационными свидетельствами, выданными администрацией Особой экономической зоны в Магаданской области, предприниматель (в рассматриваемый период) являлся участником Особой экономической зоны Магаданской области.
Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" предусмотрен особый налоговый режим для ее участников, закрепленный в статье 5 Закона и предусматривающий, что они при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации).
Статьей 5 Закона Магаданской области от 29.06.1999 N 75-0З "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" установлен порядок регистрации участников и порядок взимания регистрационных сборов. Пунктом 8 указанной статьи Закона предусмотрен порядок уплаты регистрационных сборов при таможенном оформлении товара в таможенном режиме "свободная таможенная зона", согласно которому регистрационный сбор уплачивается в процентном соотношении от суммы условно начисляемых таможенных платежей, которые подлежали бы фактической уплате (за исключением таможенного сбора за таможенное оформление) при выпуске декларируемых товаров для свободного обращения при ввозе товаров на территорию Особой экономической зоны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2000 N 617 "О порядке контроля и учета операций с товарами, осуществляемых участниками Особой экономической зоны в Магаданской области на ее территории" определены Правила заполнения отчета об иностранных товарах, ввезенных на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области, в силу которых участник Особой экономической зоны при заполнении отчета, представляемого в таможенные органы, указывает сумму условно начисленных таможенных платежей по товару, эквивалентную сумме таможенных платежей, подлежащих уплате его владельцем в случае, если бы он поместил товар под таможенный режим выпуска товара для свободного обращения.
Предприниматель во исполнение указанных положений исчислял таможенные платежи и уплачивал соответствующие суммы регистрационного сбора.
Вывод инспекции и судов о том, что условно начисленные, но фактически не уплаченные таможенные платежи участником Особой экономической зоны в Магаданской области являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц, противоречит положениям налогового законодательства.
Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций" Кодекса.
Статьей 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Условно начисленные, но фактически не уплаченные таможенные платежи ни к одному из указанных видов доходов не относятся.
Кроме того, в силу статьи 56 Кодекса освобождение от уплаты налога является налоговой льготой, которая не относится к доходу, подлежащему обложению налогом на доходы физических лиц.
Следовательно, исчисленные таможенные платежи, от уплаты которых предприниматель освобожден, не могут признаваться доходом в смысле, придаваемом ему главой 23 Кодекса.
При названных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 04.10.2007 по делу N А37-1084/2007-11/5 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.01.2008 по тому же делу в части отказа индивидуальному предпринимателю Беляеву В.Г. в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 28.04.2007 N ИС-12.3-13/49 в части включения в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц суммы условно начисленных таможенных платежей отменить.
Решение инспекции в этой части признать незаконным.
В остальной части оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
Е.Ю.ВАЛЯВИНА
Е.Ю.ВАЛЯВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)