Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 февраля 2006 года Дело N Ф04-2957/2005(17362-А27-33)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон кассационную жалобу садового огороднического некоммерческого товарищества "Ирина" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 по делу N А27-16932/04-2 по заявлению садового огороднического некоммерческого товарищества "Ирина" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области, г. Юрга, о признании недействительным решения,
Садовое огородническое некоммерческое товарищество "Ирина" (далее - СОНТ "Ирина", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) по непринятию уточненных налоговых деклараций по налогу на землю за 2001 - 2003 годы. Кроме того, СОНТ "Ирина" просило обязать налоговую инспекцию провести перерасчет земельного налога за 2001 - 2003 годы и отменить требование от 18.05.2004 N 4014 об уплате налога.
Заявленные требования мотивированы тем, что товарищество обоснованно при расчете сумм земельного налога, уплаченных в 2001, 2002 и 2003 годах, применило дифференцированные ставки налога с учетом рентного коэффициента, установленные в г. Юрге органом местного самоуправления.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 в удовлетворении заявленных товариществом требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.06.2005 решение арбитражного суда от 07.02.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит состоявшееся по делу решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
СОНТ "Ирина" считает, что оно при исчислении земельного налога обоснованно применяло рентный коэффициент, установленный не отмененным актом местного самоуправления, сохраняющим свою силу и не оспоренным в судебном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает вынесенное по делу судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятое по делу решение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что СОНТ "Ирина" представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 годы, в соответствии с которыми сумма уплаченного ранее налога была уменьшена на 55723,37 руб. Товарищество полагало, что при первоначальной подаче налоговых деклараций оно неправильно исчислило размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога, поскольку к ставке налога, установленной органом местного самоуправления, он не применил рентный коэффициент 0,78, установленный приложением к распоряжению главы г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р "О внесении изменений в распоряжение главы города от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги".
По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной по уточненным налоговым декларациям товарищества по земельному налогу за 2001 - 2003 годы, налоговой инспекцией вынесены решения N N 1281, 1282 от 13.05.2004, N 1294 от 14.05.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которым товариществу доначислена сумма земельного налога за 2001 год в размере 8,517,56 руб., за 2002 год в размере 17019,24 руб., за 2003 год 30186,57 руб.
Несогласие с указанными действиями налоговой инспекции послужило основанием СОНТ "Ирина" для обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Налог на земли, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр, т.е. ставки налога являются фиксированными, к ним не применяется рентный коэффициент.
Кассационная инстанция полагает, что, разрешая спор по существу, суд не принял во внимание следующие нормы материального права.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги.
Пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относит налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю").
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" право устанавливать дифференцированные средние ставки земельного налога в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов предоставлено органам местного самоуправления. Данная правовая норма согласуется с приведенным пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы права, установленные статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации "О плате за землю", предусматривают полномочия местных органов власти устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из материалов дела следует, что на основании представленных полномочий Администрация г. Юрги приняла распоряжение от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги".
Распоряжением Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р "О внесении изменений в распоряжение главы города от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги" для установленных территориально-экономических зон города введены новые рентные коэффициенты, в том числе для участка, занимаемого СОНТ "Ирина", установлен рентный коэффициент 0,78.
Системный анализ норм права, установленных статьями 8, 13, 14, не предусматривает установление каких-либо ограничений местным органам самоуправления по установлению дифференцированных ставок по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
Данный вывод следует и из разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Северо-западный колхозный рынок" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
В данном Определении, в частности, указано, что согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.03.1997, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств; установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные и т.д.).
В качестве ограничения по определению ставок земельного налога часть 5 статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" устанавливает, что налог на земли, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр.
Арбитражным судом установлено, что определенная частью 7 статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" ставка земельного налога, принятая для дачных и садовых участков, в дальнейшем изменялась законами и другими нормативными актами. Так, в 2001 году ставка налога на землю, предоставленную в пользование СОНТ "Ирина", составила 5,616 коп. за 1 кв. м, в 2002 году - 11,232 коп. за 1 кв. м и в 2003 году - 20,2176 коп. за 1 кв. м.
По мнению налоговой инспекции, поддержанному судом первой инстанции, при исчислении земельного налога товариществу следовало применить по используемому земельному участку ставку налога, установленную органом местного самоуправления, но без применения рентного коэффициента 0,78, установленного Распоряжением Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р.
Однако, как было ранее указано судом кассационной инстанции в постановлении от 22.06.2005, распоряжение Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р, установившее рентные коэффициенты, не изменяет ставки земельного налога, установленные распоряжением Администрации города от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги", в том числе и для земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, а только определяет порядок их исчисления, но не устанавливают дополнительные льготы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что до настоящего времени распоряжение Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р и распоряжение от 08.02.1994 N 146 не отменены, сохраняют свою юридическую силу, в судебном порядке не оспорены.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, товарищество, исчисляя земельный налог в соответствии с правилами, установленными местным органом самоуправления, не допустило нарушений действующего налогового законодательства.
Однако, арбитражный суд, принимая решение, не принял во внимание данные нормы материального права, принял решение без учета замечаний кассационной инстанции и не проверил правильность исчисления налогоплательщиком налога в соответствии с уточненными налоговыми декларациями, исходя из норм действующего законодательства.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 08.09.2005 по настоящему делу подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать материалы дела, дать оценку обстоятельствам, на которые стороны ссылаются как на основания своих требований и возражений, в полном объеме рассмотреть по существу требования, изложенные в заявлении СОНТ "Ирина", и с учетом замечаний кассационной инстанции принять законное решение, разрешить вопрос о распределении между сторонами расходов по оплате государственной пошлины, в том числе и за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 по делу N А27-16932/04-2 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда, в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.02.2006 N Ф04-2957/2005(17362-А27-33)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2006 года Дело N Ф04-2957/2005(17362-А27-33)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон кассационную жалобу садового огороднического некоммерческого товарищества "Ирина" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 по делу N А27-16932/04-2 по заявлению садового огороднического некоммерческого товарищества "Ирина" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области, г. Юрга, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Садовое огородническое некоммерческое товарищество "Ирина" (далее - СОНТ "Ирина", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) по непринятию уточненных налоговых деклараций по налогу на землю за 2001 - 2003 годы. Кроме того, СОНТ "Ирина" просило обязать налоговую инспекцию провести перерасчет земельного налога за 2001 - 2003 годы и отменить требование от 18.05.2004 N 4014 об уплате налога.
Заявленные требования мотивированы тем, что товарищество обоснованно при расчете сумм земельного налога, уплаченных в 2001, 2002 и 2003 годах, применило дифференцированные ставки налога с учетом рентного коэффициента, установленные в г. Юрге органом местного самоуправления.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 в удовлетворении заявленных товариществом требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.06.2005 решение арбитражного суда от 07.02.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит состоявшееся по делу решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
СОНТ "Ирина" считает, что оно при исчислении земельного налога обоснованно применяло рентный коэффициент, установленный не отмененным актом местного самоуправления, сохраняющим свою силу и не оспоренным в судебном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает вынесенное по делу судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятое по делу решение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что СОНТ "Ирина" представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 годы, в соответствии с которыми сумма уплаченного ранее налога была уменьшена на 55723,37 руб. Товарищество полагало, что при первоначальной подаче налоговых деклараций оно неправильно исчислило размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога, поскольку к ставке налога, установленной органом местного самоуправления, он не применил рентный коэффициент 0,78, установленный приложением к распоряжению главы г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р "О внесении изменений в распоряжение главы города от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги".
По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной по уточненным налоговым декларациям товарищества по земельному налогу за 2001 - 2003 годы, налоговой инспекцией вынесены решения N N 1281, 1282 от 13.05.2004, N 1294 от 14.05.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которым товариществу доначислена сумма земельного налога за 2001 год в размере 8,517,56 руб., за 2002 год в размере 17019,24 руб., за 2003 год 30186,57 руб.
Несогласие с указанными действиями налоговой инспекции послужило основанием СОНТ "Ирина" для обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Налог на земли, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр, т.е. ставки налога являются фиксированными, к ним не применяется рентный коэффициент.
Кассационная инстанция полагает, что, разрешая спор по существу, суд не принял во внимание следующие нормы материального права.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги.
Пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относит налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю").
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" право устанавливать дифференцированные средние ставки земельного налога в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов предоставлено органам местного самоуправления. Данная правовая норма согласуется с приведенным пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы права, установленные статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации "О плате за землю", предусматривают полномочия местных органов власти устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из материалов дела следует, что на основании представленных полномочий Администрация г. Юрги приняла распоряжение от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги".
Распоряжением Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р "О внесении изменений в распоряжение главы города от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги" для установленных территориально-экономических зон города введены новые рентные коэффициенты, в том числе для участка, занимаемого СОНТ "Ирина", установлен рентный коэффициент 0,78.
Системный анализ норм права, установленных статьями 8, 13, 14, не предусматривает установление каких-либо ограничений местным органам самоуправления по установлению дифференцированных ставок по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
Данный вывод следует и из разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Северо-западный колхозный рынок" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
В данном Определении, в частности, указано, что согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.03.1997, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств; установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные и т.д.).
В качестве ограничения по определению ставок земельного налога часть 5 статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" устанавливает, что налог на земли, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр.
Арбитражным судом установлено, что определенная частью 7 статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" ставка земельного налога, принятая для дачных и садовых участков, в дальнейшем изменялась законами и другими нормативными актами. Так, в 2001 году ставка налога на землю, предоставленную в пользование СОНТ "Ирина", составила 5,616 коп. за 1 кв. м, в 2002 году - 11,232 коп. за 1 кв. м и в 2003 году - 20,2176 коп. за 1 кв. м.
По мнению налоговой инспекции, поддержанному судом первой инстанции, при исчислении земельного налога товариществу следовало применить по используемому земельному участку ставку налога, установленную органом местного самоуправления, но без применения рентного коэффициента 0,78, установленного Распоряжением Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р.
Однако, как было ранее указано судом кассационной инстанции в постановлении от 22.06.2005, распоряжение Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р, установившее рентные коэффициенты, не изменяет ставки земельного налога, установленные распоряжением Администрации города от 08.02.1994 N 146 "Об утверждении территориально-экономических зон и ставок земельного налога города Юрги", в том числе и для земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, а только определяет порядок их исчисления, но не устанавливают дополнительные льготы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что до настоящего времени распоряжение Администрации г. Юрги от 11.11.1997 N 783-р и распоряжение от 08.02.1994 N 146 не отменены, сохраняют свою юридическую силу, в судебном порядке не оспорены.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, товарищество, исчисляя земельный налог в соответствии с правилами, установленными местным органом самоуправления, не допустило нарушений действующего налогового законодательства.
Однако, арбитражный суд, принимая решение, не принял во внимание данные нормы материального права, принял решение без учета замечаний кассационной инстанции и не проверил правильность исчисления налогоплательщиком налога в соответствии с уточненными налоговыми декларациями, исходя из норм действующего законодательства.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 08.09.2005 по настоящему делу подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать материалы дела, дать оценку обстоятельствам, на которые стороны ссылаются как на основания своих требований и возражений, в полном объеме рассмотреть по существу требования, изложенные в заявлении СОНТ "Ирина", и с учетом замечаний кассационной инстанции принять законное решение, разрешить вопрос о распределении между сторонами расходов по оплате государственной пошлины, в том числе и за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 по делу N А27-16932/04-2 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда, в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)