Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4047
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 07.10.2004 по делу N А51-4734/04-20-115 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю к закрытому акционерному обществу "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" о взыскании налоговых санкций 185359 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Приморского края о взыскании с закрытого акционерного общества "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" (далее - акционерное общество, ЗАО "ЛуТЭК") налоговых санкций в сумме 185359 руб., предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начисленных по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года.
Определением суда от 24.05.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю.
Решением суда от 07.10.2004 требования налогового органа удовлетворены в части. Акционерное общество согласилось с предъявленной ко взысканию суммой штрафа 6902 руб., в связи с чем требования налогового органа удовлетворены. Отказывая во взыскании оставшейся налоговой санкции в сумме 178457 руб., арбитражный суд мотивировал свои выводы со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, поскольку данная норма права устанавливает, что порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2002, в связи с чем у ЗАО "ЛуТЭК" отсутствовала обязанность по представлению технико-экономического обоснования отнесения добываемых запасов угля к некондиционным, признанных таковыми еще в 1998 году. Следовательно, применение акционерным обществом при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за август 2003 года ставки налога 0% обоснованно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить. Заявитель жалобы считает, что акционерным обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, поэтому применение им нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ЗАО "ЛуТЭК" в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилось, просило оставить принятый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю отзывы на жалобу не представили, участия в заседании суда кассационной инстанции не приняли, хотя надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в ходе проведения камеральной проверки представленной ЗАО "ЛуТЭК" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение акционерным обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении названного налога, что привело к его неуплате. По результатам проверки 29.12.2003 инспекцией по налогам и сборам вынесено решение N 08/479 ДСП о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа, всего 185359 руб.; одновременно ему предложено уплатить доначисленный налог в общей сумме 926713 руб. Требованиями NN 134, 135 от 06.01.2004 налоговым органом установлен срок для уплаты акционерным обществом недоимки и налоговых санкций, а именно: 15.01.2004.
В соответствии с нормами НК РФ налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании согласно своему решению вышеназванных налоговых санкций.
Арбитражный суд, проверяя правомерность заявленных требований, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания акционерного общества совершившим налоговое правонарушение, влекущее применение налоговой ответственности.
Рассматривая доводы жалобы в части отказа в удовлетворении требований инспекции по налогам и сборам о взыскании штрафа в сумме 178457 руб., кассационная инстанция считает, что жалоба лишена правовых оснований и не может быть удовлетворена.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании вышеназванной суммы штрафа, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии с Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41 были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых.
Материалами дела установлено, что ЗАО "ЛуТЭК" в проверяемом периоде осуществляло добычу бурого угля на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения на основании лицензии на право пользования недрами от 06.05.1998 серии ВЛВ N 00716 ТЭ со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края 20.11.1998, рассмотрев материалы, представленные акционерным обществом по разрезу "Лучегорский - 1" Бикинского месторождения, постановила: принять для маркшейдерского учета запасы некондиционного угля в количестве 8642 тыс. т; рекомендовать Комитету по геологии и использованию недр Приморского края и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края с 01.01.1998 освободить ЗАО "ЛуТЭК" от платежей за пользование недрами согласно статьям 40, 44 Закона РФ "О недрах" (протокол N 279 от 20.11.1998). Совместным приказом названных комитетов соответственно 29.12.1998 N 159 и 30.12.1998 N 288 акционерное общество с 01.01.1998 освобождено от уплаты платежей за пользование недрами при добыче некондиционных углей на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения, о чем в лицензию ВЛВ 00716 ТЭ внесены соответствующие изменения. В связи с введением в действие Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" совместным приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.2001 N 2476/333 внесены изменения в том числе в выданную акционерному обществу лицензию, установившие с 01.01.2002 ставку налога на добычу угля некондиционного 0% (л. д. 54 - 55).
При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового; кроме того, Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившие в силу с 01.01.2002, как правильно указал суд, не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным. Таким образом, акционерное общество имело право на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления указанного налога и выставления оспариваемых требований.
На основании изложенного принятый судебный акт не подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю N 048 от 17.12.2004 Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, которая является ее правопреемником по данному делу.
Руководствуясь статьями 48, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в порядке процессуального правопреемства заменить Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Решение от 07.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4734/04-20-115 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 23 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4047
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 07.10.2004 по делу N А51-4734/04-20-115 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю к закрытому акционерному обществу "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" о взыскании налоговых санкций 185359 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Приморского края о взыскании с закрытого акционерного общества "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" (далее - акционерное общество, ЗАО "ЛуТЭК") налоговых санкций в сумме 185359 руб., предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начисленных по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года.
Определением суда от 24.05.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю.
Решением суда от 07.10.2004 требования налогового органа удовлетворены в части. Акционерное общество согласилось с предъявленной ко взысканию суммой штрафа 6902 руб., в связи с чем требования налогового органа удовлетворены. Отказывая во взыскании оставшейся налоговой санкции в сумме 178457 руб., арбитражный суд мотивировал свои выводы со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, поскольку данная норма права устанавливает, что порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2002, в связи с чем у ЗАО "ЛуТЭК" отсутствовала обязанность по представлению технико-экономического обоснования отнесения добываемых запасов угля к некондиционным, признанных таковыми еще в 1998 году. Следовательно, применение акционерным обществом при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за август 2003 года ставки налога 0% обоснованно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить. Заявитель жалобы считает, что акционерным обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, поэтому применение им нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ЗАО "ЛуТЭК" в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилось, просило оставить принятый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю отзывы на жалобу не представили, участия в заседании суда кассационной инстанции не приняли, хотя надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в ходе проведения камеральной проверки представленной ЗАО "ЛуТЭК" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение акционерным обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении названного налога, что привело к его неуплате. По результатам проверки 29.12.2003 инспекцией по налогам и сборам вынесено решение N 08/479 ДСП о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа, всего 185359 руб.; одновременно ему предложено уплатить доначисленный налог в общей сумме 926713 руб. Требованиями NN 134, 135 от 06.01.2004 налоговым органом установлен срок для уплаты акционерным обществом недоимки и налоговых санкций, а именно: 15.01.2004.
В соответствии с нормами НК РФ налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании согласно своему решению вышеназванных налоговых санкций.
Арбитражный суд, проверяя правомерность заявленных требований, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания акционерного общества совершившим налоговое правонарушение, влекущее применение налоговой ответственности.
Рассматривая доводы жалобы в части отказа в удовлетворении требований инспекции по налогам и сборам о взыскании штрафа в сумме 178457 руб., кассационная инстанция считает, что жалоба лишена правовых оснований и не может быть удовлетворена.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании вышеназванной суммы штрафа, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии с Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41 были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых.
Материалами дела установлено, что ЗАО "ЛуТЭК" в проверяемом периоде осуществляло добычу бурого угля на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения на основании лицензии на право пользования недрами от 06.05.1998 серии ВЛВ N 00716 ТЭ со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края 20.11.1998, рассмотрев материалы, представленные акционерным обществом по разрезу "Лучегорский - 1" Бикинского месторождения, постановила: принять для маркшейдерского учета запасы некондиционного угля в количестве 8642 тыс. т; рекомендовать Комитету по геологии и использованию недр Приморского края и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края с 01.01.1998 освободить ЗАО "ЛуТЭК" от платежей за пользование недрами согласно статьям 40, 44 Закона РФ "О недрах" (протокол N 279 от 20.11.1998). Совместным приказом названных комитетов соответственно 29.12.1998 N 159 и 30.12.1998 N 288 акционерное общество с 01.01.1998 освобождено от уплаты платежей за пользование недрами при добыче некондиционных углей на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения, о чем в лицензию ВЛВ 00716 ТЭ внесены соответствующие изменения. В связи с введением в действие Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" совместным приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.2001 N 2476/333 внесены изменения в том числе в выданную акционерному обществу лицензию, установившие с 01.01.2002 ставку налога на добычу угля некондиционного 0% (л. д. 54 - 55).
При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового; кроме того, Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившие в силу с 01.01.2002, как правильно указал суд, не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным. Таким образом, акционерное общество имело право на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления указанного налога и выставления оспариваемых требований.
На основании изложенного принятый судебный акт не подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю N 048 от 17.12.2004 Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, которая является ее правопреемником по данному делу.
Руководствуясь статьями 48, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в порядке процессуального правопреемства заменить Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Решение от 07.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4734/04-20-115 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 23.03.2005 N Ф03-А51/04-2/4047
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4047
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 07.10.2004 по делу N А51-4734/04-20-115 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю к закрытому акционерному обществу "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" о взыскании налоговых санкций 185359 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Приморского края о взыскании с закрытого акционерного общества "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" (далее - акционерное общество, ЗАО "ЛуТЭК") налоговых санкций в сумме 185359 руб., предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начисленных по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года.
Определением суда от 24.05.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю.
Решением суда от 07.10.2004 требования налогового органа удовлетворены в части. Акционерное общество согласилось с предъявленной ко взысканию суммой штрафа 6902 руб., в связи с чем требования налогового органа удовлетворены. Отказывая во взыскании оставшейся налоговой санкции в сумме 178457 руб., арбитражный суд мотивировал свои выводы со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, поскольку данная норма права устанавливает, что порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2002, в связи с чем у ЗАО "ЛуТЭК" отсутствовала обязанность по представлению технико-экономического обоснования отнесения добываемых запасов угля к некондиционным, признанных таковыми еще в 1998 году. Следовательно, применение акционерным обществом при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за август 2003 года ставки налога 0% обоснованно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить. Заявитель жалобы считает, что акционерным обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, поэтому применение им нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ЗАО "ЛуТЭК" в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилось, просило оставить принятый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю отзывы на жалобу не представили, участия в заседании суда кассационной инстанции не приняли, хотя надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в ходе проведения камеральной проверки представленной ЗАО "ЛуТЭК" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение акционерным обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении названного налога, что привело к его неуплате. По результатам проверки 29.12.2003 инспекцией по налогам и сборам вынесено решение N 08/479 ДСП о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа, всего 185359 руб.; одновременно ему предложено уплатить доначисленный налог в общей сумме 926713 руб. Требованиями NN 134, 135 от 06.01.2004 налоговым органом установлен срок для уплаты акционерным обществом недоимки и налоговых санкций, а именно: 15.01.2004.
В соответствии с нормами НК РФ налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании согласно своему решению вышеназванных налоговых санкций.
Арбитражный суд, проверяя правомерность заявленных требований, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания акционерного общества совершившим налоговое правонарушение, влекущее применение налоговой ответственности.
Рассматривая доводы жалобы в части отказа в удовлетворении требований инспекции по налогам и сборам о взыскании штрафа в сумме 178457 руб., кассационная инстанция считает, что жалоба лишена правовых оснований и не может быть удовлетворена.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании вышеназванной суммы штрафа, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии с Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41 были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых.
Материалами дела установлено, что ЗАО "ЛуТЭК" в проверяемом периоде осуществляло добычу бурого угля на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения на основании лицензии на право пользования недрами от 06.05.1998 серии ВЛВ N 00716 ТЭ со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края 20.11.1998, рассмотрев материалы, представленные акционерным обществом по разрезу "Лучегорский - 1" Бикинского месторождения, постановила: принять для маркшейдерского учета запасы некондиционного угля в количестве 8642 тыс. т; рекомендовать Комитету по геологии и использованию недр Приморского края и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края с 01.01.1998 освободить ЗАО "ЛуТЭК" от платежей за пользование недрами согласно статьям 40, 44 Закона РФ "О недрах" (протокол N 279 от 20.11.1998). Совместным приказом названных комитетов соответственно 29.12.1998 N 159 и 30.12.1998 N 288 акционерное общество с 01.01.1998 освобождено от уплаты платежей за пользование недрами при добыче некондиционных углей на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения, о чем в лицензию ВЛВ 00716 ТЭ внесены соответствующие изменения. В связи с введением в действие Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" совместным приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.2001 N 2476/333 внесены изменения в том числе в выданную акционерному обществу лицензию, установившие с 01.01.2002 ставку налога на добычу угля некондиционного 0% (л. д. 54 - 55).
При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового; кроме того, Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившие в силу с 01.01.2002, как правильно указал суд, не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным. Таким образом, акционерное общество имело право на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления указанного налога и выставления оспариваемых требований.
На основании изложенного принятый судебный акт не подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю N 048 от 17.12.2004 Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, которая является ее правопреемником по данному делу.
Руководствуясь статьями 48, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
в порядке процессуального правопреемства заменить Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Решение от 07.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4734/04-20-115 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4047
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 07.10.2004 по делу N А51-4734/04-20-115 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю к закрытому акционерному обществу "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" о взыскании налоговых санкций 185359 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Приморского края о взыскании с закрытого акционерного общества "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" (далее - акционерное общество, ЗАО "ЛуТЭК") налоговых санкций в сумме 185359 руб., предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начисленных по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года.
Определением суда от 24.05.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю.
Решением суда от 07.10.2004 требования налогового органа удовлетворены в части. Акционерное общество согласилось с предъявленной ко взысканию суммой штрафа 6902 руб., в связи с чем требования налогового органа удовлетворены. Отказывая во взыскании оставшейся налоговой санкции в сумме 178457 руб., арбитражный суд мотивировал свои выводы со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, поскольку данная норма права устанавливает, что порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2002, в связи с чем у ЗАО "ЛуТЭК" отсутствовала обязанность по представлению технико-экономического обоснования отнесения добываемых запасов угля к некондиционным, признанных таковыми еще в 1998 году. Следовательно, применение акционерным обществом при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за август 2003 года ставки налога 0% обоснованно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить. Заявитель жалобы считает, что акционерным обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, поэтому применение им нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным.
ЗАО "ЛуТЭК" в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилось, просило оставить принятый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю отзывы на жалобу не представили, участия в заседании суда кассационной инстанции не приняли, хотя надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в ходе проведения камеральной проверки представленной ЗАО "ЛуТЭК" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2003 года установлено неправомерное, по мнению налогового органа, применение акционерным обществом нулевой ставки, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, при исчислении названного налога, что привело к его неуплате. По результатам проверки 29.12.2003 инспекцией по налогам и сборам вынесено решение N 08/479 ДСП о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа, всего 185359 руб.; одновременно ему предложено уплатить доначисленный налог в общей сумме 926713 руб. Требованиями NN 134, 135 от 06.01.2004 налоговым органом установлен срок для уплаты акционерным обществом недоимки и налоговых санкций, а именно: 15.01.2004.
В соответствии с нормами НК РФ налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании согласно своему решению вышеназванных налоговых санкций.
Арбитражный суд, проверяя правомерность заявленных требований, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания акционерного общества совершившим налоговое правонарушение, влекущее применение налоговой ответственности.
Рассматривая доводы жалобы в части отказа в удовлетворении требований инспекции по налогам и сборам о взыскании штрафа в сумме 178457 руб., кассационная инстанция считает, что жалоба лишена правовых оснований и не может быть удовлетворена.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным), которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании вышеназванной суммы штрафа, суд исходил из того, что до 01.01.2002 такими полномочиями в соответствии с Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41 были наделены территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых.
Материалами дела установлено, что ЗАО "ЛуТЭК" в проверяемом периоде осуществляло добычу бурого угля на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения на основании лицензии на право пользования недрами от 06.05.1998 серии ВЛВ N 00716 ТЭ со сроком действия до 30.08.2013. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края 20.11.1998, рассмотрев материалы, представленные акционерным обществом по разрезу "Лучегорский - 1" Бикинского месторождения, постановила: принять для маркшейдерского учета запасы некондиционного угля в количестве 8642 тыс. т; рекомендовать Комитету по геологии и использованию недр Приморского края и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края с 01.01.1998 освободить ЗАО "ЛуТЭК" от платежей за пользование недрами согласно статьям 40, 44 Закона РФ "О недрах" (протокол N 279 от 20.11.1998). Совместным приказом названных комитетов соответственно 29.12.1998 N 159 и 30.12.1998 N 288 акционерное общество с 01.01.1998 освобождено от уплаты платежей за пользование недрами при добыче некондиционных углей на поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения, о чем в лицензию ВЛВ 00716 ТЭ внесены соответствующие изменения. В связи с введением в действие Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" совместным приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.2001 N 2476/333 внесены изменения в том числе в выданную акционерному обществу лицензию, установившие с 01.01.2002 ставку налога на добычу угля некондиционного 0% (л. д. 54 - 55).
При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда о том, что указанное выше решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края об отнесении запасов угля к некондиционным запасам принято в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежало пересмотру с введением нового; кроме того, Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившие в силу с 01.01.2002, как правильно указал суд, не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми запасы твердых полезных ископаемых уже были отнесены к некондиционным. Таким образом, акционерное общество имело право на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления указанного налога и выставления оспариваемых требований.
На основании изложенного принятый судебный акт не подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю N 048 от 17.12.2004 Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, которая является ее правопреемником по данному делу.
Руководствуясь статьями 48, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
в порядке процессуального правопреемства заменить Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Решение от 07.10.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4734/04-20-115 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)