Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ", г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010
по делу N А65-1762/2010
по заявлению открытого акционерного общества "КАМАЗ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Татарстан, г. Заинск Республики Татарстан, о признании недействительным решения, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Республике Татарстан", г. Казань,
открытое акционерное общество "КАМАЗ" (далее - ОАО "КАМАЗ", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, ответчик) от 02.11.2009 N 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) и федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Республике Татарстан" (далее - ФГУ "ЗКП по РТ").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "КАМАЗ" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно положения статей 5, 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, на дату законодательно установленного срока (01.03.2009) кадастровая стоимость земельного участка N 16:48:000000:78 не была изменена и об изменении кадастровой стоимости в надлежащие сроки налогоплательщику также не сообщалось. Следовательно, данные о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в авансовом расчете по земельному налогу за 2 квартал 2009 года, представленном Обществом в Инспекцию, являются достоверными, поскольку получены заявителем в законодательно установленном порядке у уполномоченного государственного органа. Доводы ОАО "КАМАЗ" подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонила и просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Инспекция, Управление и ФГУ "ЗКП по РТ" надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 17.07.2009 ОАО "КАМАЗ" в электронном виде направило в адрес Инспекции налоговую декларацию по земельному налогу за II квартал 2009 года, согласно которой общая сумма земельного налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила 264 523 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, в ходе которой установлена неполная уплата авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в сумме 377 052 руб. в результате занижения налоговой базы. Выявленные нарушения отражены налоговым органом в акте камеральной налоговой проверки от 22.09.2009 N 519. Рассмотрев данный акт и представленные на него налогоплательщиком возражения, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 02.11.2009 N 2 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 377 052 руб. и начислены пени в сумме 11 475,68 руб.
Решением Управления от 21.12.2009 N 884, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО "КАМАЗ", указанное решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Из статей 390, 391 НК РФ следует, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 (далее - постановление КМ РТ от 31.12.2008 N 951), которое официально опубликовано в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 11.02.2009, N 6, ст. 0222. Однако в силу прямого указания пункта 3 названного постановления оно вступило в силу с 01.01.2009 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов введены в действие с 01.01.2009, что соответствует пункту 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан".
Таким образом, налоговая база по земельному налогу за 2009 год подлежала исчислению исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951.
Из материалов дела следует, что за 2 квартал 2009 года заявитель уплатил земельный налог в сумме 264 523 руб. за земельный участок с кадастровым номером 16:48:000000:78, исходя из его кадастровой стоимости в сумме 62 424 034 руб.
Инспекция доначислила Обществу к уплате земельный налог за 2 квартал 2009 года по указанному земельному участку в связи с тем, что его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 162 971 277 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что доказательствами обоснованности расчета земельного налога в соответствии со статьями 389, 390, 391, 395, 396 НК РФ, статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" являются сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (кадастровый план земельного участка); данные о кадастровом номере и кадастровой стоимости земельных участков, опубликованные в официальном периодическом печатном издании органов местного самоуправления; решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки.
Довод заявителя о том, что при расчете авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2009 года он использовал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:48:000000:78 в размере 62 424 034 руб. на основании кадастрового паспорта земельного участка от 04.03.2009 N 3-16:09-35751, судами правомерно отклонен как несостоятельный.
В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 393, пунктом 3 статьи 398 НК РФ расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиком в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, каковыми являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Как правильно отметили судебные инстанции, об изменении кадастровой стоимости земельных участков было известно из постановления КМ РТ от 31.12.2008 N 951, в связи с чем на дату подачи налоговой декларации по земельному налогу за 2 квартал 2009 года Общество располагало данными об изменении кадастровой стоимости единого землепользования с кадастровым номером 16:48:000000:78 и должно было исчислить налог к уплате в бюджет исходя из измененной кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что принятое Инспекцией решение от 02.11.2009 N 2 является обоснованным, и отказали заявителю в удовлетворении его требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А65-1762/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.01.2011 ПО ДЕЛУ N А65-1762/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2011 г. по делу N А65-1762/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ", г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010
по делу N А65-1762/2010
по заявлению открытого акционерного общества "КАМАЗ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Татарстан, г. Заинск Республики Татарстан, о признании недействительным решения, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Республике Татарстан", г. Казань,
установил:
открытое акционерное общество "КАМАЗ" (далее - ОАО "КАМАЗ", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, ответчик) от 02.11.2009 N 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) и федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Республике Татарстан" (далее - ФГУ "ЗКП по РТ").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "КАМАЗ" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно положения статей 5, 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, на дату законодательно установленного срока (01.03.2009) кадастровая стоимость земельного участка N 16:48:000000:78 не была изменена и об изменении кадастровой стоимости в надлежащие сроки налогоплательщику также не сообщалось. Следовательно, данные о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в авансовом расчете по земельному налогу за 2 квартал 2009 года, представленном Обществом в Инспекцию, являются достоверными, поскольку получены заявителем в законодательно установленном порядке у уполномоченного государственного органа. Доводы ОАО "КАМАЗ" подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонила и просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Инспекция, Управление и ФГУ "ЗКП по РТ" надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 17.07.2009 ОАО "КАМАЗ" в электронном виде направило в адрес Инспекции налоговую декларацию по земельному налогу за II квартал 2009 года, согласно которой общая сумма земельного налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила 264 523 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, в ходе которой установлена неполная уплата авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в сумме 377 052 руб. в результате занижения налоговой базы. Выявленные нарушения отражены налоговым органом в акте камеральной налоговой проверки от 22.09.2009 N 519. Рассмотрев данный акт и представленные на него налогоплательщиком возражения, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 02.11.2009 N 2 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 377 052 руб. и начислены пени в сумме 11 475,68 руб.
Решением Управления от 21.12.2009 N 884, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО "КАМАЗ", указанное решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Из статей 390, 391 НК РФ следует, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 (далее - постановление КМ РТ от 31.12.2008 N 951), которое официально опубликовано в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 11.02.2009, N 6, ст. 0222. Однако в силу прямого указания пункта 3 названного постановления оно вступило в силу с 01.01.2009 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов введены в действие с 01.01.2009, что соответствует пункту 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан".
Таким образом, налоговая база по земельному налогу за 2009 год подлежала исчислению исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951.
Из материалов дела следует, что за 2 квартал 2009 года заявитель уплатил земельный налог в сумме 264 523 руб. за земельный участок с кадастровым номером 16:48:000000:78, исходя из его кадастровой стоимости в сумме 62 424 034 руб.
Инспекция доначислила Обществу к уплате земельный налог за 2 квартал 2009 года по указанному земельному участку в связи с тем, что его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 162 971 277 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что доказательствами обоснованности расчета земельного налога в соответствии со статьями 389, 390, 391, 395, 396 НК РФ, статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" являются сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (кадастровый план земельного участка); данные о кадастровом номере и кадастровой стоимости земельных участков, опубликованные в официальном периодическом печатном издании органов местного самоуправления; решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки.
Довод заявителя о том, что при расчете авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2009 года он использовал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:48:000000:78 в размере 62 424 034 руб. на основании кадастрового паспорта земельного участка от 04.03.2009 N 3-16:09-35751, судами правомерно отклонен как несостоятельный.
В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 393, пунктом 3 статьи 398 НК РФ расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиком в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, каковыми являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Как правильно отметили судебные инстанции, об изменении кадастровой стоимости земельных участков было известно из постановления КМ РТ от 31.12.2008 N 951, в связи с чем на дату подачи налоговой декларации по земельному налогу за 2 квартал 2009 года Общество располагало данными об изменении кадастровой стоимости единого землепользования с кадастровым номером 16:48:000000:78 и должно было исчислить налог к уплате в бюджет исходя из измененной кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что принятое Инспекцией решение от 02.11.2009 N 2 является обоснованным, и отказали заявителю в удовлетворении его требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А65-1762/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)